...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Борьба


9 февраля 2009 (12:30)

Асхат Житкеев: «Хочу снова выигрывать»

Асхат Житкеев: «Хочу снова выигрывать» Пример Асхата Житкеева, добившегося олимпийской награды, а вместе с ней и всемирного признания, во многом поучителен. Это спортсмен, который сделал себя сам.

И, возможно, не остановится на достигнутом. Между тем в Асхате абсолютно нет того снобизма и самовлюбленности, которые проявляются у некоторых атлетов, даже после единственного успешного выступления на турнире. А ведь Асхат во многом был и является первым. Он стал одним из первых отечественных дзюдоистов, завоевавшим медали на мировом первенстве, первым — кто выиграл медаль на Олимпиаде, лидером всей сборной Казахстана — знаменосцем команды на Олимпийских играх в Афинах.

Местом нашей беседы мы выбрали одну из многочисленных аллеек южной столицы. Пригревало солнышко, над головой было яркое синее небо. Все это располагало к беседе. И наше интервью началось с традиционного вопроса: «Расскажи, как все начиналось?»
Досье
Житкеев Асхат Расулович
Родился 13 апреля 1981 года в поселке имени Жансугурова Алматинской области.
Заслуженный мастер спорта по дзюдо. Весовая категория — до 100 кг.

Неоднократный чемпион Республики Казахстан. Бронзовый призер чемпионата мира 2001 года. Трехкратный чемпион Азии — 2003, 2004, 2008 годов, Серебряный призер чемпионата Азии 2005 года. Серебряный призер Суперкубка мира (Германия). Участник Олимпийских игр 2000 года в Сиднее, 2004 года в Афинах и 2008 года в Пекине. Двукратный бронзовый призер Азиатских игр 2002, 2006 годов. Чемпион лицензионного международного турнира в Циндао (Китай) 2007 года. Серебряный призер Олимпийских игр в Пекине.

— Я родился в поселке имени Жансугурова Алматинской области. В спортивный зал дзюдо пришел, когда учился во втором классе, и начал тренироваться у Саята Кудайбергенова. Стал выступать на различных соревнованиях, турнирах. Так продолжалось до 1994 года, когда мой тренер устроил меня в училище олимпийского резерва. И тренировали меня сначала Александр Патокин, а затем Жакен Саламатов, который и подготовил к Олимпиаде.

— Ты участвовал в трех Олимпийских играх. Конечно, это не рекорд в спорте, но все же и этого достаточно для спортивной карьеры. После первых двух не совсем удачных выступлений в Сиднее и Афинах стремился ли к новому покорению Олимпа?
— Конечно, от неудач расстраивался. Но после определенного периода времени снова приходила уверенность, а затем тренировался и тренировался. В Сидней я поехал самым молодым спортсменом в команде дзюдоистов. Вообще лицензию в моем тогдашнем весе 90 кг завоевал Шакимов. И тренеры предложили мне перейти в категорию 100 кг. Решили, что после того, как выиграю в этом весе первенство страны, меня отправят на лицензионный чемпионат Азии. Там я оправдал доверие наставников и выиграл путевку в Австралию.

— С этого времени ты и борешься в категории 100 кг. Как это сказалось на твоих спортивных достижениях?
— Думаю, что мне стало немного легче. По крайней мере, в плане сгонки веса. Не нужно было прилагать лишних усилий и подрывать здоровье. После Сиднея, уже на следующий год, я взял бронзу на чемпионате мира. Практически одновременно с Асхатом Шахаровым (73 кг), тоже занявшим третье место, мы завоевали первые медали по дзюдо на турнирах такого уровня.

— После этого ты становился победителем и призером многочисленных турниров. И, наконец, приблизился к Пекину… В Сиднее вылетел из первого круга, в Афинах стал седьмым. Что чувствовал, когда готовился к своей третьей Олимпиаде?

— Как это ни удивительно, но к этим Играм я готовился абсолютно спокойно. Не было никакого напряжения. Не скажу, что я был на самом пике своей формы. На мой взгляд, в 2004 году в Греции я был гораздо лучше подготовленным. Тогда планировали, что в первую тройку я уж точно войду. Даже доверили нести флаг страны. А это большая ответственность.

— Парадокс, но как же так вышло: тогда ты был в отличной форме — и не смог взять медаль, а здесь — физическая форма похуже, зато были выход в финал и поединок за звание чемпиона Олимпийских игр?
— Как так получилось?.. (Задумался.) Я был гораздо моложе и на вещи смотрел немного по-другому. Тем более тот флаг (флаг Казахстана, который нес Асхат как знаменосец — Прим. авт.) оказался для меня слишком «тяжелым». Возможно, я сам себя «съел» тем что — должен, должен, должен… Тем, что мне доверили флаг и возложили на меня дополнительную ответственность, и тем самым как бы обязали завоевать награду.

— На этой Олимпиаде самой сложной была схватка с монголом Тувшинбаяром Найданом?
— Монгол очень неудобный соперник. Я с ним, в общей сложности, боролся пять раз. В Пекине, он меня выиграл во второй раз. Всегда у нас получались очень трудные схватки. Он коренастый, ниже меня ростом, чувствительный. Мы настолько хорошо знаем друг друга, что даже неинтересно бороться. (Смеется.) За три месяца до Олимпиады мы с ним встретились на чемпионате Азии. Поединок длился девять минут, и мне все же удалось его поймать, сделав болевой прием. И хотя в счете я вел, было бы лучше, если бы я проиграл ему где-нибудь в другом месте, а не на пекинском ковре. В принципе, все схватки были не такими легкими, как с кувейтцем. С боснийцем Амелом Мекичем я борюсь уже на протяжении долгого периода. Мы давно друг друга знаем. Он трижды становился пятым на чемпионатах мира. Третий поединок — с венгром Даниэлем Хадфи тоже был далеко непростым: венгр — экс-чемпион Европы, победитель многих турниров. Ему я, например, проиграл на чемпионате мира в Египте 2005 года. А голландец Хенк Грол, с которым я боролся за выход в финал, — очень сильный спортсмен. Даже после этой Олимпиады он остается первым в мировом рейтинге по очкам. В тот 2008 год он выиграл несколько крупных турниров — Суперкубок Европы, стал чемпионом Европы и так далее.

— Ты сейчас на какой позиции мирового рейтинга значишься?
— Голландец — первый, потом монгол, ну, а следом иду я.

— Сильно расстроился, когда взял серебро, а не золото? Ведь золото было так близко.
— Вначале ничего практически не ощущал. Потом, когда встал на пьедестал почета, в душе что-то такое пронеслось. Даже есть какая-то фотография, глядя на которую у меня всегда появляется одна и та же мысль: «Почему не ты там стоишь?!" (Смеется.) Конечно, потом стало обидно. Просто на момент проведения финала я был выжат как лимон. И физически, и психологически. Все схватки проходили в один день — пять поединков. Если бы была передышка хотя бы в одни сутки, все могло сложиться по иному.

— После этой Олимпиады сильно изменилась твоя жизнь?
— Не скажу, что все поменялось кардинально. Женился. Работаю в одной компании. В принципе, все не так уж и изменилось. Снова начал потихоньку тренироваться.

— Возможно, ты вернешься в большой спорт?

— Я нахожусь в раздумьях. Нужно взвесить все «за» и «против». Есть ли смысл продолжать? Есть ли здоровье? Желание бороться-то очень большое. Я столько лет жизни отдал этому виду спорта, и я хочу снова побеждать. Советуюсь с тренерами, но в этом вопросе окончательную точку пока не поставил.

— Довольно продолжительное время ты выступал за санкт-петербургский клуб дзюдо «Явара-Нева», который патронирует премьер-министр России Владимир Путин. Расскажи об этом.
— Да, на протяжении многих лет я с удовольствием выступал за эту клубную команду. Путин является там почетным президентом. Он приезжал на многие соревнования, смотрел, подбадривал спортсменов. Там собрана очень хорошая команда, тренируются отличные ребята. Элита всего российского дзюдо и СНГ. Когда я начинал бороться, нас, легионеров, было всего двое: я и спортсмен из Беларуси. Сейчас иностранцев в этом клубе гораздо больше. Есть и казахстанцы: Саламат Утарбаев и Максим Раков. Очень много набираешь опыта, участвуя на клубных турнирах. Все-таки окружают тебя одни мастера. Соответственно, и сам растешь. Уровень соревнований не ниже, чем континентальные первенства либо чемпионаты мира, зато чувствуешь себя раскрепощенное — нет той ответственности, когда ты выступаешь за свою страну. Борешься ведь только за команду.

— Ну, Путин-то реальный дзюдоист? Ты с ним поборолся бы?
— Да, он реальный дзюдоист. (Смеется.) А бороться с ним мне все равно не разрешили бы. Категории весовые не те.

— После Олимпиады, 30 августа, у тебя снова было большое событие. Ты, лидер сборной страны по дзюдо, женился на капитане сборной Казахстана по волейболу Елене Павловой. Вы долго шли к этому?
— Знакомы мы уже давно. С 1996–97 годов. Ещё с того времени, когда я жил в спортивном интернате, а Лена жила в гостинице рядом. Довольно часто приходилось нам встречаться на каких-то сборах. Были времена, когда не виделись несколько лет. Хотя и созванивались. В последние два года мы стали общаться более тесно и в итоге решили пожениться. Все было организовано и сделано ещё до Олимпиады. Уверяю, что результат моего выступления на Олимпиаде никак бы не отразился на наших отношениях.

— Накладывает ли отпечаток на ваши отношения тот факт, что вы оба в прошлом достаточно успешные спортсмены и амбициозные люди?..
— Да нет. Все в порядке. У нас нормальные отношения. Как в обычных семьях.

— Ты следишь за событиями в спорте?

— Конечно. Стараюсь ничего не упустить.

— Как ты оцениваешь нынешнее казахстанское дзюдо?

— У нас есть очень способные ребята. И школа вполне отличная. Было бы здорово, если бы спортсменам создали хорошие условия.

— Сможет ли кто-нибудь из них повторить твой успех на ближайших Олимпийских играх?

— До Лондона ещё четыре года, и никто не сможет предугадать, что будет дальше. Ближайшие полтора-два года ещё возможно спрогнозировать. В нашей сборной есть перспективные ребята. Ринат Ибрагимов, максим Раков, Тимур Болат. Но все зависит от них самих, как они будут работать и стараться. Например, есть в нашей команде Саламат Утарбаев-дзюдоист моего возраста, он ещё хочет выиграть Олимпиаду. И кто стопроцентно скажет мне, что он не сможет этого сделать? Главное, стремиться к цели.

— А о своем участии в тридцатых Летних Олимпийских играх ты промолчишь?
— А что тут скажешь? Времени ещё очень много пройдет, пока начнется хотя бы отбор на Олимпиаду. Пока не могу сказать ничего определенного. Сейчас думаю об участии на чемпионате мира в Голландии, который пройдет в конце августа — начале сентября этого года.

— Чтобы набрать хорошую форму, сколько понадобится времени?
— Желательно постоянно тренироваться. В моем случае три-четыре месяца беспрерывных тренировок могут привести меня в желаемую физическую кондицию. Это как минимум. А вообще необходимо полгода. Тогда можно на что-то рассчитывать.

— Спасибо за беседу.

Автор:
Дамир Серикпаев
Источник: «PROСПОРТ» Казахстан
sports.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • Асхат ты большой человек тебе честь и всенародной любви . НО если есть достоиные преследователи дай дорогу молодым и хищным не тебе в обиду скажено

    Ответить

    • 9 февраля 2009, 23:10
    • Чу
    • 55 записей
    • 6554 дня на портале