...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Борьба


22 августа 2009 (00:21)

Асет Мамбетов: «Я борец, а не бандит»

Асет Мамбетов: «Я борец, а не бандит» 14 августа исполнился ровно год как борец греко-римского стиля Асет Мамбетов завоевал бронзовую медаль на Олимпийских играх в Пекине.

Как изменилась его жизнь после этого и чего он намерен добиваться дальше? Обо всем этом Мамбетов рассказал в интервью «Экспрессу К».

— Асет, ты представитель борцовской династии Турлыхановых. Глядя на Даулета Турлыханова, ты и стал заниматься борьбой?
— Даулет-ага был для меня кумиром с детства. Он уникальный борец. Наблюдать за ним на ковре всегда было одно удовольствие: он демонстрировал интересную непредсказуемую борьбу с самыми разнообразными бросками. Победы моего знаменитого родственника подвигли меня к серьезным занятиям борьбой, мне тогда было только 11 лет. В 1994 году в Урджаре я поступил в спортшколу, где тренировался по 2–3 раза в день.

— Твой стиль похож на технику Даулета Турлыханова?

— В моем арсенале тоже много бросков и приемов, на которые борьба очень богата. Несведущий человек, глядя на толкотню двух борцов, может подумать, что борьба — скучное зрелище и занятие. Это только кажется, что в борьбе все просто, а на самом деле все технически очень сложно, любой захват имеет свое значение. Чтобы победить на ковре, нужно обладать большим мастерством. Все начинается с кистей рук: создаешь давление и, когда загоняешь соперника, ищешь позицию для броска. Здесь кисть заломил, там плечо подставил, чтобы на прием перейти. У меня много вариантов для продолжения атаки, целые комбинации готовишь. Я каждый день открываю для себя что-то новое, осваиваю новые элементы, нахожусь в постоянном поиске. Думаю, что соперникам в этом смысле тяжело со мной: они ждут от меня один прием, а я могу неожиданно перейти на другой. Чем богаче арсенал, тем труднее соперникам. И голова должна быстро соображать, и моторика развита. Все это на тренировках отрабатывается в спарринге с живым соперником, чтобы в нужном направлении развить свою биомеханику.

— После Олимпиады твоя жизнь сильно изменилась?
— Изменилась к лучшему буквально во всем. Мой рейтинг как борца вырос, соперники больше уважают и психологически себя чувствую намного увереннее. На улицах узнают. Да и в жизни тоже теперь крепче стою на ногах. Наверное, мозг уже запрограммирован на успех: раз я смог добиться победы на ковре, значит, и в жизни тоже добьюсь. Олимпийская награда дала толчок к тому, чтобы она стала иной. В материальном плане быт тоже заметно преобразился: получил квартиру, машину, призовые — все, о чем молодой спортсмен может мечтать. Но я не собираюсь почивать на лаврах, продолжаю работать, чтобы развиваться дальше. Спорт приучил меня трудиться, и я не буду останавливаться на достигнутом.

— А помимо спортивных достижений, какие ставишь задачи в жизни?
— Понемногу осваиваю азы бизнеса. Я экономист, в этом году получил диплом КазПТИ, ректор лично вручил мне диплом как первому из выпускников. Спортом продолжаю заниматься по мере возможности, потому что залечиваю травму.

— Как твое колено?
— Недавно сделали в Венгрии операцию на крестообразной связке, и теперь полгода нельзя давать нагрузку на колено. Руки и спину в основном нагружаю, а колено берегу. Предолимпийская подготовка была сумасшедшая, нагрузки сверхзапредельные, и после Пекина на фоне усталости на тренировке порвал колено. Тренировки не прекращал — форму легко потерять и потом очень сложно собраться. Тренируюсь в щадящем режиме: бассейн, велотренажер, качаюсь понемногу. Сейчас в жиме лежа уже вышел на 160 кг, мой лучший результат — 205 кг, в приседании — 200. Это даже для лифтера хороший результат. До Олимпиады 70–80 кг поднимал, даже смешно вспоминать.

— Значит, на чемпионат мира не поедешь?
— Только как зритель. К следующему «миру» буду готовиться. На днях поеду в Москву на сборы, продолжу работать с тренером Арамом Саркисяном. С ним я стал тренироваться после смерти в 2007 году Александра Лебедева, который поднял меня на новый уровень, открыв новый взгляд на борьбу. Лебедев был тренером Даулета Турлыханова. Если бы не его уход из жизни, не исключено, что я мог бы и выиграть Олимпиаду. Привык к нему, он был «моим» тренером. Мне везет на хороших наставников, очень благодарен моему ведущему тренеру Марату Турлыханову, который всегда верил в меня.

— Слышал, что ты заядлый охотник?
— Марат Турлыханов и приучил меня к охоте и рыбалке. Он большой любитель этого дела. Вместе охотимся на волков, они хитрые: тактическое мышление хорошо развито, ставки для них высоки — за жизнь борются, и охотник должен их перехитрить. Горжусь своей рыбацкой победой: однажды выловил на Балхаше огромного сома — 2 м 30 см в длину.

— Асет, у обывателя образ спортсмена нередко ассоциируется с имиджем бандита. Что ты об этом думаешь?
— Недавно отвечал на подобные вопросы телезрителей на ТВ. Честно говоря, некоторые из них были откровенно глупыми. Один из них был именно об этом: почему многие спортсмены становятся бандитами? От этого клише нашему обществу нужно избавляться. Я никогда не был бандитом, потому что знаю цену боли и никогда не причиню её более слабому. Совершить недобрый поступок — противоречит моим убеждениям.

Я могу реализовать себя на ковре, и мне этого вполне достаточно. Спорт дал материальные блага, которые я заработал кровью и потом, и мне не нужно чужого. Я абсолютно мирный, верующий человек и все свои действия и поступки соизмеряю с нравственным кодексом. По пятницам всегда хожу в мечеть. Я вырос в ауле, где люди, в отличие от горожан, сохраняют теплоту в отношениях в любой ситуации. Давно подметил, что они не подвержены многим негативным явлениям, присущим жизни в огромном городе. Там общение непосредственное, уважают старших, и я стараюсь сохранить это в себе. Для меня это очень важно.

Есть другая сторона медали. Некоторые спортсмены, уйдя из спорта и отдав ему все силы, не могут найти себя в жизни и попадают в сети криминального мира. Это не их вина, это беда. У каждого свой путь.

— Ты завидный жених. Когда намерен связать себя узами Гименея?
— В ближайшее время. Благодаря спорту у меня теперь есть возможность создать семью. Думаю, что это не помешает мне расти как спортсмену. Мои требования к будущей избраннице простые. Я получил традиционное воспитание, в соответствии с которым моя жена должна уважать старших, чтить моих родителей. Я буду надолго отлучаться на сборы и соревнования, и она должна относиться к этому с пониманием. Я жду не «Мисс мира», а свою половинку, которая будет во всем меня поддерживать. Олимпийская медаль меня нисколько не изменила — как был простым парнем, так им и остался.
Автор: Газиз Нагиметов express-k.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети