...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Олимпиада


1 февраля 2007 (12:20)

90:1 – Веселое начало

90:1 – Веселое начало В минувшее воскресенье на арене Changchun Wuhuan Gymnasium состоялось торжественное открытие шестых зимних Азиатских игр. Изюминкой торжества стало личное приcyтствие президента Китайской Народной Республики Худжинтау.

Церемония открытия была назначена на восемь вечера по местному времени. Народ стал стекаться к комплексу часам к шести. Несмотря на многочисленные толпы, с каждой минутой скапливавшиеся у контрольно-пропускных пунктов, давки, которую, отмечу, можно заметить на наших менее масштабных мероприятиях, не было. Причем местные стражи порядка не ограничивались только регистрацией билетов и сверкой аккредитационных карт - в их обязанности входила тщательная проверка посетителей и содержимого их сумок. Корреспондент «РRОСПОРТ» не стал исключением и был досмотрен по всей строгости. Но раздражения столь нудная процедура не вызывала: виноватые и открытые улыбки хозяев Игр сглаживали некоторые неудобства и проскальзывавшие недочеты в их работе. Кстати, за прошедшие дни мы привыкли к частым обыскам: вход в каждый спортивный комплекс и особенно в пресс-центр обязательно сопровождался этим ритуалом, причем «жрецы» не ленились каждый раз обыскивать тебя на предмет запрещенного, даже если ты прошел через их руки только минуту назад.

Ближе к началу церемонии трибуны довольно быстро и организованно заполнились. Нетрудно было догадаться по отдельно возвышавшемуся и торжественно обставленному президиуму, что с минуты на минуту должен прибыть высокопоставленный гость. Тем временем автор этих строк после долгих объяснений с волонтерами (мой билет почему-то указывал ряд, к котором укрепились какие-то детали декораций сцены) приобрел новый пропуск, но теперь уже VIP. И удобно усевшись рядом с влиятельными людьми Чанчуня, я мысленно попытался представить себе Алматы через четыре года... Размышления были прерваны бурными овациями. Зал встречал Вождя. Президент, прибывший в окружении многочисленной свиты, поприветствовал собравшихся. После его вступительной речи наставления участникам дали президент Национального олимпийского комитета Китая Лью Пен и глава Олимпийского совета Азии шейх Ахмад Аль-Фахад Аль-Сабах, который в конце своей речи сказал «спасибо» на китайском, чем вызвал восторг у публики. Торжественный парад участников, надо признать, собрал все флаги азиатской семьи. Однако добрая (если не больше) половина знамен, к сожалению, на Играх больше не порадует глаз, их вновь скатают в рулоны, и в таком виде им предстоит пролежать, дожидаясь следующего случая. Только три страны прибыли в Чанчунь оптимальными составами - Казахстан, Япония и Южная Корея. У Китая как хозяина Асиады - самая многочисленная команда. Более-менее солидно в количественном плане выглядят представители китайских Макао и Гонконга. Остальные приехали... на других посмотреть.

Если китайцев интересовал их лидер, то мы, казахстанцы, выглядывали своих руководителей. В воскресенье, аккурат перед открытием Асиады, через Пекин как раз прилетела вторая наша группа. Спустя некоторое время увидел за президиумом министра туризма и спорта РК Темирхана Мынайдаровича Досмухамбетова и генерального секретаря НОК Тимура Камаловича Досымбетова. В двух словах о концертной программе. По мнению некоторых моих коллег, побывавших на аналогичных мероприятиях прошлых лет, развлекательная часть программы получилась скучной и невзрачной их вердикт: «Могли бы придумать что-нибудь пооригинальней». Лично мне понравилось. Тягучие народные мелодии, современные зажигательные мотивы и, наконец, концовка (выбежавшие на сцену дети, которые фразу «Я люблю тебя, Азия!» выкрикивали на родных языках стран-участниц), ставшая достойным завершением театрализованного действа. Да что там действо! Азиатские игры это ведь не только медали, секунды, протоколы... Это посол мира в нашем общем доме. Через четыре года он постучится к нам.

Хорошая новость – в понедельник первую награду завоевал наш конькобежец Дмитрий Бабенко. На дистанции 5000 м он завоевал бронзовую медаль.

Слухи про украинский экипаж оказалась уткой

Таможенный и паспортный контроль в алматинском аэропорту прошли без всяких эксцессов: работники воздушной гавани с пониманием отнеслись ко всему происходящему, даже разрешили нашему фотокору сделать перед вылетом делегации несколько снимков в самом здании аэропорта, что в другие дни расценили бы как серьезное нарушение.

Впереди нас ждали больше пяти часов беспосадочного полета по маршруту Алматы - Чанчунь над бескрайними просторами Поднебесной. Правда, вылетели с задержкой примерно на час. Когда все расселись по своим местами приготовились к первыми не самым приятным минутам взлета, в салоне началось активное движение. Впереди сидящих начали пересаживать в хвост самолета, а освободившиеся места на глазах заполнялись багажом, который мы должны были увидеть только в китайском аэропорту. Мысли о возможном перегрузе старого доброго Ил-62, признаться, не успокаивали... Посыпались шутки в адрес керлингистов, мол, из-за их камней мы вообще не сможем взлететь. Кто-то сказал, что самолет специально пригнали из Украины и, соответственно, экипаж не наш. Тут же нашлись крепкие шутки и в адрес украинских пилотов. Одним словом, настроение у всех было легкое, воздушное. К всеобщей радости, взлетели нормально, ну а чуть позже выяснили, что экипаж, равно как и лайнер, далеко не украинский, а наш, родной. Почему-то успокоив себя этим фактом и отдавшись воле Всевышнего и мастерству экипажа, автор этих строк, как и добрая половина пассажиров, предался сну.

Сменили френчи на спортивные костюмы

Чанчунь встретил нас холодным пронизывающим ветром. У трапа нашу делегацию поджидала солидная группа из числа волонтеров, работников аэропорта и официальных лиц. Сразу бросилась в глаза подчеркнутая, но нетерпящая своеволия, вежливость персонала. Строгая, без тени намека на фешн униформа работников аэропорта, военные, одетые в шинели, по фасону напоминающие те, что носили еще в годы войны, нахлобученные ушанки все это вызвало ассоциации с одним ранним американским боевиком, где в представлении заокеанских режиссеров советские солдаты выглядели именно так: в смешной форме и свирепые в душе. Не хватало железных решеток и овчарок, готовых по первому же сигналу оторвать от тела добрый кусок мяса. Но было бы глупо судить по внешнему виду. Китайцы очень милые и добрые люди, в чем я неоднократно убеждался за время пребывания в этой стране. Правда, их временами удивляющая дисциплинированность, моментами недоступные для нашего понимания принципы и жизненные приоритеты, завещанные еще мудрым Мао Цзедуном, все же отличают их от нас, тем более, от типичных и более знакомых нам европейцев. Так что Китай у каждого свой.

Дорога от воздушной гавани до отеля заняла приблизительно минут тридцать-сорок. Беглый взгляд по выстроившимся вдоль трассы серым зданиям и пустынным улицам сразу лишил надежды увидеть экзотический, коим привлекают туристов, Китай. Чанчунь является столицей провинции Джилинь, развитого промышленного региона на северо-востоке Китая. Возможно поэтому он отличается от классического в нашем понимании китайского города, где если это Пекин или Гонгконг, то обязательно небоскребы, пробки, вечно опаздывающие на работу служащие, одетые по строгой схеме: белый верх, черный низ. Или, наоборот, снующие повсюду рикши, горластые торговцы, притоны, где можно покурить кальян. Чанчунь - полная противоположность вышеизложенным сюжетам. Здесь никто никуда не торопится, никуда не опаздывает. Спиртные напитки, как в наших магазинах, встретишь не везде. Все очень просто. Жизнь расписана по минутам, и каждый знает, что он будет делать сегодня. Челночникам здесь ловить нечего, как удалось выяснить (не ради выгоды, а любопытства для), блошинных рынков в городе нет и в помине. Зато есть целые кварталы дорогих магазинов и, что интересно, в большинстве торгующих спортивной одеждой. Может, пришла директива из Пекина приучать народ к спортивному образу жизни в духе грядущих Олимпийских игр? Кстати, прожиточный минимум здесь примерно такой же, как и в Алматы. Ну так вот, по словам нашего гида, магазины, и тем паче всякого рода увеселительные заведения, закрываются уже часов в десять вечера. Теперь понятно, почему на ночных улицах Чан чуня нет праздно шатающихся китайцев. Социализм, знаете ли.

…Улица Строителей, дом… Квартира… Э-э-э, я в Китае?!

Хочется сказать несколько слов об особенностях градостроительства. Это так в известной советской комедии; когда герой, прилично набравшись, оказывается в чужом городе в чужой квартире и долгое время не хочет с этим мириться, настолько всe одинаково... Если бы я, в отличие от рязановского героя, не был уверен, что нахожусь в Китае, то запросто мог бы подумать, что прогуливаюсь по дворам какого-нибудь родного «микраша». И китайские, и алматинские пятиэтажки и девятиэтажки практически на одно «лицо».

Возможно, у них общий архитектор - Советский Союз. Хотя в центре города можно наткнуться на современные высотки с интересным дизайном. Зато грех жаловаться на предпраздничное оформление города. Во всех доступных и недоступных местах, на стенах домов, заборах, фонарях висят всевозможные билборды с символикой зимних Азиатских игр. Местное гороформление, уверяю, заслуживает похвалы.

Рассказывать о Чанчуне можно долго. Например, что китайские таксисты, дико, порой неоправданно маневрируя и, по моему твердому убеждению, ежесекундно нарушая правила, реально ставят свою и жизни пассажиров под угрозу. Хотя риск с лихвой компенсируется относительно низкой таксой. Или о том, что местные регулировщики не знают, что такое хлеб насущный, то бишь жезл. Им сподручней руками направлять потоки машин. Или попытаться раскрыть с вами секрет: почему стоит только задать вопрос одному горожанину, как тут же вокруг тебя собирается толпа, причем многие из них, даже не зная о чем речь, будут ходить за тобой по пятам еще долгое время? Какие все-таки китайцы любезные люди! Да и привычка сказывается решать все коллективно. Рассказать об императорском дворце, о местной гордости - китайском Голливуде. Одним словом, Чанчунь имеет разные лица – деловое и беспечное, равнодушное и заботливое, грустное и забавное. Решено, оставим мои впечатления для родных и близких. Ведь пришло время познакомить читателей и со спортивной жизнью, которой наслаждается в эти дни не только Китай, а вся Азия. В минувшее воскресенье с легкой руки главы Китая Ху Джинтао был дан официальный старт шестым по счету зимним Азиатским играм.

Фархат Изизов, Чанчунь
«PROСПОРТ Казахстан»
"Соб. инф."

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети