...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Атлетика


6 сентября 2012 (14:20)

Алексей Ни: «Мой девиз — только вперед!»

Алексей Ни: «Мой девиз — только вперед!» Блестящее выступление казахстанских спортсменов на Олимпиаде в Лондоне никого не оставило равнодушным не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Накануне XXX летних Олимпийских Игр даже в самых смелых и оптимистичных прогнозах количество золотых медалей, которые смогут завоевать казахстанские спортсмены, не превышало пяти. Но героев Олимпиады оказалось семеро! А большую часть этих золотых наград завоевали наши штангисты.

Главный тренер сборной Казахстана по тяжелой атлетике Алексей Ни после возвращения из Лондона на отдых и не рассчитывал. Взять интервью у «кузнеца» золота Олимпиады было практически нереально, однако для корреспондента нашего портала Алексей Геннадьевич сделал исключение. И в начале было, конечно же, поздравление наставника с блестящим выступлением:

— Спасибо, но мы на этот результат и рассчитывали. В нашей команде выступали три двукратные чемпионки мира и победитель Олимпийских игр в Пекине. Что же, они не должны были бороться за победу?!

От футбола до штанги


— К Олимпиаде в Лондоне мы еще вернемся, а сначала расскажите, пожалуйста, о себе.
— Родился и вырос я в Джамбуле, в прошлом году отметил 50-летний юбилей. Детство прошло в районе химпоселка, который считался не совсем благополучным. А потому немало ребят пошли и по «кривой дорожке». Я для себя выбрал другой путь — спорт. В нашем городе воспитано немало выдающихся спортсменов — помню, как мы все с восторгом встречали боксера Серика Конакбаева, одержавшего немало красивых побед. Но не менее популярен был у нас и футбол. Для болельщиков имена Евгения Кузнецова и Сеильды Байшакова, Дмитрия Огая и Вахида Масудова — моих земляков, хорошо знакомы. Футболом занимался и я до седьмого класса. А потом не сложилось, и я переключился на занятия штангой. Очень хотелось иметь красивую и рельефную мускулатуру. Не знаю уж, потерял ли казахстанский футбол классного игрока Алексея Ни (улыбается), навряд ли. А вот тяжелая атлетика, надеюсь, кое-что приобрела.

Главным быть непросто


— Скромно, Алексей Геннадьевич. Когда вы возглавили сборную Казахстана?
— В 1994 году. Я работал уже старшим тренером юниорской сборной, и меня попросили выставить свою кандидатуру на должность главного тренер национальной сборной. Товарищи убеждали: «Ты — молодой и энергичный, у тебя получится!» В декабре 93-го на Исполкоме Федерации тяжелой атлетике состоялись выборы, которые я выиграл у оппонента со счетом 19:2. Честно признаюсь, я тогда просто не понимал, на что иду. Разница в уровне подготовки и результатах была колоссальная. Сейчас, познав все, я бы, наверное, ни за что не согласился. Но раз принял решение, то отступать — не в моих правилах. У меня девиз в жизни — только вперед, а там разберемся!

Максималист Туркелери


— Уже на Олимпиаде в Пекине в 2008 году штангисты сборной Казахстана завоевали четыре медали — одну золотую, две серебряных и одну бронзовую. На Играх в Лондоне результаты вообще феноменальные. Как ковались эти победы?
— Должен сказать о роли тренера-консультанта нашей сборной Энвера Туркелери. После Олимпиады в Афинах в 2004 году я понял, что для достижения высоких результатов нашей команде нужна помощь специалиста высокого уровня. Туркелери был тренером еще в сборной Болгарии, потом переехал в Турцию. Начиная с 1980 года, у этого тренера на каждой Олимпиаде были его воспитанники-чемпионы. Чего только стоит трехкратный олимпийский чемпион Наим Сулейманоглу. А я знал Энвера с 1993 года, мы хорошо общались, и я очень хотел с ним поработать. К тому времени у Туркелери закончился контракт с турецкой федерацией, по возрасту он уже стал пенсионером, но без дела сидеть не привык. И предложения у него был заманчивые, тренера звали в несколько европейских сборных, а Федерация тяжелой атлетики Ирана предлагала Туркелери просто фантастические условия. Почему он выбрал Казахстан? Отдадим должное Даулету Турлыханову, в то время стоявшему руля отечественного спорта, и президенту Федерации тяжелой атлетики РК Кайрату Турлыханову. А основной причиной выбора в пользу нашей страны, стали таланты. Когда Энвер увидел еще совсем юного Илью Ильина, то сразу сказал: «Этот парень будет чемпионом!» Позднее он то же самое говорил и в отношении Светланы Подобедовой. Энвер Туркелери задал самую высокую планку. До его прихода мы, казахстанские тренеры, радовались каждой медали. А для Туркелери существует лишь золото, и этот максимализм он сумел передать нам.

Победная тактика


— А как распределяются ваши обязанности в тренерском штабе сборной Казахстана?
— Энвер целиком отвечает за тренировочный процесс и работает со спортсменами и во время разминки на соревнованиях. А я отвечаю за результат, а потому заявка веса — моя прерогатива.

— Ваши способности в этом уже хорошо известны и вызывают восхищение. За каких-то 20 секунд суметь сориентироваться и перезаказать вес штанги — который принесет победу — это вы уже не раз продемонстрировали и на чемпионатах мира, и на Олимпиадах! Это сколько же информации надо держать в голове?
— Немало (улыбается), все результаты соперников на последних турнирах, а разведка еще дает сведения о том, сколько они поднимали на тренировках. А еще внимательно слежу за тем, как ведут они себя в разминочном зале во время соревнований. Обладая определенным опытом, достаточно просто понять — на что способен тот или иной шатнагист. Это вопросы психологии. А уж возможности своих подопечных нам досконально известны — таким образом, и выстраиваем тактику подходов сообща с тренерами и спортсменом.

Путь к победам


— И она не раз приносила победы. Но Олимпиада — это особенный, ни с чем не сравнимый турнир. Расскажите о выступлении наших спортсменов на Играх в Лондоне.
— Действительно, весь четырехлетний цикл подготовки был подчинен главному турниру — Олимпиаде. Зульфию Чиншанло мы старались «затемнить» — намеренно не повезли ее на чемпионат мира в Анталии и особо не стремились к победе на Азаиатских играх в Гуанчжоу, а на первых юношеских Олимпийских играх выставили Зулю в более тяжелой весовой категории до 58 кг, где она завоевала серебряную медаль. Все это делалось намеренно, чтобы силу нашей спортсменки соперники хорошо не знали. Хотя истинные ее возможности, думаю, им были известны, может потому в весовой категории до 53 кг и не выступила китаянка Ли Пин, а мы настраивались на борьбу с именно с ней. Что ж, это их проблемы, а Зульфия доказала свою силу, победив и установив новый мировой рекорд в толчке — 131 кг и олимпийский в сумме двоеборья — 226 кг.

— Две другие наши олимпийские чемпионки Майя Манеза и Светлана Подобедова могли ведь выступить еще на Играх в Пекине в 2008 году?
— Да, обе были в Пекине. Майя получила травму локтя всего лищь за несколько дней до старта, а Светлане не разрешила выступать российская федерация. Манеза и Подобедова проиграли россиянкам на чемпионате мира в Париже в 2011 году, и потому, уровень их мотивации на Олимпиаде в Лондоне был высочайшим — обеим даже ничего не нужно было говорить. Задачей тренерского штаба было — лишь создать условия для их подготовки и грамотно вывести штангисток на пик формы. И готовы они были соревноваться на самом высоком уровне — на тренировках не раз поднимали штангу, весом, превышающим мировые рекорды. Правда, на выступлении Подобедовой мы решили не рисковать, выбрав другую тактику. Олимпийское золото, согласитесь, дороже. Светлана, поверьте, готова была поднять больше и установить новые мировые рекорды.

Самородок Ильин


— Илья Ильин — первый в истории Казахстана двукратный олимпийский чемпион — случай особенный?

— Да, Ильин — настоящий самородок. Он готовился отдельно от сборной по индивидуальной программе. Такое, действительно, в моей тренерской практике произошло впервые. Илья доказал это право, победив на чемпионате мира в 2011 году. А уж в Лондоне он более чем убедительно разобрался с соперниками, установив мировые рекорды в толчке — 233 кг и в сумме двоеборья — 418 кг! Сейчас Илья заявил, что хочет учиться, а позже будет выступать в более тяжелой весовой категории до 105 кг. Что ж, имеет полное право — сумма победителя в ней на Играх в Лондоне — 412 кг. Вообще, все зависит от самого Ильина, если он сильно захочет, то выиграет и Олимпийские игры в Рио де Жанейро.

Молодежь не подвела


— А что можете сказать о выступлении наших молодых спортсменов на олимпийском помосте?

— Анне Нурмухамбетовой всего лишь 19 лет, и опыта выступления на взрослом уровне у нее практически не было. Нурмухамбетова — серебряный призер юниорского чемпионата мира. Аня прекрасно прошла рывок, показав высокий результат — 117 кг, который вдруг не засчитали. Подобного я еще за свою многолетнюю практику на Олимпиадах (а эта стала для меня уже пятой) не видел, когда все три судьи засчитали подход, а жюри отменило их решение. Говорят, локоть «сыграл». Поверьте, там были засчитанные подходы гораздо хуже по исполнению. Ситуация, в целом, для нас ясная. Анна выступала после Майи, а впереди были выходы на помост Подобедовой и Ильина, которые уверенно шли на золото. И в рядах наших конкурентов началась паника, которая передалась и судьям. Нурмухамбетовой по силам было завоевать бронзовую медаль, однако не удалось успешно выступить в толчке, расстроилась после рывка, но в целом Анна, заняв пятое место, показала достойный результат, у нее еще все впереди. То же самое могу сказать о выступлении Кирилла Павлова и Александра Зайчикова. Оба были в числе запасных, и на олимпийский помост попали неожиданно. Зайчикову, чтобы заявиться в весовой категории до 105 кг, пришлось перед взвешиванием «наедать» вес, в итоге весы показали 94 кг 700 гр. Порадовал меня Алмас Утешов, который после неудачи на чемпионате мира в Париже, сумел проявить характер и стать седьмым на Олимпийских играх.

Домыслы и факты


— Вокруг наших побед было и немало досужих разговоров. Комментарии сделаете?

— Особенно меня удивили китайские «товарищи». Некоторые журналисты из Поднебесной даже потребовали вернуть им Чиншанло и Манезу. Что им ответить? Все документы о переходе этих спортсменок в 2007 году есть в Федерации тяжелой атлетики РК, и там все прозрачно. Могу только напомнить, что на обеих спортсменках в Китае, по сути, был поставлен крест. У Зули и Майи были сложные переломы локтевых суставов. Они не были не только в составе сборной Китая, но даже не участвовали в чемпионате страны. Мы вылечили девочек и вывели на высочайший мировой уровень. Так чья это заслуга?!

Нам нужно немного


— Сейчас вы пожинаете плоды олимпийских побед. А что дальше?

— Нам руководство предлагало выбрать любую страну для восстановительного сбора, но я попросил — дайте возможность всем просто отдохнуть! А вообще, когда я прилетел из Лондона, то непрерывно высвечивающий входящие звонки на моем мобильном (телефон стоит на беззвучном режиме) меня не удивили. А вот то, что в Федерацию тяжелой атлетике непрерывно звонят родители и спрашивают — куда можно привести детей — это, безусловно, приятная неожиданность. Такого бума я не припомню. Хочется обратить внимание на то, что достойных условий для занятий тяжелой атлетикой в Казахстане, увы, до сих пор нет, даже у национальной сборной. А нужны ведь совсем небольшие финансовые вложения. Стандартный зал для тренировок размером 12 на 10 метров да закупить современные штанги, которых хватит на долгие годы. Спортсмены, которые попадают в сборную страны из регионов, немного теряются от упругого грифа штанги, на котором вес «гуляет». Они ведь до этого тренировались еще с «дубовыми» советскими, которые выбивают кисти рук и плечи. Для сборной Казахстана, конечно, нужна и современная база, где были бы созданы условия не только для тренировок спортсменов, но и для их отдыха и восстановления. А уж тренерский штаб национальной сборной проявит максимум старания для того, чтобы государственный гимн Республики Казахстан звучал на крупных соревнованиях как можно чаще.
Автор: Андрей Лицов Фото: Эдуард Гавриш sports.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети