Президент МФК «Тулпар» рассказал о критическом положении команды, тяжелой ситуации в футзале Казахстана, возможных выходах их сложившейся ситуации и старте в Кубке УЕФА, пишет Footballreview.ru.
— Анатолий Моисеевич, недавно в СМИ прошла информация о том, что руководство МФК «Тулпар» подаст протест в ФИФА по поводу перехода экс-капитана команды Чингиза Есенаманова в «Кайрат». Чем всё закончилось?
— Мы с президентом «Кайрата» Кайратом Оразбековым пришли к определённым соглашениям. Пока они огласке не подлежат.
— Расскажите, как будет проходить чемпионат Казахстана в этом сезоне.
— Предварительно участвовать будет пять команд. Но вполне может быть, что и четыре, а то и три. Среди тех, кто может не заявиться на следующий сезон, и «Тулпар». На сегодняшний день вероятность того, что команда из Караганды не примет участие не только чемпионате, но и в Кубке УЕФА, растёт с каждым днём. Мы уже отказались от всех легионеров: Талес сейчас в «Новой Генерации», вратарь Момчилович, который должен был играть вместо Аксентьевича — в «Никарсе». Болинья и Ракич тоже уже трудоустроились. На сегодняшний день из старого состава осталось 5-6 человек.
— В чём причина проблем «Тулпара»?
— К сожалению, несмотря на обещания, местные власти так и не выделили обещанные деньги. Хотя их тоже можно понять. К финансовым проблемам, которые сейчас коснулись всей страны, добавилось весеннее наводнение, оно нанесло значительный урон нашему краю.
— Но есть надежда сохранить команду?
— Шансы сохранить команду самые минимальные. Я бы сказал, мизерные. Мы даже согласны поменять место жительства, лишь бы сохранить коллектив. Ведь ещё в истории казахского спорта еще не было случая, чтобы сразу две команды вошли в элитный раунд Кубка УЕФА. Не говоря о том, что сборная Казахстана по футзалу впервые пробилась в финальную часть чемпионата Европы. С гордостью могу сказать, что в составе этой команды было семь воспитанников «Тулпара».
— Почему, несмотря на успехи казахского футзала, в стране такое в нему отношение? Даже на полноценный чемпионат сложно набрать участников.
— Во-первых, не во всех регионах страны футзал получил развитие. Пытались сделать так, чтобы при клубах большого футбола создавались мини-футбольные команды. Но сейчас это невозможно, потому что большому футболу самому не хватает денег. А во-вторых, как я уже говорил, не во всех регионах игра «пять на пять» развита. В Караганде, например, проходят региональные соревнования по мини-футболу. А где-то об этой игре ещё толком даже не слышали. Несколько лет назад, когда президентом федерации футбола Казахстана был нынешний глава акимата Астаны Адильбек Джаксыбеков, он добился, чтобы были созданы несколько команд для участия в высшей лиге. И что? Эти клубы постепенно прекратили своё существование. Потому что разница между старожилами и новичками была существенной. Кто-то, правда, пытался по примеру «Кайрата» играть одними легионерами, но быстро закончились финансы. А кто-то просто не смог выдержать крупных поражений от более именитых соперников. В конце концов, кому охота заявляться, чтобы получать по 0-10 чуть ли не в каждой игре.
— Каков выход из сложившейся ситуации?
— Сложно сказать. «Кайрат» задал высокую планку, чтобы кто-то серьёзно занялся финансированием футзала у нас в стране. По большому счёту, нужно идти на реформирование казахского чемпионата по примеру нынешней российской высшей лиги — начинать с региональных соревнований. А затем проводить финал. При такой схеме значительно сократятся расходы. Но это не пойдёт на пользу «Кайрату». И в этом он по-своему прав — опускаться на уровень ниже тоже нет смысла. Кстати уже был случай, когда в Казахстане осталось всего три команды. Тогда были приглашены из соседнего Киргизстана два клуба, чтобы провести полноценный чемпионат.
— Сейчас можно избежать этой крайней меры?
— Клуб — это не только профессиональная команда. Это и детская школа. На сегодняшний день в Казахстане профессиональных игроков по футзалу готовят в Караганде и в Рудном. Вернее сказать, наибольший процент доморощенных казахских игроков представляют эти два города. Почему не удался проект Джаксыбекова? Потому что клубы возникли на пустом месте. Когда создавался «Тулпар» первое, что мы сделали — поехали в Екатеринбург для того, чтобы изучить опыт детской школы ВИЗа. А затем полученный опыт адаптировали под местные условия. И пожалуйста — основу сборной составляют наши воспитанники. Мы не растратили деньги сразу на легионеров, а приглашали 2-3 человека для того, чтобы они учили нашу молодёжь. И постепенно мы поднимали свой уровень. В этом сезоне «Тулпар» должен стартовать в Кубке УЕФА с элитного раунда вместе с «Кайратом».
— Вернёмся к нынешним делам «Тулпара». Как известно скоро стартует Кубок Казахстана. И команда из Караганды заявлена на этот турнир. Примет ли участие в этих соревнованиях «Тулпар»?
— Эти соревнования не столь затратные в плане финансов. Команды съезжаются в один город и по кругу играют друг с другом. Затем четвёрка лучших клубов продолжает борьбу. Ну и всё-таки мы не теряем надежды на то, что найдутся деньги для дальнейшего существования «Тулпара». Как я уже говорил, в Караганде существует мини-футбольная школа. И если профессиональная команда прекратит своё существование, то куда денутся воспитанники? Вряд ли отказ от участия в Кубке УЕФА добавит дивидендов и уважения казахскому футзалу.
...или войдите через аккаунт соцсети