...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Велоспорт


28 сентября 2006 (09:40)

Зульфия Забирова: Хочу выиграть медаль для Казахстана

Зульфия Забирова: Хочу выиграть медаль для Казахстана

Олимпийская чемпионка 1996 года в гонке с раздельным стартом Зульфия Забирова последний раз отличилась на чемпионате мира два года назад, когда, выступая еще за сборную России, получила в Италии бронзу в своей коронной «разделке». Почти два года назад именитая велогонщица поменяла гражданство, стала выступать за Казахстан, но пока что сколько-нибудь заметных успехов не добилась. Однако сейчас, занимая 10-е место в мировой классификации, Зульфия Забирова заявила в интервью о том, что она обязана завоевать медаль для своей новой родины в австрийском Зальцбурге на чемпионате мира по велоспорту на шоссе. Отметим, что это интервью Забирова дала перед самым стартом закончившегося 24 сентября чемпионата мира.

- Второй сезон, как вы - не наша. Что изменилось в вашей жизни? В чем разница - быть «нашей» и не «нашей»?
- Когда я была «вашей», все было в голубо-красно-белых тонах. А сейчас – в бирюзово-желтых, цветах флага Казахстана. Это по форме. По сути, можно сказать, что изменилась даже я сама. Что касается спорта, я стала чувствовать себя единственной и очень любимой в этой стране. Столько внимания, столько слов. Так, как меня встречают там, меня нигде не встречали.
- Когда же вас там встретили по самому высшему разряду?
- Когда я прилетела в прошлом году в Астану, в самолете мое имя произнесли по громкой связи: «Зульфия Забирова, пожалуйста, приготовьтесь к выходу. Такое в моей жизни было однажды в1996 году, когда я выиграла Олимпиаду и прилетела потом в Ростов. Но здесь это было просто так- и букет цветов, и президент федерации у трапа, и группа поддержки, которая пожелала мне всего хорошего. Поехали мы тогда на обед в узбекский ресторан. Я же родом изУзбекистана. Никогда в Казахстане с тех пор по отношению ко мне не было произнесено ни одного пустого слова, что меня действительно поразило. Все, что было сказано, то было сделано. Даже по мелочам. Например, меня потрясла организация прошлогоднего чемпионата Казахстана. Чемпионат этот в женской его части не проводили уже 10 лет. Я еще зимой попросила провести его летом в один день с мужчинами и на той же трассе, да чтобы трасса была подобрана с учетом предстоявшего тогда чемпионата мира в Мадриде. Думала, они забудyт. Но в итоге было сделано все-все - даже новую дорогу они построили недалеко от Алма-Аты, около поселка Собачьи Кольца.
- Там, где в советское время регулярно проводили чемпионаты СССР?
- Точно. С тех пор дорога разрушилась полностью. Но когда под наш национальный чемпионат ее восстановили, сельчане чуть ли не руки нам целовали. Говорили: «Спасибо, что вы, велосипедисты, опять появились!».
- Вас узнают в Астане на улице?
- Нет пока. Но за моими выступлениями в гонках казахстанцы стали активно следить, присылают по электронной почте поздравления, знакомятся. Думаю, что велоспорт в Казахстане теперь - один из самых главных видов спорта. Все теперь готовят меня к чемпионату мира. И ждут, когда я выиграю хотя бы какую-то медаль для Казахстана. В Мадриде-то в «разделке» я была лишь шестой. Хотя в начале года выиграла, например, Кубок мира в Берне. Это была моя первая победа для Казахстана в нынешнем сезоне. А в прошлом побед было шесть, но не таких важных - этап на «Джиро», чемпионат Казахстана в индивидуальной и групповой гонках, в «разделке» в Сан-Марино, в Барселоне три индивидуальные гонки я выиграла. Но не было еще ни одной медали с чемпионатов мира. В позапрошлом году я последний раз выиграла для России бронзу в Италии. Так что в этом году я должна приложить все силы и добыть медаль для Казахстана. Потому что чувствую большую ответственность перед страной и верю, что могу это сделать. Думаю, все получится, потому что работала так же, как я привыкла, и чувствую тот же настрой, который у меня был всегда перед чемпионатом мира. Так что, если не ошибусь и не случится ничего непредвиденного, в «разделке. мне медаль, считаю, светит.
- Вы сами эту цель для себя сформулировали или это сделали ваши начальники?
- Передо мной поставили такую цель.
- А если вы медаль все таки не получите?
- Если бы я так думала, я бы уже не занималась велоспортом.
- Не появился ли у вас внутренний мандраж от взятых на себя обязательств?
- Абсолютно никакого мандража не ощущаю. Ведь никто меня за отсутствие медали не накажет. Однако в таком случае потраченное время и изнурительные тренировки пойдут, извините, собаке под хвост. Но я подошла, считаю, к решению задачи профессионально, сделала все, как положено, много работала и имела при всем этом все условия, так что медаль должна быть. Если, повторяю, дорогу не перейдет лошадь или вдруг не пойдет снег, и я, поскользнувшись, с трассы улечу.
- А соперники - не в счет?
- Естественно, они есть и поджимают. Но я верю в себя. И если медали не будет, наступит жуткое разочарование. Впрочем, в следующем году – еще один чемпионат мира, потом Олимпиада, есть еще Азиатские игры. Так что буду дальше работать и везде стараться выиграть медаль для Казахстана.
- Вы достаточно обеспечены казахстанскими властями?
- Даже больше, чем нужно. Велосипед, форма – это мелочи, которые у меня были всегда независимо ни от чего. В чем бы я ни нуждалась, стоит только попросить, и тут же все будет сделано. Я себя чувствую чуть ли не принцессой - единственной и любимой всеми. Столько внимания, сколько уделяют мне, не получал никто и никогда. Тем более, я сама ни в один из периодов моей жизни.
- Вы покинули Россию только из-за денег?
- Нет, не из-за денег. Я не искала вариантов. Все получилось спонтанно. Что-то сильно поменялось в моем сознании. Но до сих пор ни о чем не жалею, и это главное. Внутренний процесс начался уже задолго до Афин. Сначала был в мой адрес некий вызов. И перемены произошли буквально за год. Я долго не думала, потому что, получив приглашение в Казахстан, уже давно в России ощущала себя словно не в своей тарелке. Не чувствовала себя нужной и свободной. Вот что самое главное. В Казахстане я не только могу что-то попросить, и для меня все сделают, но там я ощущаю к себе уважение. Президенты нашей федерации никогда не понимали душу человека. Для них главное- результат. С ними мне было неинтересно общаться. Тонкостей подхода у них к человеку нет. Впрочем, они, наверное, считают это дело ненужным? В Казахстане у меня тоже нет тесного контакта с президентом федерации. Но при этом я почему-то чувствую себя там так, как мне хотелось чувствовать себя всегда.
- Принцессой...
- Вот-вот, принцессой. Я понимаю, что в Москве олимпийских чемпионов пруд пруди, и, быть может, поэтому у меня здесь не было ощущения избранности. Хотя на самом деле Россия для меня сделала много, и я этого никогда не забуду. С другой стороны, я ведь отблагодарила ее своими медалями, которые заработала. Если бы у меня не было стимула, то, наверное, не было бы и медалей, правильно? Как-то же из меня смогли сделать чемпионку? И все мои медали до сих пор - российские, сделанные в соавторстве с моим русским тренером. Но сейчас другая жизнь, другие стимулы и... должны быть другие медали.
- Когда женщина хлопает дверью, она все равно хочет, чтобы ее догнали и вернули обратно...
- А за мной никто не побежал.
- Но желание, чтобы побежали, было?
- Я не дала им шанса. Настолько была уверена и знала на сто процентов, что иду правильным путем и назад не вернусь. Здесь мне уже все было неинтересно. Да и не смогли бы меня вернуть, потому что все для меня было далеко и поздно.
- Вам не хочется, чтобы сейчас или в будущем кто-то из наших руководителей сказал вам: «Прости, мы были неправы»?
- А кто это должен мне скaзать? Я об этом даже не думаю, потому что знаю насколько им все это безразлично. Если меня вспомнят вообще, со мной поздороваются и спросят, как я себя чувствую, одно это для меня будет чем-то сверхъестественным. Однако голову даю на отсечение, никто ни о чем меня даже не спросит.

Антон Широков
ИА «Спортком»
"Спортивный портал Казахстана"

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети