Тренер вратарей хоккейного клуба «Арлан» Андрей Псарев подвел промежуточные итоги чемпионата РК по хоккею.
Андрей Псарев — тренер вратарей хоккейного клуба «Арлан», уроженец Усть-Каменогорска. Начал свою тренерскую карьеру в 2007 году, и неизменно работал в своем родном клубе «Казцинк-Торпедо». В сезоне 2014-15 гг. приглашен для работы в хоккейный клуб «Арлан», в качестве тренера вратарей в команду мастеров. Параллельно возглавляет работу в детской хоккейной школе клуба.
— Андрей Геннадьевич! Вы с начала нынешнего сезона работаете в клубе «Арлан», но до сих пор нам не удавалось поближе познакомить поклонников хоккея нашего города с вами. Во время нашей беседы, мы постараемся устранить это упущение. Традиционный вопрос: расскажите о своей семье.
— У меня обычная семья: жена и две дочери. Старшая сейчас учится и живет за рубежом, получает второе высшее образование. Младшая в этом году заканчивает выпускной класс школы и планирует поступать в университет.
— Семья здесь с вами?
— Нет, жена и дочь остались в Усть-Каменогорске, мы созваниваемся каждый день, несколько раз они приезжали ко мне в Кокшетау.
— С городом уже успели познакомиться?
— В общем, да. У меня не было достаточно времени побродить по городу, но то, что я успел увидеть и где побывать, произвело впечатление приятное. Город небольшой, уютный, и где-то даже «домашний». Воздух здесь заметно отличается от привычного мне, устинского.
— Как оказались в хоккее?
— Обычно. Как и многие усть — каменогорские мальчишки, меня привели в секцию хоккея мои родители. Тогда особо никто не выбирал, каким видом спорта заниматься, поскольку хоккей в моем городе всегда был номером один. Не могу сейчас сказать, велико ли было у меня тогда желание связать свою жизнь со спортом, но получилось так, что я до сих пор связан с ним.
— С игровым амплуа сразу определились?
— Нет. Конечно, как и все дети, я занимался в наборной группе, в основной массе воспитанников. Уже позже, у нас поинтересовались желанием играть на той или иной позиции, и я изъявил желание попробовать свои силы в воротах.
— А когда появилось желание стать тренером?
— По завершению игровой карьеры, я особо не раздумывал о выборе профессии. У меня было, на тот момент, соответствующее спортивное образование, и я решил, что нужно попробовать себя в этой роли. Передо мной тогда больше стоял вопрос, «где» работать. За год до завершения игровой карьеры, мне поступило предложение поработать в своем родном городе, в качестве тренера вратарей в ДЮСШ. Так что вопрос с выбором места работы отпал сам собой.
— Как получилось, что вы оказались в «Арлане»?
— История моего приезда сюда, довольно проста. Мне позвонил директор «Арлана», Игорь Николаевич Горьков, и предложил приехать в Кокшетау, чтобы возглавить работу в детской хоккейной школе. Сказать честно, я взял паузу для того, чтобы все обдумать и посоветоваться с семьей. Нужно быть где-то авантюристом, чтобы вот так сорваться с насиженного места, и ехать в город, который только недавно стал новой точкой на хоккейной карте страны. Меня, в большей степени, именно это и привлекло. Я прекрасно понимал, что здесь, в Кокшетау, это дело новое, и все придется начинать с нуля. К тому же, ситуация в спорте и в стране не настолько стабильная, и может поменяться в любое время. Но я решился, приехал сюда, и пока, повода усомниться в правильности принято тогда мною решения не возникало.
— Как вам удалось уговорить своих земляков из Усть-Каменогорска приехать работать к нам в город? Не секрет, что хоккей в нашем городе появился относительно недавно, при этом, практически одновременно, появился и детский хоккей. Все эти годы, не удавалось найти грамотных и настоящих специалистов в этом деле. Только с вашим приходом, в штате детских тренеров появились действительно настоящие профессионалы в своем деле. Это ваши коллеги: Андрей Залипятских, Сергей Невструев и Александр Рожнев.
— Первостепенная задача любой спортивной школы — это привлечение грамотных специалистов — детских тренеров. Одной из главных тем в нашем разговоре с Рамазаном Байзуллаевичем был именно этот вопрос. Конечно, именно мне пришлось вести разговор с ребятами на эту тему, объяснять, рассказывать, что да как. И, выслушав, они полностью доверились моим словам. Поскольку в Кокшетау это дело новое, я, в разговоре с ребятами, честно рассказал, что все придется начинать заново, и выстраивать всю работу под себя. Благо, что вопрос финансовый и жилищный не рассматривался, и разговор шел только о чисто профессиональной стороне. Мне удалось уговорить ребят приехать сюда, и на данный день, детская хоккейная школа «Арлана» может гордиться профессиональным составом тренеров. Для первого года существования школы, иметь таких специалистов — это огромный плюс и достижение. Конечно, есть небольшой минус, что им не довелось принять участие в летних тренировочных сборах. Но по приезду, ребята сразу включились в работу, и сейчас обучение проходит по намеченному плану. Перед школой сейчас стоит одна очень важная задача — сохранить этих специалистов у себя, создать им такие условия, чтобы было комфортно и интересно работать в Кокшетау. На данный день, уже проделана большая работа клубом и тренерами. Здесь, в Кокшетау, решены два наиглавнейших вопроса: это финансовая и кадровая сторона. Сейчас не каждая школа в Казахстане может похвастаться тем, что с родителей воспитанников снято финансовое бремя оплаты за обучение, решен вопрос с поездками и частично с обмундированием. Я бы еще добавил то, что здесь работают неравнодушные люди, грамотные руководители, которые идут на встречу, решают вопросы, возникающие в процессе работы. Да, вопросы возникают, и их немало, есть некоторые трудности и у школы, но нужно понимать, что все они решаемы.
— Вы уже успели в процессе работы узнать воспитанников, в частности вратарей. Каковы их шансы пробиться в профессиональный хоккей, и что для этого нужно.
— Прежде всего, нужно понимать, что если ребенок пришел заниматься спортом, (причем не важно каким), то это его выбор. Ни мы, ни родители не должны заставлять ребенка ходить сюда. Но если ребенок все- таки выбрал этот путь, то нужно со всей серьезностью отнестись к хоккею, ровно так же, как мы относимся к своей работе. И родители, и сам ребенок должны понимать, что придется пройти через определенные трудности. Это и физические нагрузки, и режим, и соблюдение всех требований, которые предъявляют им тренеры, и самое главное — понимание, что придется значительно урезать свое личное время. К сожалению, многие ошибочно считают, что спорт — это что-то не серьезное. Можно пойти на тренировку, а можно и пропустить. Почему пропустить урок математики — это неправильно и нехорошо, а вместо тренировки поехать с родителями на дачу — ничего серьезного. Ребенок пришел заниматься в профессиональную школу, в которой тренеры выстраивают тренировочный процесс, планируют и ставят те задачи, а воспитанники должны выполнять их в полной мере. Это точно также, как и в школе, на уроке математики — детей учат складывать, вычитать и умножать, так и тренеры учат детей тому, что им будет нужно в дальнейшей спортивной карьере. Тренерам, порой, приходится работать не только с детьми, но и с их родителями, тогда как наоборот, они должны помогать в воспитании детей. У нас ушло много времени на то, чтобы перестроить сознание воспитанников в том, плане, что это не кружок, и не какой-то факультатив, а серьезная работа. Ребенок не просто так вышел на лед, взял в руки клюшку и пошел кататься, а тренеры учат его, как и что нужно делать. Преодолевая трудности, соблюдая режим, вынося физические нагрузки, у ребенка воспитывается характер, он воспитывается как спортсмен, и все это ему, безусловно, пригодится в дальнейшей спортивной карьере. Вот поэтому мы и говорим, что если у ребенка будет желание, стремление и способности, то у него есть все шансы стать настоящим профессионалом. Ну а если задачи не выполняются, то родителям и самим детям нужно задуматься о том, стоит ли продолжать обучение в спортивной школе, или переключить силы на что-то другое. А то, что сейчас есть перспективные ребята из числа наших воспитанников, это точно. Мы часто общаемся в своем тренерском кругу, и можно буквально по каждому возрасту, выделить по несколько таких ребят. Всем нам будет очень приятно, если когда-нибудь в спортивных репортажах нашей страны, или за рубежом, упомянут имена кого-либо из воспитанников нашей школы.
— Как вам казахстанский чемпионат? Ведь вы в основном работали с первой командой Усть-Каменогорска, играющей в ВХЛ.
— Действительно, большую часть своей тренерской карьеры я провел в ВХЛ. Для меня работа здесь, в «Арлане», стала дебютной в ОЧРК. Если ставить вопрос о сравнении двух лиг, то это будет неправильным. В ВХЛ вдвое больше команд, соответственно, больше конкуренции. Если в ОЧРК 4-5 команд ведут борьбу за призовые места, то таких команд в ВХЛ с десяток. Из-за большого количества соперников очень напряженный график игр, и, соответственно, больше игровой практики у игроков. Я, работая в команде «Казцинк-Торпедо», наблюдал за играми в чемпионате Казахстана, и имел общее представление обо всех командах. Если раньше уровень команд заметно отличался, и борьбу за медали вели 2-3 команды, то сейчас мы наблюдаем, что борьба в чемпионате идет очень плотная, и каждый соперник способен составить достойную конкуренцию. Мы уже не раз наблюдали, когда команда, стоящая на более низкой строчке в турнирной таблице, обыгрывает команду гораздо сильнее себя. Так что, однозначно, можно сказать, что уровень чемпионата вырос. Много мастеровитых ребят играют в клубах, легионеры хорошего уровня из разных стран, и это, безусловно, является плюсом для развития хоккея в Казахстане.
— Перед командой в этом сезоне поставлена только одна задача- стать победителями в чемпионате страны. На ваш взгляд, каковы шансы у «Арлана» выполнить поставленную задачу?
— У меня нет сомнений в том, что наша команда способна решить задачу, которая стоит перед ней на этот сезон. Собрался, на самом деле, сильный и сплоченный коллектив. Ребята понимают всю серьезность этих задач, и готовы к их выполнению. Единственный, кто может нам в этом помешать, это наш соперник, который также настроен только на победу, и приложит не меньше нашего стараний и сил для её выполнения. Еще раз подчеркну, что на данный день, уровень чемпионата Казахстана очень хорош, и команд, которые ставят перед собой самые высокие задачи, не одна и не две. Со всеми сейчас тяжело играть, все стараются дойти до медалей, и соответственно, кто будет сильнее и настойчивее, тот и выиграет чемпионат. Я с полной ответственностью могу констатировать, что сейчас «Арлан» имеет тот состав игроков, который способен выполнить поставленную задачу.
— Вы работаете в «Арлане» с начала сезона. Первое время работали с Владимиром Клингой, а теперь с Весой Суренкиным. Расскажите, чем отличаются методы работы этих двух специалистов, представителей разных хоккейных школ.
— Мне бы не хотелось проводить сравнение моей работы с Владимиром и Весой. Это два совершенно разных человека и специалиста. Оба они представители разных школ хоккея. Каждый из них, строит игру команды именно так, как они это видят. Безусловно, мне очень приятно было поработать с Владимиром Клингой, это хороший человек и прекрасный специалист. Сейчас мне не менее приятно работать с Весой. Это представитель знаменитой финской школы хоккея, и конечно, мне есть чему у него поучиться, что я сейчас и делаю. Скажу так: работая с Владимиром Клингой, я узнал многое, а сейчас работая с Весой Суренкиным, я еще многое узнал и продолжаю узнавать. Уверен, что в дальнейшем, мне предстоит еще много открытий для себя. Мне есть чему у него поучиться не только в плане тренерской работы, но и вне хоккейной площадки и раздевалки. Ведь тренер это не только спортивный наставник, но еще и старший товарищ, педагог, психолог. То как он общается с ребятами, как ведет себя во время тренировок и просто в раздевалке, все это я беру на заметку, перенимаю опыт, и что-то беру себе на вооружение.
— Почему, на ваш взгляд, нет стабильности в игре команды? Чередуется то блестящая игра, то откровенные провалы.
— Есть у нас один грешок, с которым мы усиленно боремся: в играх с командами классом выше, и нашими прямыми конкурентами в борьбе за высокие места, команда имеет запредельный настрой и многое получается. В таких играх, практически не возникают нарекания в адрес ребят. А вот когда соперник чуть ниже уровнем мастерства, у нас часто случается откровенный, банальный недонастрой. Это чисто вопрос психологии, когда думаем, что одолеем соперника «малой кровью», а получается, что все не так просто, и уже по ходу встречи не можем переломить себя, получая в итоге отрицательный результат. Поэтому мы каждый раз разговариваем с ребятами на эту тему, что нужно настраиваться на каждую игру, на каждого соперника, и только в этом случае, можно добиться желаемого результата.
— Вы, как бывший вратарь, скажите, как у нас обстоят дела с вратарями в Казахстане?
— У нас есть хорошие и достойные молодые вратари в Казахстане, и в этом нет сомнения. Но каждая команда, ведя борьбу в чемпионатах различного уровня, работает на результат. Дело в доверии, и больше ни в чем. Если тренеры будут больше доверять молодым игрокам в игре, то уровень их мастерства будет неуклонно расти. Взять того — же Диму Мальгина, который был в составе «Барыса», но ему мало доверяли в играх КХЛ, и как же ему было закрепиться в составе, если нет игровой практики? Или Андрей Янков, наш воспитанник. Мог — бы он достойно играть в КХЛ? Да не вопрос! Конечно мог, но, к сожалению, у нас только «Барыс» представляет нашу страну в лучшей лиге старого света, и пробиться туда без доверия тренеров просто нереально. Есть, конечно, у нас достойные мальчишки. Грязнов из «Сарыарки», Рома Штефан, с которым я работаю здесь в «Арлане», два мальчика, довольно приличного уровня в Усть-Каменогорске 1995 года рождения. Но еще раз подчеркну, что все команды работают на результат, а ставить молодого вратаря на игру — это определенный риск. Работая в первой команде в Усть-Каменогорске, у меня часто были случаи, когда приходили тренеры со второй команды, и просили дать вратаря им в помощь. Я всегда отказывал, и аргументировано объяснял, что не нужно этого делать, нужно давать шанс молодым, иначе как мы будем видеть результаты своей работы, для чего тогда у нас существует школа вратарей? На примере Андрея Янкова, я могу сказать, что в тот период времени, когда он играл во второй команде, по уровню он превосходил своих сверстников, но пока не дотягивал до того, чтобы играть в основной команде, и мы приняли решение, отдать его в аренду в Астану. А вот когда стал вопрос, что нам нужно кого-то привлекать в основную команду, мы однозначно решили вопрос, что не будем никого брать со стороны, и вернули Андрея в систему «Торпедо», и не ошиблись в нем. В последствие, он стал одним из основных вратарей в команде мастеров. Лично я, на тот момент, не побоялся взять на себя ответственность, и был уверен в нем.
— В нынешнем сезоне, команда «Арлан», в большей степени, укомплектована игроками с Казахстанским паспортом, и это не может не радовать. Но как в нашей команде, так и в некоторых командах соперников немало легионеров, причем довольно приличного уровня. Как вы считаете, нужно ли в дальнейшем сокращать их количество, или это пока преждевременно?
— Конечно, этот вопрос болезненный и много обсуждаемый в хоккейной среде. Многие страны прошли через ту ситуацию, которая сейчас наблюдается у нас. Швейцария, Германия, Франция, Австрия- это те страны, где в свое время точно также во внутреннем чемпионате, играло множество легионеров. Со временем выросло поколение своих воспитанников, и надобность в них частично отпала. Конечно, нужно будет со временем сокращать количество иностранцев, но не сейчас мы к этому пока не готовы. Чтобы отказаться от услуг легионеров, как раз и нужно больше внимания уделять детскому хоккею, чтобы растить достойную смену. Воспитанники хоккейных школ страны, должны быть определенного уровня мастерства, чтобы придя в команду мастеров, тренеры могли на них рассчитывать. У нас еще есть одна проблема: многие талантливые хоккеисты уезжают играть в другие страны, в частности в Россию, где им создают более комфортные условия. Наша задача в том и состоит, чтобы здесь им создать условия если не лучше, то, по крайней мере, не хуже чем где-то, чтобы сохранить и удержать молодые таланты. А пока у нас нет достаточного количества игроков, воспитанников казахстанских школ хоккея, отказываться от услуг легионеров, это значит искусственно опустить уровень казахстанского чемпионата. Ну нет у нас столько своих игроков, просто нет, и взять их пока неоткуда.
— На следующий сезон планируется открыть в Казахстане молодежную лигу. Эту инициативу поддержали многие клубы и принято решение о её открытии. Не рановато ли, на ваш взгляд, идти на такой шаг, может быть стоит еще год-другой повременить, а за это время молодежь еще подтянется?
— Идея создания молодежной лиги просто замечательная и правильная. Но здесь, все упирается в финансовую сторону вопроса. Конечно, это здорово, если наша молодежь будет играть в своем полноценном чемпионате. Для нас это будет возможностью видеть перспективу, делать какие- то заметки для себя. Со временем можно будет привлекать самых достойных во взрослый чемпионат. Для многих молодых ребят это был бы шанс еще несколько лет закалиться, вырасти как спортсмену- профессионалу. А вот финансовая сторона.... Здесь тяжело что-то сказать. Все зависит от клубов, от руководителей, от людей, в чьих силах решить этот вопрос. На мой взгляд — нужно. Казахстан далеко не бедная страна, чтобы решить такой вопрос положительно. А то, что это будет большим плюсом всем нам, в этом нет ни грамма сомнения.
— Многие болельщики команды каждый раз болезненно реагируют на проигрыши, отчаянно споря и выясняя в соц. сетях кто прав и кто виноват. Зачастую достается именно тренерам команды. Что — бы вы сказали в адрес болельщиков в этой связи?
— Я не вправе давать советы, и не буду этого делать. Но хочу сказать всем болельщикам, что команда всегда рада, когда её поддерживают. В спорте не бывает так, что команда только побеждает. Есть место и поражениям, и нужно быть с командой, как в моменты радости, так и в моменты неудач. Поражение команды — это удар, который ребята тяжело переносят. Как правило, после этого бессонные ночи, переживания, и вы, болельщики, должны также уметь достойно держать этот удар. Мне не понятна позиция некоторых людей, которые после поражения команды, сразу начинают нагнетать давление, что-то строчить в соц. сетях, не осознавая, что хоккеисты это те — же люди, которые могут все это прочесть в тот момент, когда им и так не сладко. Вот поэтому я уже давно ничего не читаю на различных сайтах, поскольку очень много негатива исходит от пишущих там псевдо — болельщиков. А настоящим болельщикам я могу пожелать удачи. Болейте за свою любимую команду, и она будет вам отвечать взаимностью на хоккейных площадках страны.
— Пользуясь случаем, мы поздравляем вас с наградой, врученной вам совсем недавно. Министерство образования и науки вручила вам памятный нагрудный знак. Расскажите об этом.
— Спасибо большое за поздравление! Конечно, мне было очень приятно получить эту награду. Я нормальный человек, и не лишен чувства гордости за то, что мой труд так высоко оценен. Министерство образования отметила нашу совместную работу с Владимиром Анатольевичем Плющевым по подготовке сборной страны, к выступлению на зимней универсиаде. Заслуга эта, в первую очередь его и тех ребят, с которыми мы работали. Мы достойно выступили и представили нашу страну на международном уровне. Результат этой работы — серебряные медали. Защита чести страны, это всегда почетно и ответственно, и я рад, что у нас все получилось.
...или войдите через аккаунт соцсети