...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Олимпиада


15 декабря 2006 (13:13)

Алексей Ни: Я ставлю твердую пятерку

Алексей Ни: Я ставлю твердую пятерку Главный тренер сборной Казахстана по тяжелой атлетике Алексей Ни не скрывал своего удовлетворения результатами наших штангистов. Хотя и с оговоркой: в Дохе казахстанские богатыри надеялись выиграть две золотые и три бронзовые медали, и с наградами высшей пробы все получилось, как планировали. А вот по количеству третьих мест немного не дотянули.

Впрочем, Алексей Геннадьевич отлично понимал, что главный спор в неофициальном командном зачете на таких комплексных состязаниях всегда ведется по числу завоеванного «золота», все остальные регалии — больше для самоутверждения или самоуспокоенности самих атлетов. Главную задачу наставник казахстанских силачей и наши атлеты в Катаре выполнили.

— В Дохе было очень тяжело, — рассказывает Алексей Ни. — Сильнейшая команда не только Азии, но и мира — китайская — выставила во всех категориях и мужчин, и женщин, пробиться на пьедестал почета в такой компании очень непросто. У нас на Азиатские игры поехал практически тот же состав, который 45 дней назад выступал на чемпионате мира в Санто-Доминго. А, допустим, те же китайцы прислали в Доху совсем другой состав, они планомерно готовили лидеров именно к Азиатским играм. Так же поступили руководители сборной Южной Кореи и ряда других стран: для многих на нашем континенте престиж Азиатских игр значительно выше, чем статус чемпионатов мира.

— А результаты, показанные фаворитами на Асиаде, идут в сравнение с теми, которые демонстрировались в Доминиканской Республике?

— Во многих весовых категориях не идут, потому что в Дохе они были выше, чем в Санто-Доминго. Например, недавняя чемпионка мира из Китая в Катаре не пробилась даже в тройку призеров. Азиатские игры расцениваются не иначе как Олимпийские игры Азии. Каждому катарскому чемпиону Асиады гарантировались призовые в размере около двухсот тысяч долларов, победителю из Объединенных Арабских Эмиратов — 150 тысяч долларов... Для нас же это был как бы очередной рубеж в подготовке к Олимпийским играм в Пекине, теперь выходим на финишную прямую, памятуя о том, что до главных соревнований четырехлетия остается чуть больше пятисот дней.

— У штангистов было полтора месяца после чемпионата мира. Интересно, вы «отпустили» спортсменов в плане их физической формы, чтобы потом вновь набрать наивысшие кондиции, или все 45 дней поддерживали уже достигнутые к Санто-Доминго параметры?

— Расслабиться и потом вновь набирать форму у нас времени не оставалось, а чтобы сохранить, как вы сказали, кондиции, времени, наоборот, было очень много. В этом и заключалась основная сложность подготовки к Катару. К Азиатским играм тяжелоатлеты Казахстана начали готовиться уже на следующий день после возвращения с чемпионата мира. Пик формы нам удалось сохранить, потому что команда у нас молодая: были бы ребята постарше — спад результатов непременно бы произошел. Молодые организмы быстро восстанавливаются. А ставку мы сделали на трех опытных бойцов, показавших себя на мировой арене: Ильина, Ершова и Ахметова. Две золотые медали взяли, и если бы Бахыт Ахметов в рывке справился с весом 180 килограммов или в толчке смог осилить снаряд в 217 килограммов, то по личному весу тоже вышел бы на первое место. Но в последний момент он дрогнул, хотя зеленая дорога к высшей ступеньке пьедестала у него была, «баранку» в первом упражнении получил чемпион мира из Катара. А Илья Ильин победил с результатом, который превосходит чемпионский показатель и в следующей весовой категории.

— Мы вас знаем как большого специалиста по тактической борьбе. В Дохе пришлось мудрить и перезаказывать кому-нибудь веса?

— Да, вы знаете, Ершов, как странно это ни прозвучит, по всем данным не должен был выигрывать Азиатские игры. В его весе выступал китайский атлет, уже становившийся вторым призером чемпионата мира. В рывке он имел 175, в толчке — 210 килограммов. Лучшие личные результаты Вячеслава Ершова — 170 и 197 килограммов. В Дохе мы сумели оторваться в первом движении, а в толчке «загнали» Лу Янга на пока не подъемные для него 211 килограммов. Китайский спортсмен не смог отыграться, и Ершов стал первым.

— Алексей Геннадьевич, это так сложились обстоятельства, что все три наших лидера к Азиатским играм подошли в боевой форме в трех весовых категориях, или здесь шла целенаправленная работа по разведению их по разным весам? Ершов остался в весе до 85 килограммов, Ильин благополучно перебрался в 94 кг, причем когда он успел набрать самые оптимальные 93 килограмма 930 граммов — остается для нас загадкой. И, наконец, Бахыт Ахметов из 94 килограммов довольно успешно ушел в 105...

— Развели мы их, естественно, сознательно, и не только для Азиатских игр, но и на более отдаленную перспективу, вплоть до Олимпиады в Пекине. Каждый должен бороться за медаль, не мешая друг другу.

— Что вы можете сказать о выступлениях наших женщин?

— Могу лишь повториться: на Азиатских играх результаты были выше, чем на чемпионате мира. Кореянки, таиландки в Санто-Доминго послали свои вторые составы, отдав предпочтение Дохе. Наши спортсменки выступили хорошо, я всеми доволен, особенно тем фактом, что все они боролись до конца. Мария Грабовецкая после травмы кисти не успела восстановиться, в последний момент я подумал — заморозим руку и она выйдет на помост. А когда посмотрели расклад, решили выставить Александру Аборневу, ставшую в итоге четвертой. Пятой на Играх у нас была Ирина Власова, шестой — Камиля Багаутдинова. Все это зачетные очки для команды Казахстана.

— Какова была реакция руководителей нашей делегации после успешных выступлений Ершова, Ильина и Ахметова? Наших медалистов чествовали на месте событий или отложили награждения до приезда в Алматы?

— Настроение в делегации Казахстана приподнятое. Мы уезжали из Катара, когда в копилке сборной было десять золотых медалей. Думаю, что с планом по добыче 28 высших наград наша команда в Дохе справится. После каждого рабочего дня на заседании штаба происходит чествование чемпионов и призеров Азиатских игр: им дарятся цветы, конверты с премиальными деньгами, звучит много теплых слов поздравлений. Все как обычно.

— На последнем чемпионате мира в Доминиканской Республике Илья Ильин в толчке пошел на установление мирового рекорда, но тогда ему сделать этого не удалось. Почему вы, уже имея чемпиона Асиады в весе до 94 килограммов, не разрешили Ильину еще раз испытать себя на рекордных результатах?

— Мировой рекорд надо устанавливать тогда, когда есть конкуренция. Например, на следующем чемпионате мира. В 2007 году Илья Ильин выступит в двух главных соревнованиях: на июньском юниорском чемпионате мира в Чехии и сентябрьском чемпионате мира среди взрослых в Таиланде. В 2003 и 2004 годах Илья выиграл юниорские чемпионаты Азии, в 2005 и 2006 годах — по два юниорских и взрослых чемпионата мира, только что — Азиатские игры. В Катаре у Ильина был седьмой международный старт и седьмая победа. Он приезжает за рубеж, всех «убивает» и уезжает домой. Мы воспитываем в нем победителя, другого места, кроме первого, Илья не признает. Ильин — огромный талант, в нем есть все. Я давно работаю в тяжелой атлетике, перед моими глазами прошли не только многие земляки, но и спортсмены бывшего Советского Союза, и такого одаренного атлета я среди них не видел. У Ильи скоростные, взрывные мышцы, мы делали анализы в лаборатории физиологии и там удивлялись сократительной скорости его мышц. Его показатели в два-три раза выше, чем у остальных членов нашей сборной. В лаборатории не поверили сразу полученным данным, взяли повторные анализы и только после этого убедились в уникальности сократительных свойств мышц Ильи. А в комплексе с бойцовским характером Ильина (вы помните, когда он в толчке поднимал рекордный для Азии вес и его, казалось, сломало, согнуло спину и наш штангист еле удержался на пятках) все выливается в феноменальные результаты. Он выходит на помост и не знает другого варианта, как победить, ему не надо в такие минуты что-то говорить, давать советы, как все это сделать, просто нужно сказать: берешь такой-то вес — выигрываешь первое место. Все остальное Ильин делает сам. Не скрою: просился в Дохе Илья выпустить его на установление нового мирового рекорда, но зачем? Рано еще.

— Но 45 дней назад в Санто-Доминго кызылординец, мы полагаем, с вашего же благословения уже дважды штурмовал мировой рекорд в толчке...

— Там в психологическом плане была другая ситуация: я, во-первых, хотел показать всему миру, что в категорию до 94 килограммов пришел новый хозяин, во-вторых, чтобы на следующие соревнования все основные соперники приезжали с мыслью о борьбе только за второе-третье места. У Ильина все впереди, ему всего 18 лет, и, по большому счету, мировые рекорды его подождут. Шесть красивых подходов в Дохе и азиатский рекорд — сегодня для Ильи этого вполне достаточно.

— Доха для казахстанских тяжелоатлетов в последние два года стал фартовым городом: мы там прекрасно выступили и на чемпионате мира, и на Азиатских играх...

— Я не думаю, что секрет в каких-то «личных» качествах столицы Катара, тамошней пище, воздухе, ауре или еще в чем-то мистическом. Мы, допустим, сутки летели в Доминиканскую Республику и побеждали там без особых проблем: если у атлета хорошая подготовка, то разницы нет — где выступать. Хоть в Америке, хоть в Антарктиде. Всего этого не было бы без поддержки руководства казахстанского спорта и Федерации тяжелой атлетики Республики Казахстан. Наши медали, рекорды, элита спорта — все это видимая верхушка айсберга, а та титаническая работа, которая проводилась в течение многих лет, остается как бы за кадром, но именно она приносит сейчас свои плоды. Такого не бывает: появился у нас талант по фамилии Ильин, из Турции приехал великий тренер Энвер Туркелери, все напряглись и Илья стал первым в мире. Работы здесь немеренно.

— В следующем году состоится лицензионный чемпионат мира. Как, впрочем, и предыдущий. У вас уже есть какой-то задел? Какую-то часть пути в Пекин штангисты Казахстана прошли?

— В Санто-Доминго мы заняли десятое командное место. В истории казахстанской тяжелой атлетики этот результат в мужском разряде — самый лучший. В 1999 году, когда за сборную страны выступали Анатолий Храпатый, Сергей Копытов, Сергей Филимонов, Вячеслав Ню и Андрей Макаров, мы заняли самое высокое пятнадцатое место. А с командой 2006 года, составленной в основном из дебютантов, мы в мире стали десятыми, опередив болгар, турок, греков и многих других фаворитов мировой штанги. Если мы удержимся на этих позициях, то получим пять олимпийских лицензий. Одиннадцатое место нашей женской команды предполагает три квоты в Пекин. Но мы максималисты, нам этого мало, и мы хотим иметь шесть мужских и пять женских лицензий. И поэтому в Таиланде в будущем году постараемся пробиться в шестерку сильнейших мужских команд мира и в число девяти сильнейших в женском разряде. Впереди год работы, и предпосылки выставить в Пекине полные составы у нас есть.

— И последнее. Возвращаясь в Катар, скажите, как там были организованы соревнования по вашему виду спорта?

— Поставил оценку «превосходно». Я побывал уже на четырех Азиатских, трех Олимпийских играх и за организацию соревнований могу выставить Катару твердую пятерку. Здесь уровень был даже выше, чем в Олимпийских Афинах и Сиднее.
"Казахстанская правда"

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети