...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Другие


10 августа 2006 (10:18)

Автоудовольствие с примесью экстрима

Автоудовольствие с примесью экстрима В минувшие выходные в Капшагае состоялся Кубок Центральной Азии и Казахстана по классическому ралли на легковых автомобилях. Первая за последние восемь лет раллийная гонка стартовала на Старой площади Алматы, а дальше караван из 20 авто двинулся в окрестности Капшагая. Там, на диких и необкатанных дорогах, происходило действо, которое многим запомнится надолго.

В мероприятии, которое обошлось организаторам в несколько раз дороже, чем проведение привычного автокросса, было задействовано свыше 100 человек. Ралли всегда считалось элитным видом автоспорта. Казахстанцы быстро прочувствовали его специфику. Гонщики развивали скорость до 180 км/ч. И как результат – не обошлось без переворотов, один из которых произошел на глазах у журналистов. Пилотов быстро эвакуировали – они отделались испугом, а вот поврежденной машине предстоит серьезно «подлечиться». Женщины, их среди участников гонки было три, осторожны, поэтому и результат показали приличный, и машины сохранили в целости.

В общей сложности участники преодолели за два дня около 125 км, которые были разбиты на спецучастки. Из двух десятков экипажей к финишу не добрались лишь четыре, сошедшие с дистанции кто по техническим причинам, а кто – заплутав в степи. А вот участники из Узбекистана легко ориентировались на наших дорогах. Кстати, именно их «Жигули»-«копейка», почтенного вида, демонстрировали поразительную «силу воли»... Самой же старой среди машин оказалась «Субару Леон» 1985 года выпуска. Победителями в абсолютном зачете, а также в своем классе машин Р-12 стали Дмитрий Филонец и штурман Александр Маслаков. К слову сказать, это новые имена в отечественном автоспорте. Второй и последний в этом году этап Кубка планируется провести осенью в Ташкенте.

Свою историю победы на первом Кубке Центральной Азии и Казахстана корреспонденту «Литера» поведал Дмитрий Филонец.
ЛИТЕР-Неделя: Вы новички, но вам удалось стать лучшими. За счет чего?
Д.Ф.: Действительно, в дисциплине «автокросс» мы начали выступать только в августе прошлого года. Но недостаток в опыте – нас никто не обучал! – восполняют сплоченность команды и отличная машина.
ЛИТЕР-Неделя: То есть еще год назад вы были любителем?
Д.Ф.: Да. Просто хотелось очень быстро кататься, а в городе этого не сделаешь. Чтобы не практиковать автохулиганство и как-то легализовать свое желание, надо было срочно заняться каким-то видом автоспорта.
ЛИТЕР-Неделя: Разница между кроссом и ралли большая?
Д.Ф.: Ралли – это более серьезная дисциплина, здесь много факторов влияет на конечный результат: это и техника, и помощь штурмана, механиков, которые должны быстро обслужить машину. Главную роль играет слаженность всего коллектива. На эту гонку мы специально нанимали «техничку» и механиков.
ЛИТЕР-Неделя: Говорят, вы свою машину «Субара Импреза» STI усовершенствовали в Швейцарии?
Д. Ф.: Машина укомплектована только в этом году. Она действительно раллийная, собиралась на базе московского спортивного клуба. А затем была подготовлена в Швейцарии при участии ателье по группе N-4 «Томми Мякинен Рейсинг» во главе с трехкратным чемпионом мира по авторалли Томми Мякиненом. Машина соответствует мировым стандартам, то есть ее можно заявить на чемпионат мира в группе N-4. В Казахстане пока такой группы нет, национальный класс – это Р-12. Вообще, автомобиль куплен и усилен для участия в российском чемпионате, он практически всегда находится в России. Мы туда выезжаем за несколько дней до старта. В июле я участвовал под казахстанским флагом в ралли «Белые ночи». У нас был нулевой экипаж, то есть мы шли вне зачета, штурманом был россиянин. После Кубка Центральной Азии машина отправится в Россию. Там есть команда, которая будет готовить ее и обслуживать.
ЛИТЕР-Неделя: Здесь содержать машину не представляется возможным?
Д.Ф.: Нет, просто представьте: российский чемпионат – это восемь этапов, то есть почти каждый месяц проходят гонки. А у нас, в Казахстане, нынешнее ралли – только первая ласточка, что будет дальше, мы не знаем. В России гарантированно сможем отъездить чемпионские и кубковые гонки. Машина достаточно дорогая, она должна эксплуатироваться, а не простаивать. В России имеется хороший уровень ралли: если попасть в первую десятку, то это высокий показатель. Но опять-таки мы ездим туда за свои деньги. Будь у нас спонсор, то мы могли бы про- ехать где угодно, хоть на чемпионате мира.
ЛИТЕР-Неделя: Во сколько обходится содержание такой машины?
Д.Ф.: Бюджет средней российской команды с аналогичными авто, которая, к примеру, находится в пятерке рейтинга, достигает порядка 200 тысяч долларов в год. Деньги уходят на участие в соревнованиях, транспортировку автомобиля, работу механиков.
ЛИТЕР-Неделя: Какое осталось впечатление от этого старта?
Д.Ф.: Дороги наши, может, далеки от мировых стандартов и не со- всем подходят для таких автомашин, но в любом случае это положительное начало для развития ралли в Казахстане.
ЛИТЕР-Неделя: У вас возникали проблемы по ходу гонки?
Д.Ф.: Нет. На самом деле мы могли ехать намного быстрее, и машина нам это позволяла! Просто смысла не было полностью выкладываться, мы видели, что едем с большим запасом времени. Мы вложили в эту гонку много средств и еще больше – желания, поэтому у нас все получилось.
Единственный женский экипаж – Алия Акназарова и Айжан Кожирова – в своем классе Р-12 занял четвертое место.
ЛИТЕР-Неделя: Почему вы выбрали такой неженский способ проведения досуга?
А.А.: Может, некорректно такое сравнение, но зато понятно, – только не подумайте, что я заядлая картежница: если кросс – это покер, где включается в работу интеллект и можно блефовать, то ралли – это преферанс, где нужен четкий, грамотный расчет на двадцать шагов вперед. Скорости в ралли превосходят кроссовые. Контакт между гонщиками в ралли полностью исключен, а в кроссе его не избежать. Особенность ралли еще в том, что оно проходит по дорогам общего пользования. Здесь нельзя двигаться на большой скорости, чтобы не спровоцировать ДТП. Необходимо четко рассчитать время: во сколько ты вышел – и точно в свою минуту прибыть.
ЛИТЕР-Неделя: Предпочитаете расчет или риск?
А.А.: Если риск, то в разумных пределах. У всех должен быть какой-то страх и осторожность. Если гонщик бесстрашен, то он опасен как для себя, так и для окружающих. Главное правило: дойти до финиша и сохранить машину.
ЛИТЕР-Неделя: Как вы готовились?
А.А.: В течение двух недель с напарницей выезжали на эти участки. Нам показали нужные повороты. В степи легко запутаться, все повороты похожи один на другой. По выходным мы выезжали – «прописывали» трассу. Бывало, что завернем не туда, проедем два-три лишних километра, потом снова возвращаемся, заново отмеряем. Еще особенность в том, что трасса в течение двух недель сильно изменилась – ведь все спортсмены ездили по ней. А представьте, как ездят профессиональные раллисты, когда гонка длится две недели! Там вообще надо месяцами готовиться! Такие люди достойны большого уважения.
ЛИТЕР-Неделя: Какой из спецучастков показался самым сложным?
А.А.: Последний участок первого дня – длинный и выматывающий: там идет тонкая дорожка по насыпи, немного отклонишься влево или вправо – попадешь в большие вырытые ямы. Сложность еще заключалась в том, что у нас во время гонки сломалось переговорное устройство и мы друг друга не слышали. Нам приходилось объясняться «на пальцах», знаками, и как-то интуитивно справляться с ситуацией. Поворотов много, и запомнить их – нереально: можно двадцать раз проехать, но память от этого не лучше. Опытные раллисты говорят, что надо искать пометки – какие-то колючки, бугорки – и записывать.
ЛИТЕР-Неделя: Машина ваша личная?
А.А.: Когда-то я ее купила на собственные деньги. Сейчас у нас появился спонсор, который снимает большую часть нагрузок. Раньше, чтобы поменять какую-то деталь, сначала задумаешься, сколько это мне будет стоить, и понимаешь, что инвестиции краткосрочные, возможно, на одну гонку. Если посчитать, в год содержание моей «восьмерки», по самым скромным подсчетам – просто чтобы участвовать и не хватать звезд с неба, – минимум, 10–15 тысяч долларов. Более навороченные машины во много раз дороже.
ЛИТЕР-Неделя: Чем можно объяснить, что уже столько времени вы единственная дама на автогонках?
А.А.: Делали попытки многие женщин – преимущественно жены спортсменов, особенно когда я начинала. Но почему-то надолго задержаться не получилось. Айжан впервые участвует в таких соревнованиях, она согласилась стать моим штурманом, и это уже прорыв в мужскую среду. Штурман – это не значит, что ты просто сидишь. Так же страшно, а ответственности гораздо больше! Ведь штурман – мозг экипажа.
ЛИТЕР-Неделя: Айжан, что вас связывает друг с другом?
А. К.: Мы бывшие коллеги и давние подруги. Алия начала меня агитировать давно. Сначала просто рассказывала, затем я пошла на курсы экстремального вождения, потом меня пригласили на гонку в Ташкент, куда я так и не смогла попасть… В общем, Алия методично меня обрабатывала. Я не настолько увлечена машинами, но мне стало интересно, я тоже экстремал по духу. До сих пор очень обидно, что наше переговорное устройство сломалось и подготовка нескольких недель – впустую. Но осталась возможность подготовиться более основательно к следующим соревнованиям.

Марина ХЕГАЙ (фото автора), Алматы
"Литер"

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети