Александр Винокуров: «Буду бороться за победу на «Тур де Франс»
Весьма успешным получился нынешний велосезон для казахстанского гонщика Александра Винокурова. 37-летний велосипедист из нашей страны лишь год назад вернулся в профессию после двухгодичной дисквалификации, однако уже успел доказать свою состоятельность всему миру.
Минувшей весной Вино выиграл престижную многодневную гонку в Италии «Тиррено — Адриатико», затем казахстанец первенствовал на старейшей однодневной классической гонке в Бельгии «Льеж — Бастон — Льеж». Ну, а в июле Винокуров стал одним из главных слагаемых успеха испанского капитана «Астаны» Альберто Контадора на «Тур де Франс».
Необходимо отметить также и то, что Вино, будучи первым «лейтенантом» Контадора, сумел выиграть и один из этапов «Большой петли». Александр не ограничивается своими успехами на шоссе, но и предпринимает другие шаги для популяризации велоспорта в нашей стране. Именно он стал инициатором состоявшегося две недели назад визита в Казахстан Альберто Контадора и одного из самых выдающихся гонщиков прошлого столетия пятикратного победителя «Тур де Франс» бельгийца Эдди Меркса, которые вместе с Вино приняли участие в символическом веломарше по дорогам Алматы, приуроченном ко Дню города.
Позднее корреспонденту «Капитал.kz» удалось встретиться с Александром Винокуровым и адресовать ему свои вопросы.
— Александр, Вы продолжите выступления за «Астану» в будущем сезоне?
— Да. Пока еще чувствую в себе силы, чтобы выступать на самом высоком уровне. Думаю, в нынешнем году я это подтвердил.
— По окончании 2010 года у нашей команды «Астана» истекает срок лицензии на выступления в Pro tour. У Вас нет опасений, что могут возникнуть проблемы с ее продлением?
— Опасений нет никаких. Надеюсь, что подобные проблемы, которые возникали у нашей команды раньше, навсегда остались в прошлом. Нам лишь нужно своевременно предоставить все необходимые документы в UCI (Международный союз велосипедистов, — прим. авт.), чтобы получить лицензию на 4 последующих года. Трудностей возникнуть не должно.
— Визит Эдди Меркса и Альберто Контадора в Алматы изначально планировался таким образом, чтобы они смогли принять участие в веломарше, приуроченном ко Дню города?
— Нет, конечно. Такие планы строить было довольно сложно. Разумеется, договоренность с Мерксом и Контадором о том, что они в конце нынешнего года прилетят в Алматы, была. Ну, а вариант с их участием в веломарше возник в самый последний момент.
— Насколько мне известно, организаторы обещали участникам веломарша мастер-класс с Винокуровым, Контадором и Мерксом. Однако по окончании веломарша все уехали в отель…
— Веломарш — это и был мастер-класс. Все пожелавшие снялись на старте вместе с Альберто и постарались выдержать его ритм до финиша. По-моему, пять или даже десять участников выдержали.
— Эдди Меркс также преодолевал всю дистанцию?
— Да. К сожалению, в этот день в Алматы подвела погода. И я лично предложил Мерксу пересесть с велосипеда в машину, чтобы не рисковать. Но он сказал, что должен выполнить данное мне обещание проехать этот маршрут, и проехал.
— Как Вы оцениваете результаты «Астаны» на прошедшей в этом месяце испанской «Вуэльте»?
— Об этом уже много говорилось. Молодые гонщики в отсутствие лидеров получили возможность попробовать свои силы в борьбе за победы на этапах. Был расчет и на то, что кто-нибудь из наших велосипедистов сумеет закончить гонку на высокой позиции в генеральной классификации. Я надеялся, что Дьяченко сможет занять место среди 15 сильнейших. Базаев и Дэвис неоднократно пытались выиграть этап. К сожалению, не получилось. Но опыт — есть опыт.
— Много критики звучало в адрес нашей команды в связи с этим выступлением…
— А на вас не угодить! Когда молодых казахстанцев не было в составе команды, все обвиняли руководителей клуба в недостаточном внимании к доморощенным спортсменам. Теперь все недовольны результатами.
— Есть вероятность, что в будущем сезоне «Астана» вновь выступит таким экспериментальным составом на одном из гран-туров?
— Не думаю. И с «Джиро», и с «Туром», и с «Вуэльтой» у «Астаны» связаны очень серьезные амбиции.
— Почему, все-таки, Контадор ушел из «Астаны»? Ведь во время его выступления на «Тур де Франс» в СМИ неоднократно появлялась информация о том, что Альберто ведет переговоры с «Астаной» о продлении контракта…
— Разговоры были. Наша команда сделала предложение Контадору, он над ним думал. Но в итоге предпочел другой коллектив.
— Может быть, испанцу мало предложили?
— Нет, конечно. У него и предыдущий контракт был очень выгодный для него. Кроме того, я не думаю, что в новой его команде Контадору будут платить больше. Просто он решил закончить этот этап своей карьеры и сделать следующий шаг. Мы его обвинять в этом не можем.
— Вы остались друзьями?
— Ну, в общем, да. Наверное, мы не будем вместе ужинать и гостить друг у друга. Но добрые приятельские отношения мы поддерживаем. Визит Альберто в Алматы подтверждает то, что мы расстаемся хорошо.
— Было много разговоров о том, что состав «Астаны» в будущем сезоне может пополнить россиянин Денис Меньшов. Почему «Астана» не подписала этого гонщика?
— Меньшов, конечно, рассматривался как кандидат на место в команде, но, на самом деле, такой обстоятельной борьбы за него с российской «Катюшей», о которой писали в прессе, не было. Да, Меньшов — сильный гонщик, призер «Тур де Франс», но на сегодняшний день мы не так уж в нем нуждаемся. Он наверняка имеет виды на будущий «Тур де Франс». Но ведь и я рассчитываю побороться за пьедестал этой гонки. Лично я не считаю, что Меньшов сильнее Винокурова.
— Планирует ли «Астана» вести переговоры с Кашечкиным о его будущем переходе в казахстанскую команду?
— Вполне возможно. Если Андрей покажет свою силу, докажет, что он способен выступать на высоком уровне и добиваться результата, весьма вероятно, что он придет в «Астану».
— То есть пока Кашечкин на «Вуэльте» это не показал?
— Пока нет.
— Лично Вам хотелось бы видеть Андрея в «Астане» в следующем сезоне?
— Наверное, о следующем сезоне речь не идет. Лично мне на «Тур де Франс», чтобы бороться за призовое место, Кашечкин не нужен.
— Кого из новичков «Астаны» Вы считаете наибольшей трансферной удачей?
— Думаю, Роман Кройцигер — это самое сильное приобретение. Он молодой, но очень перспективный гонщик. Наверное, Роман станет главной ударной силой «Астаны» на «Джиро» и будет моим главным помощников на «Туре».
— «Астана» предпринимала попытки к тому, чтобы «подписать» братьев Шлеков?
— Попытки, конечно, были. Но до серьезного, детального разговора дело не дошло. У них своя сильная команда, и они хотят отстаивать свои интересы.
— Остается ли победа в общем зачете «Тур де Франс» Вашей хрустальной мечтой?
— Мечта — есть мечта. Пока остается. Я буду бороться в 2010 году за победу в общем зачете. Но в присутствии таких сильных соперников, как Контадор и братья Шлеки, рассчитывать на победу очень сложно.
— Собираетесь ли Вы выступить на других гран-турах?
— На «Джиро», скорее всего, нет, а про «Вуэльту» думать пока рано.
— Вам достаточно тяжело было бороться в горах на «Джиро» со своими соперниками. По мнению многих специалистов, Вам помешал тот факт, что Вы тяжелее других «горняков». Не планируете ли Вы в связи с этим сбросить вес?
— А это невозможно. Если у меня масса жира в организме 4%, что я могу скинуть? Я же не могу отрезать себе кусок мяса (смеется).
— Планируете ли Вы выступать на чемпионате мира в этом году?
— Нет. Во-первых, маршрут гонок на нынешнем чемпионате мира не предполагает, что я смогу получить преимущество, Австралия ведь ровная, как стол. Так что это не мой профиль. А, во-вторых, чтобы хорошо подготовиться к чемпионату мира, нужно ехать «Вуэльту».
— При этом Вы рассчитываете выступить на Азиатских играх. Каково Ваше отношение к данным соревнованиям? Вам действительно интересно бороться с сильнейшими гонщиками Азии, или это только плюс одна гарантированная медаль в копилку нашей команды?
— Азиатские игры — это самое важное континентальное соревнование, так и относиться к нему нужно соответственно. Наверное, в смысле борьбы — это будет не очень интересно. Но мне хотелось бы получить в свою коллекцию медаль Азиады. Ну, и если это необходимо нашей стране, значит это нужно сделать.
— Произойдут ли изменения в дизайне Вашей именной формы в новом сезоне?
— Наверное, изменения будут. Но я пока еще не думал об этом.
— Как продвигаются дела со строительством Вашего собственного спортивного центра в Ницце?
— Пока медленно. До конца этого года еще будут оформляться все необходимые документы. Так что строительство начнется не раньше будущего года.
— Это будет Ваш личный спортивно-оздоровительный комплекс?
— Сам я, наверное, не потяну такой дорогостоящий проект. Так что буду объединять усилия еще с кем-то.
— Может быть, Вы планируете сделать из этого центра базу подготовки именно для казахстанских спортсменов?
— Нет, конечно. Это ведь бизнес-проект. Поэтому комплекс будет общедоступным.
— В Алматы состоялась премьера очередного документального фильма о казахстанском велоспорте. И его режиссером вновь стал Питер Берман. На Ваш взгляд, подобные работы нужны для развития вида спорта?
— Думаю, да. Питер делает то, что считает нужным, и то, что ему нравится. Любое положительное упоминание о велоспорте делает его популярнее. Ну, а фильмы Бермана тем более.
— Недавно стало известно, что Питер Берман планирует снять художественный фильм, причем в одной из главных ролей сыграет Александр Винокуров…
— У Питера много планов. Было бы здорово попробовать себя в роли актера. Но для того, чтобы это сделать, нужно найти не 30 минут свободного времени, как если бы я давал интервью. Для съемок в художественном фильме потребуется не меньше месяца. А пока такого времени у меня нет. Так что, в будущем будет видно.
— Как идет процесс создания команды «Астана-2»?
— Идет. Это будет континентальный клуб, который станет для молодых перспективных велосипедистов переходным мостиком в основную команду.
— Вы не планируете закончить карьеру по завершении следующего сезона?
— Не люблю строить далеко идущие планы. Будет видно через год. Но, скорее всего, 2011 год станет последним в моей профессиональной карьере велогонщика. Даже не знаю, что должно случиться, чтобы я продолжил выступления и в 2012 году.
...или войдите через аккаунт соцсети