В понедельник вечером мы вновь собрались в Казахстанском пресс-клубе, открытом в Лондоне. Очередным поводом для встречи журналистов, болельщиков с тренерами и спортсменами послужила блестящая победа Майи Манезы в турнире по тяжелой атлетике.
«Виновница» торжества вместе с главным тренером сборной страны Алексеем Ни приехала на встречу после всех необходимых процедур: чествования на пьедестале почета, прохождения допинг-контроля, обязательной пресс-конференции трех медалисток Олимпиады.
А здесь ее ждали несколько десятков болельщиков, исправно посещающих Казахстанский пресс-клуб, задающих самые непредсказуемые вопросы и фотографирующихся на память с медалистами. Так было и на этот раз, но по уже сложившейся традиции первым взял слово председатель Агентства РК по делам спорта и физической культуры Талгат Ермегияев. Он зачитал поздравительное письмо Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в адрес олимпийской чемпионки, а за ним еще одну телеграмму — от депутатов Мажилиса Парламента.
Ну, а потом посыпались вопросы. Больше всего их было адресовано Алексею Ни. Вот что он сказал землякам:
— Сегодня я в первую очередь хочу поблагодарить Президента нашей страны Нурсултана Абишевича Назарбаева. Только что вы познакомились с его телеграммой в адрес Майи Манезы, а еще ранее, сразу после окончания состязаний, Глава государства позвонил лично мне и поздравил с успехом.
Поверьте, для меня, простого человека, это было насколько неожиданно, настолько и приятно.
Перед отъездом мы собирались, намечали план работы, и я удовлетворен тем, что не подвели ни Президента, ни страну, ни вас, наших болельщиков. Сегодня после окончания состязаний я подошел буквально к каждому члену судейского жюри, поблагодарил их за объективную работу, памятуя о проблемах, которые были у Манезы на прошлогоднем чемпионате мира в Париже.
А арбитры мне в шутливой форме говорят: «Как мы можем не засчитать какой-то подход вашей спортсменки, если в зале так много казахов! Они же убьют нас потом…».
Но еще раз скажу: и Чиншанло, и Манеза приехали в Лондон только побеждать, других вариантов развития олимпийских событий мы даже не рассматривали. В Париже Майя проиграла Светлане Царукаевой и затем полгода зубами скрипела, все рвалась отыгрываться.
— Во время выступлений Зульфии Чиншанло вы часто меняли вес, боролись с тренерскими штабами соперниц тактически, выбивали их из равновесия. А сегодня продемонстрировать свои стратегические способности вам явно не удалось…
— Небольшое удовлетворение по этому поводу есть, слишком рано «сломались» все соперницы Майи. Когда увидели заявленные нами в толчке 140 килограммов — тут же и поникли. А затем с покорностью боролись только за «серебро» и «бронзу».
Сегодня схема была такой же, как и во время выступления Чиншанло. Главное было далеко не упустить соперниц после рывка, а уже в толчке уверенно побеждать. Для начала заявляли во втором движении очень высокие веса.
140 килограммов при рекорде мира 143. Это убивало противниц психологически. Я и хотел, чтобы Манеза начинала выступление со 140 килограммов, с ходу выигрывала Олимпиаду, а затем в третьем подходе шла на рекорд мира. А Майя говорит: «Нет, я пойду сразу на рекорд!».
— На предыдущей встрече вы от себя обещали Зульфие Чиншанло коробку мороженого. А что обещаете Майе Манезе?
— Ей надо другое обещать. Например, подыскать жениха…
— Про тактику на сегодняшнюю борьбу нам все ясно. А скажите, сколько килограммов в толчке могла отыграть Манеза у той же рекордсменки мира Светланы Царукаевой?
— Мы отрабатывали даже вариант, при котором в толчке опередим Царукаеву с ее семью килограммами форы. Ну, а отставание в два килограмма — смешное преимущество россиянки. Даже если бы Светлана повторила свой рекорд мира — 117 килограммов, у нас в толчке был достойный ответ.
Сегодня мы проиграть просто не могли. Хотели еще под занавес установить мировой рекорд, но не получилось. Впрочем, в турнире по тяжелой атлетике у нас выступили только две спортсменки, а в запасе есть еще шесть «боевиков». Приходите на соревнования, не пожалеете. Приходите не только поболеть за тех, кто претендует на «золото», но завтра — за Анну Нурмуханбетову. Она, во-первых, самая молодая в нашей команде, во-вторых, первая в истории тяжелой атлетики казашка в олимпийской сборной. Ей, дебютантке соревнований такого уровня, ваша поддержка ох как нужна! И Анна, возможно, отблагодарит вас какой-нибудь медалью, завтра может быть сюрприз…
...или войдите через аккаунт соцсети