Уже совсем скоро, 13 декабря, в столице Казахстана состоится презентация нового состава велокоманды «Астана». Именно на ней отечественные поклонники этого вида спорта смогут воочию увидеть и познакомиться с новичками, которые были приглашены защищать честь казахстанской велогруппы в будущем сезоне на состязаниях самого высокого международного уровня. Мы же решили немного опередить события и представить новые лица «Астаны» уже в сегодняшнем номере нашей газеты.
Боссов много не бывает
К слову, на днях «астанчане» завершили первый учебно-тренировочный сбор, прошедший в Испании. На нем гонщики познакомились с менеджерами, прошли медицинское обследование, примерили форму и протестировали новые велосипеды.
В 2013 году «Астана» предстанет перед нами в новом образе, ведь изменения произошли не только в составе гонщиков, но и в тренерском штабе. Именно с новых имен спортивных директоров мы и начнем наше знакомство.
Как известно, в прошлом сезоне с гонщиками работали пять менеджеров. Это итальянцы Джузеппе Мартинелли и Стефано Дзанини, Горазд Стангели из Словении и казахстанцы Дмитрий Седун и Александр Шеффер. Теперь к ним присоединились наши соотечественники Александр Винокуров и Дмитрий Фофонов, еще вчера гонявшие за «Астану», а также Яан Кирсипуу из Эстонии.
О Вино разговор особый, поэтому о нем чуть позже, а вот об эстонском ветеране, так в шутку Кирсипуу называют среди профи-гонщиков, стоит поговорить отдельно. За свою профессиональную карьеру этот прирожденный спринтер одержал более 130 побед самого высокого уровня. Пять наиболее примечательных из них пришлись на легендарные супермногодневки. При этом благодаря первому успеху в «Тур де Франс-1999», на начальном этапе «Большой петли», Кирсипуу удерживал желтую майку лидера в течение шести дней. Правда, узкая специализация никогда не позволяла ему завершить гонку, однако свою миссию эстонец выполнял блестяще. В однодневных же гонках, обычно заканчивающихся спринтерским финишем, он всегда представлял собой грозную силу.
Объявив об окончании карьеры в
Начав свои выступления за эту велогруппу с середины 2010 года, Кирсипуу в свои 41 сумел добиться нескольких заметных побед, в частности, выиграв один из этапов «Тура Кореи». В сезоне-2012 он уже выступал в Champion System в роли играющего тренера и наставника. Накопленный Кирсипуу опыт уникален. Владеет эстонским, английским, французским, русским языками.
А в целом, надо сказать, если в рядах управленцев «Астаны» раньше преобладала итальянская составляющая, то теперь, после того как отечественные спорт-смены с велосипеда пересели в машину сопровождения «астанчан», появилась надежда, что казахстанский интерес будет учитываться в клубе намного больше.
Мекка для «Астаны» — Италия
Среди гонщиков же итальянский акцент стал, наоборот, еще более сильным. Чего только стоит приобретение победителя одного из Гранд-туров 2010 года — испанской «Вуэльты» Виченцо Нибали из Италии, который будет защищать цвета «астанчан» два следующих года. По нашей информации, его годовой оклад равняется 2,8 млн евро.
— У меня было много хороших предложений, — сказал Виченцо после подписания контракта с «Астаной». — Моя прежняя команда Liquigas тоже делала мне заманчивое предложение о продолжении карьеры именно у них. Однако мне нравится идея о начале новых приключений. Именно поэтому я теперь — «астанчанин». Тем более что буду в казахстанской велогруппе единоличным лидером. Что касается самого соглашения с «Астаной», то в свои 28 лет оно для меня самое важное в моей карьере велогонщика. Пришла пора сделать решительный шаг. Велоспорт становится все более и более интернациональным. Команда Liquigas помогла мне развиваться как гонщику, но она стала командой Cannondale, значит, отчасти американская. Это уже другая команда. И это еще одна причина, по которой я выбрал именно «Астану».
Что касается потерь (за исключением ухода тех же Винокурова и Фофонова), то наиболее ощутимым для казахстанской велогруппы является уход чеха Романа Кройцигера, который в этом году выиграл один из этапов «Джиро д’Италия». Со следующего года он будет защищать цвета Saxo Bank-Tinkoff Bank — команды, в которой выступает еще один бывший «астанчанин» Альберто Контадор из Испании.
— Saxo Bank хотел заключить контракт со мной еще несколько лет назад, но тогда я уже был в «Астане», — пояснил Кройцигер после ухода из нашей велогруппы. — На сей раз случилось по-другому. У меня было несколько предложений, но я решил произвести новый виток в своей карьере именно в Saxo Bank-Tinkoff Bank. Я думаю, что эта команда — лучшее предложение.
— Каким вы видите свое будущее в новой команде?
— Замечательным. Есть великие гонщики в команде, и я по гонкам знаю,
что атмосфера в ней превосходная. Единственное, я должен буду улучшить
свой английский.
Об остальных потерях и приобретениях «Астаны» в 2013 году смотрите таблицу.
«Астана» образца 2013 года
Ушли
1. Александр Винокуров (Казахстан) завершил карьеру гонщика
2. Дмитрий Фофонов (Казахстан) завершил карьеру гонщика
3. Роман Кройцигер (Чехия) «Team Saxo Bank-Tinkoff Bank»
4. Роберт Кисерловски (Хорватия) «Radioshack — Nissan»
5. Франческо Машьярелли (Италия) завершил карьеру гонщика
6. Евгений Непомнящий (Казахстан) «Astana Continental Team»
7. Сергей Ренев (Казахстан) «Astana Continental Team»
8. Валентин Иглинский (Казахстан) «AG2R»
9. Евгений Петров (Россия) «Team Saxo Bank-Tinkoff Bank»
Пришли
1. Виченцо Нибали (Италия) «Liquigas»
2. Андреа Гуардини (Италия) «Farnese Vini — Selle Italia»
3. Якоб Фульсанг (Дания) «Radioshack — Nissan»
4. Фабио Ару (Италия) -----
5. Алессандро Ванотти (Италия) «Liquigas»
6. Руслан Тлеубаев (Казахстан) «Astana Continental Team»
7. Алексей Луценко (Казахстан) «Astana Continental Team»
8. Арман Камышев (Казахстан) «Astana Continental Team»
9. Валерио Аньоли (Италия) «Liquigas»
10. Эван Хуффман (США) «California Giant»
Помимо тех, кого подписали в нашу команду на следующие сезоны, свою карьеру в «Астане» продолжат следующие гонщики: Энрико Гаспаротто, Паоло Тиралонго, Франческо Гавацци, Якопо Гуарнери, Симоне Понци (все — Италия), Андрей Кашечкин, Андрей Зейц, Асан Базаев, Александр Дьяченко, Дмитрий Груздев (все — Казахстан), Фредерик Кесьякофф (Швеция), Егор Силин (Россия), Танел Кангерт (Эстония), Янец Брайкович, Борут Бозич (оба — Словения), Кевин Зельдреерс (Бельгия), Андрей Гривко (Украина).
Кстати, уже известны и капитаны нашей велогруппы, которые поведут своих товарищей по команде на Гранд-туры. На «Джиро» — Виченцо Нибали, на «Тур де Франс» — Якоб Фульсанг, а на «Вуэльте» — Янец Брайкович.
Вино — наш рулевой?
Теперь о том, что генеральным менеджером «Астаны» станет наш прославленный гонщик Александр Винокуров. Предлагаем расклад, который выдал блоггер под ником Timkas в статье «С крылом на груди» на сайте www.sports.ru.
1. Авторитет
И без того высокая репутация Александра после победы на Олимпийских играх взлетела на родине на максимально возможный уровень. В условиях всегда выбивающегося со скрипом бюджета для команды значение столь громкого имени должно (хоть и временно) стать гарантией бесперебойного финансирования. Для казахстанских спортивных проектов это очень важный момент, поскольку, несмотря на огромные запасы природных ресурсов, желающих выделить более-менее приличные деньги на спорт почти никогда не находится.
С другой стороны, Вино является знаковой фигурой для всего велоспорта в целом, заслужив любовь болельщиков по всему миру. Это может помочь как с точки зрения привлечения внешних инвесторов, так и в плане улаживания каких-то спорных вопросов с перманентно вредным Международным союзом велосипедистов. Не стоит также забывать, что участие Винокурова в гонках всегда будет повышать интерес к «Астане» — этот факт с учетом идеологической миссии команды нельзя недооценивать.
2. Мотивация
Всегда жадный до побед Винокуров в теории должен пробудить аналогичное желание в почему-то зачастую хандрящих гонщиках казахстанской команды. За пару лет работы в «Астане» Джузеппе Мартинелли, кажется, так и не понял до конца загадочную казахстанскую душу, обладающую иным, нежели у европейцев, менталитетом. Если брать в качестве примера нынешний сезон, гонщикам «Астаны» регулярно не хватало спортивной наглости, везения и чего-то еще для победы.
Сейчас у Винокурова будет крайне непростая задача привить кнутом и пряником «астанинцам» пресловутый дух победителя. На минувшей «Льеж — Бастонь — Льеж» ему удалось в какой-то мере достучаться до Максима Иглинского, хотя тот в принципе всегда был нацелен на хороший результат. Тяжелее будет, к примеру, с Александром Дьяченко, который по непонятным причинам в любой гонке предпочитает висеть в пелотоне последним колесом, хотя при этом способен попадать в топ-10 в разделке на чемпионате мира и побеждать в генеральной классификации Тура Турции.
3. Подходящий момент
У «Астаны» строится новая команда, которой не будет стыдно учится вместе со своим генеральным менеджером на собственных ошибках. Что-то вроде студента на производственной практике, которому простительно сделать что-то не так. С уходом Альберто Контадора казахстанская велогруппа понемногу избавляется от постоянного давления ожидания высоких результатов. Останься Конта в команде, Вино было бы крайне непросто дебютировать в роли менеджера, перед которым ставились бы задачи из категории «обязательная победа на «Тур де Франс».
В будущем сезоне повести партнеров за собой будет должен крайне самостоятельный Винченцо Нибали, за спиной которого свои шансы опериться получит талантливая молодежь — Понци, Ару, Луценко, Кангерт, Тлеубаев, Камышев, Гуардини. Для Нибали главным стартом будет «Джиро д’Италия», где от «Астаны», пожалуй, единственный раз в сезоне потребуется выступить сплоченной бандой, готовой на все ради своего атамана. В остальном гонщики получат необходимое пространство для маневра и проявления своих лучших качеств, чего через пару лет с учетом возможного прихода кого-то вроде Жильбера или Фрума им вряд ли стоит ожидать.
4. Медийность
Будучи генеральным менеджером «Астаны», Мартинелли был безнадежно далек как от казахстанских болельщиков, так и от журналистов. Последним всегда было непросто добраться до Джузеппе, ведь для общения с ним требовалось знать хотя бы английский, а еще лучше — итальянский язык (большая часть журиков сразу отметается) и не задавать идиотских вопросов (без этого уже совсем никак). С рядовыми болельщиками у Мартинелли тоже практически не было обратной связи — представить его комментирующим у командного автобуса «у кого из ... болит пятка» не хватает никакого воображения.
Теперь всегда открытому прессе Винокурову, видимо, придется немного дистанцироваться от СМИ, которые постараются регулярно тревожить его по всяким пустякам. Но даже при этом можно не сомневаться, что в прессу будет поступать из первых уст что-то помимо шаблонных пресс-релизов. Да и у астанафанов всегда будет возможность каким-то образом довести до Винокурова некоторые мысли (хотя зачастую некоторые из них не стоят того, чтобы их озвучивали).
5. Ответственность
Один из самых удачных международных казахстанских PR-проектов находится на особом контроле в самых верхних эшелонах власти, что по определению таит в себе постоянное давление. И желающих оказаться в эпицентре всего этого не так много, ведь слишком высока вероятность засыпаться перед глазами у очень важных людей: велоспорт не терпит дилетантов, а место генерального менеджера «Астаны» по определению не может не быть горячим.
Когда-то именно Винокуров был одним из тех, кто не побоялся ответственности основать спортивный бренд «Астана», расползшийся на баскетбол, ралли-рейд «Дакар» и куда-то еще. И вся история существования велокоманды тесно связана с его именем и победами. В итоге события приняли по-настоящему чудный для Казахстана оборот — во главе амбициозного проекта с достойным финансированием стал не чей-то друг, родственник, протеже, а человек, достигший этого своим трудом и старанием, которому теперь предстоит начать в своей биографии новую главу.
Действительно, не согласиться с этим нельзя. Ну а что получится в итоге, мы увидим, как минимум, в конце следующего сезона.
...или войдите через аккаунт соцсети