5 июля 2006 (09:55)Алматинскому ипподрому нужна свежая кровь
Говорят, что с открытием сезона скачек жители туманного Альбиона забывают обо всем. Ипподром становится главным алтарем, на котором пылают азартные души чопорных британцев. С точностью до наоборот, несмотря на вековые традиции, обстоят дела в Казахстане. Единственный в стране Алматинский ипподром, худо-бедно выдерживающий международные стандарты, после нескольких лет забвения был вновь отстроен и приобрел статус частного.
Каждый сезон сюда съезжаются конезаводчики и частные владельцы из Киргизии, России и Казахстана, привозят на обкатку своих питомцев. Пока спортивных лошадей бегового экстра-класса очень мало. Хотя владельцы чистокровок – состоятельные люди, но далеко не каждый может позволить себе выложить за случку от 3 до 5 тысяч долларов. Впрочем, разовые покупки не изменят общего состояния племенного коневодства, которое стало плачевным в постперестроечном Казахстане.
– Дело прибыльное и престижное во многих странах, у нас оно пущено на самотек, – признает специалист по коневодству Ахат Разак. – Породистые скакуны не только призы завоевывают на скачках, но и улучшают генофонд казахстанских лошадей. Работе ипподрома в их испытании отводится главная роль. Это лаборатория, выявляющая лучших лошадей, которые пойдут в завод. Жаль, что государство в принципе не желает принимать участие в становлении конной индустрии и работают сегодня только частники. Но и их бьют по рукам: ведь ввозимые в страну чистокровки – фактически достояние республики – облагаются огромным налогом. Смешно и грустно, когда при импорте лошадей Минсельхоз выставляет карантин образца пятидесятых годов прошлого столетия на болезни, которых в Европе уже полвека как нет! Зато есть такие, о которых не догадываются чиновники этого министерства. Прививки и используемые у нас медикаменты устарели 10 лет назад даже в России. Собственно, и ведомства племенного коневодства в МСХ нет, а спроси у этих аграриев-животноводов, откуда хвост у лошади растет, – не угадают.
В свою очередь оппонент из Минсельхоза, специалист по племенному коневодству Турлан Молдажанов безоговорочно признает, что лошадиный генофонд в стране улучшается за счет частных владельцев скакунов. Но ссылается на отсутствие устава, регламентирующего дотации частному объединению. А пошлины… так то решать таможенникам, о чем тут ходатайствовать, каждое ведомство должно заниматься своими делами.
– Что касается карантинов, – комментирует главный государственный ветеринарный инспектор г. Алматы Сейтхан Тельтаев, – мы живем в Республике Казахстан, у нас свои законы и на Европу мы не ориентируемся. В Азии действительно есть болезни, которых уже нет в Европе. Но ежемесячно к нам поступает информация из Международного бюро по эпизоотиям, какая страна неблагополучна по тем или иным болезням. И карантин выставляется на болезни, актуальные у нас и существующие в стране, откуда импортируется лошадь.
Такие вот противоречивые мнения в стане радетелей племенного коневодства.
Ну а частные предприниматели, шесть лет назад купившие ипподром, наняли специалистов, организовали призовой фонд и запустили скачки. Сегодня пришло время выходить на новый уровень – основать федерацию, разработать стратегию, создать новую команду, которая бы занялась конным брендингом, организацией трансляции скачек по телевидению. Вопреки высказываемым мнениям, охват скачек телеканалами не повредит ипподрому, количество посетителей которого и в лучшие времена не било рекордов. Зато появятся заинтересованные в рекламе фирмы-спонсоры. Но все эти аспекты еще предстоит решить руководству ипподрома.
Впрочем, Ахат Разак уверяет, что при правильно выбранной тактике и участии менеджеров высокого уровня Алматинский ипподром, который даже сейчас имеет самый высокий призовой фонд во всем СНГ, через пять лет будет соответствовать евростандарту и принимать маститых гостей из дальнего зарубежья.
"Литер"
...или войдите через аккаунт соцсети