В воскресенье из Гуанчжоу домой возвратилась команда казахстанских штангистов. В алматинском аэропорту их ожидал настоящий чемпионский прием, как они того и заслуживали. Свою работу на летних Азиатских играх тяжелоатлеты выполнили на все сто. Завоевали девять медалей — 3 золотые, 2 серебряные и 4 бронзовые.
От громких празднований и торжественного банкета в честь своего заслуженного триумфа сборная по тяжелой атлетике отказалась.
— Все ребята очень устали, — объясняет главный тренер команды Алексей Ни. — Поздно вечером мы прилетели, и уже на следующий день к обеду практически все спортсмены разъехались по своим городам. В Гуанчжоу тем более было не до гуляний. Это комплексные соревнования. Все быстро. Выступили — уехали.
— Героями себя почувствовать успели?
— Было такое. Там нас много поздравляли. Все руководство приезжало, болельщики, телевидение, пресса. Мы планировали взять восемь медалей. Заработали девять. Перевыполнили собственный план.
— Волновались тоже, наверное?
— Да нет. У меня это уже пятые Азиатские игры. Я хорошо знаю Азиатский регион, соперников. Знал, кто и на что претендовать будет. В общем, полностью владел необходимой информацией. Далее оставался тонкий расчет и работа.
— Все наши спортсмены показали на помосте то, чего от них ожидали?
— Грандиозных срывов не было, но и совсем без них обойтись тоже не получается. В пылу борьбы всякое бывает. Нервы есть и у тренеров, и у спортсменов. Кто-то ошибался, но успевал исправить свою ошибку. Кто-то не успевал. Сергей Истомин (105 кг) сорвал два последних подхода в толчке и взял бронзовую медаль. Если бы он с ними справился, стал бы чемпионом. Алмас Утешев реально мог взять бронзовую медаль, но остался на шестом месте.
— Какая медаль для вас самая-самая?
— Самое яркое выступление, без сомнений, было у Светланы Подобедовой. Она подняла на 22 кг больше ближайшей соперницы, и это был далеко не предел. После того как на чемпионате мира — всего сорок дней назад, она обновила три своих собственных мировых рекорда, китайцы предполагали, что на Азиаду у нее уже просто не хватит сил. Но не тут-то было.
— А какая из медалей далась сложнее всего?
— Морально тяжело было в момент выступления Майи Манезы. На двух последних чемпионатах мира она становилась чемпионкой, и в Китае был очень большой резонанс по этому поводу. Мы ведь Майю и Зульфию Чиншанло из Китая к себе в сборную пригласили. Так вот китайцы очень сильно хотели у себя дома их обеих обыграть. Когда они Чиншанло выиграли, там, кажется, весь Китай радовался, а когда Майя стала чемпионкой, они также сильно огорчились. Но эта победа Манезе далась очень непросто. Она сначала в рывке второй подход сорвала, в третьем выправилась. Потом в толчке — также. Во втором подходе — срыв, затем успешное исправление допущенной ошибки.
— Нервы подвели?
— Каждый спортсмен — живой человек. Волнение тоже было сильное. Очень большой ажиотаж вокруг этого выступления был. Чего стоит результат китаянки, которая планировалась на первое место. Она совсем «перегорела» от той степени ответственности, которую на нее возложили. За два дня до старта я ходил смотреть ее тренировку. Так она 115 кг «рвала» и 140 «толкала». На соревнованиях она подняла 108–125 и заняла только третье место. Второй стала кореянка.
— Что не получилось у Зульфии Чиншанло?
— У Зульфии как раз все получилось. Она сделала все как надо. Мы ей изначально планировали «бронзу», а она стала серебряной призеркой. Сейчас нам от нее не нужны громкие победы. Ей всего 17 лет, если мы ее перегрузим, то можем вообще потерять как спортсменку. Ее прямая задача — победа на Олимпиаде в Лондоне. Все прочие Азиады и чемпионаты мира — лишь проходные старты. И на этих Азиатских играх мы экспериментировали с составом. Вот, попробовали Кирилла Павлова и Даурена Шаутеева, завоевавших серебряную и бронзовую медали в весовой категории до 77 кг.
— Как себя чувствует Илья Ильин?
— Прекрасно. По плану у него стояло победить, и он свое дело сделал. Мне неважно, что он всего один килограмм у иранца выиграл и что его результат сейчас шестой в мире по рейтингу. Главное, что он сделал золотую медаль.
— Можно сказать, что два года отдыха совсем никак на нем не сказались?
— Ну почему не сказались? Он трудно входил в рабочий режим тренировок, была травма. И сейчас, когда выступал, ему пришлось бороться. Если бы не те два года, он был бы как Подобедова. Вышел, выиграл — и все. Пока он еще не набрал ту форму, которая у него была бы в случае бесперебойных тренировок. Хотя, может, это и к лучшему, что отдохнул. В тяжелой атлетике спортсмену очень тяжело постоянно быть на высоте. Слишком велики нагрузки. Вот Светлана Подобедова, до того как начала выступать за сборную Казахстана, два года не принимала участия в соревнованиях. Я не исключаю, что как раз по этой причине она теперь вот так всех «рвет».
— За ее психологическое состояние не переживаете?
— Ей сейчас надо оставаться наверху, чтобы ее все боялись. Такая тактика. Таким образом мы столбим себе место в Лондоне. После последнего чемпионата мира и этой Азиады наши главные соперники — китайцы и россияне — уже наверняка в ее весе выставлять спортсменов не будут. Ведь всего четыре спортсменки от страны на олимпийский турнир можно выставить, и все выбирают категории, где можно претендовать на высокие места. А тут Подобедова — все, занято!
...или войдите через аккаунт соцсети