Сегодня в ставшей уже традиционной рубрике «Один на один» — интервью с олимпийским чемпионом-2004 Бахтияром Артаевым. Герой Афин помимо награды высшего достоинства на Олимпиаде в Греции был признан лучшим боксером соревнований и по праву завоевал престижный Кубок Вала Баркера, который вручают самому достойному боксеру главных стартов четырехлетия.
Надежды казахстанцев на повторение успеха Артаева через четыре года в Поднебесной так и остались обманутыми — на Пекинской Олимпиаде наш соотечественник, выиграв на стадии четвертьфинала у главного конкурента россиянина Матвея Коробова 10:7, в следующем бою сенсационно проиграл британцу Джеимсу Дегейлу со счетом 3:8.
С того момента прошел год (без двух месяцев), а многие до сих пор не знают, кому верить — тем, кто говорит, что Бахтияр Артаев перейдет в профи, или же тем, кто считает, что боксер продолжит карьеру на любительском ринге. Чтобы прояснить ситуацию, воспользовавшись подходящим моментом, корреспондент «PROСПОРТ» обстоятельно поговорил с олимпиоником.
Есть огромное желание стать двукратным олимпийским чемпионом
— Скоро будет уже год, как я вне большого спорта, — начал беседу Бахтияр Артаев. — После Олимпиады я, наверное, ещё не отошел морально, если честно, и особой тяги-то нет возвращаться. Не буду скрывать, есть огромное желание выступить на Олимпийских играх, и не просто выступить, а во второй раз в карьере завоевать золотую медаль.
В настоящий момент я работаю директором Дворца бокса имени Бахтияра Артаева в родном Таразе, и это пока меня вполне устраивает. Официально я не объявлял о завершении карьеры, поэтому говорить, что я повесил перчатки на гвоздь, пока преждевременно.
— Ты работаешь директором Дворца бокса имени Бахтияра Артаева. Какие на тебя возложены функции и что тебе приходится выполнять в большей степени?
— У меня чисто административная должность, так сказать слежу за порядком. В нашем дворце ежедневно тренируются около семисот детишек, с 8 утра до 20 вечера, одним словом проходу нет! Часто к нам обращаются и взрослые, в общем, бокс в нашем городе пользуется большой популярностью… Иногда провожу мастер-классы для кадетов, в целом к новой должности уже привык и она мне очень нравится.
— Давай поговорим о том, как обстоят дела в боксе в Жамбылской области.
— Так уж получилось, что после завершения карьеры известного боксера Болата Жумадилова, дважды завоевавшего (в 1996-м в Атланте и в 2000-м в Сиднее. — Прим. авт.) серебряные медали Олимпийских игр, первым, кто добился серьезных успехов на международной арене, стал я. Даже в «молодежке», когда в свое время, от Жамбылской области выступал только я. В последнее время видны позитивные сдвиги по развитию бокса в нашем регионе, свидетельство — два последних чемпионата Казахстана. На предыдущем первенстве, которое проходило в Таразе, четверо боксеров, представляющие Жамбылскую область, стали чемпионами республики, ещё один боксер стал серебряным призером. На последнем чемпионате страны, который проходил в Костанае, нашим досталось три золотых и одна бронзовая медали, я считаю, это отличный показатель, свидетельствующий о том, что в области есть таланты и из них можно воспитать будущих чемпионов различных соревнований.
Так что можно с уверенностью заявить, что бокс в нашем регионе на подъеме! На недавно завершившемся первенстве континента, который проходил в Жухае (Китай), Олжас Саттыбаев удостоился бронзовой награды. Для начинающего боксера это неплохой результат, если Олжас и дальше будет так прогрессировать, то он сможет многого достичь. На все воля Аллаха! Если Всевышний захочет, то уроженцы Жамбылской области Саттыбаев, Жайлауов, Оспанов и другие смогут достичь самых больших вершин. Я считаю, что у каждого из этих боксеров есть шанс стать олимпийским чемпионом.
— Спорткомитет Жамбылской области ставил конкретную задачу перед вашей школой?
— Да конечно, без конкретных установок было бы скучно работать. На республиканских соревнованиях мы всегда ставим большие цели, и в определенной степени можно уже сейчас сказать, что результаты работы от функционирования Дворца бокса очевидны. Так как в большинстве своем в нашей школе занимаются в основном молодые спортсмены, мы стараемся большое внимание уделять такому компоненту, как психология. Без нее в современном спорте, можно сказать, делать нечего, поскольку психология имеет огромное значение для индивидуума. В нашей стране всегда была сильная боксерская школа, с большими традициями и квалифицированными наставниками, но, как показывает жизнь, сейчас нужно огромное внимание уделять психологическому настрою спортсмена, то есть, выходя на ринг, он должен быть полностью сконцентрированным на сопернике. Например, как правильно держать стойку, как бить, тактические схемы, функциональная готовность — все это важные моменты, но только в совокупности, собрав все в одно целое, можно добиться успеха. Главная составляющая больших побед — это не только то, насколько спортсмен готов тактически или функционально, выходя на ринг, он должен быть максимально уверен.
Судьи на Олимпиаде были некомпетентны
— Расскажи нашим читателям, насколько тяжело преодолевать последствия поражения, например, такого, которое нанес тебе англичанин Джеймс Дегейло?
— Там не все было честно. Первые два боя на Олимпийских играх в Китае я боксировал утром, а именно бой с этим британцем почему-то перенесли в вечернюю программу. Со стороны это может показаться сущим пустяком, но, поверьте, даже такие мелочи на соревнованиях такого ранга играют решающую роль. Плюс ко всему судейская коллегия, мягко говоря, была не совсем компетентна. Вообще тогда все удивительно получилось — главным арбитром поединка по неизвестной причине назначают англичанина, ещё пятеро судей — тоже европейцы. Наверняка вы все видели, что арбитры в том бою были явно настроены против меня, в итоге они добились своего, и Джеймс Дегейло, хотя и не заслуженно, но все же стал победителем Пекинской Олимпиады. Тот факт, что следующая Олимпиада состоится в Англии, наверняка тоже сыграл свою роль. Видеоповторы показали, что в том поединке при честном судействе я бы минимум выиграл с преимуществом в пять очков, представляете?! Поэтому не так обидно, вот если бы проиграл вчистую, тогда, скорее всего, было бы намного тяжелее.
— Перед боем с Дегейло ты одолел серьезного оппонента из России Матвея Коробова, не допускаешь мысли, что, выиграв у основного конкурента, ты в чем-то позволил себе расслабиться?
— Это исключено. Ведь Олимпиада в Пекине была второй в моей карьере, и я знал, что представляет собой этот турнир. На Олимпийских играх такая аура, что нужно всегда быть предельно сконцентрированным. Нет, все-таки психологически я был настроен хорошо. Наверное, не судьба, вроде и акклиматизацию прошел, и первые два боя провел великолепно. Нельзя исключать вариант, что сбой мог произойти чисто морально, поскольку много сил потратил в поединке с Коробовым. На тот бой как-то и настраиваться особо не надо было, в голове тогда была лишь одна мысль — как максимально выложиться и во что бы то не стало одержать победу. Если на ринге мы противники, где у каждого из нас лишь одна цель — победа, то в повседневной жизни мы с Матвеем хорошие приятели и, я бы даже сказал, друзья.
— Часто созваниваетесь?
— Как Матвей перешел в профессиональный бокс, он стал больше времени проводить в Америке, поэтому в последнее время, к сожалению, не так часто удается с ним пообщаться.
Через усердный труд — к большим победам
— На протяжении вот уже длительного времени Казахстан считается одним из лидеров в мировом боксе. В таком случае, чем можно объяснить провальное выступление отечественных кадетов на чемпионате мира в Армении? В нашей копилке не оказалось ни одной золотой медали!
— В юном возрасте тяжело, когда судьи явно симпатизируют твоему сопернику. Что уж говорить о юношах, здесь и взрослый может «сломаться»! Судя по отзывам, в столице Армении наших ребят просто засудили. В такие моменты очень тяжело психологически, иной раз после подобных боев даже хочется завязать, но проходит время, утихают эмоции, и ты уже не можешь без бокса. Ничего, если все будет нормально, на Олимпиаде в Лондоне мы покажем, что наша страна действительно одна из лучших боксерских держав! А такие турниры среди юниоров не стоит всерьез воспринимать как неудачу, главное, чтобы молодые спортсмены после таких обидных боев, где вроде думаешь, что победа за тобой, а в итоге она достается оппоненту, не опускали рук, а дальше через усердный труд доказывали свою состоятельность.
— Какие правила тебе больше импонируют — три раунда по три минуты или прежние четыре раунда по две минуты?
— Я все-таки придерживаюсь мнения, что «три по три» — самый оптимальный вариант. Сильным боксерам нужно больше времени, дабы почувствовать соперника, порадовать болельщика яркими атаками, да и публике наверняка новые правила больше нравятся. В принципе в Афинах я боксировал по прежним правилам четыре раунда по две минуты, и ничего — добился успеха. А вот, к сожалению, в Китае из-за необъективности мне не удалось завоевать медаль.
— Федерацию бокса РК с начала нынешнего года возглавили новые люди. На твой взгляд, можно уже сейчас подвести промежуточные итоги?
— В нашей стране всегда были и до сих пор есть все предпосылки для развития бокса. Сейчас просто стало намного легче с точки зрения материально-технической базы, поскольку федерация, со своей стороны, старается делать все необходимое для улучшения условий труда спортсменам и тренерам — для подготовки качественного резерва. Что немаловажно, сейчас очень многое направлено на то, чтобы улучшить спортивную инфраструктуру. Судя по тому, что происходит в мировом боксе, нашим компетентным людям стоит всерьез побороться за кресло в АИБА (Международной федерации любительского бокса). Учитывая все подводные течения, такой человек нам просто необходим. Если такого не будет, очень сложно добиваться поставленных целей.
— Многие только и говорят что ситуация с судьями в мировом боксе просто ужасающая. Как ты считаешь, в процентном соотношении насколько судьба боксера зависит от решения арбитров?
— Если судья каким-то образом старается помогать противнику, то это очевидно. Наверное, в таких случаях от рефери зависит минимум процентов семьдесят. Часто встречается такое, что вроде ты бьешь, попадаешь, но, когда подходишь после раунда к секунданту, выясняется, что ты ещё и проигрываешь. В общем, в таких ситуациях хоть забейся, все равно: если перед судьями стоит задача пропустить дальше по сетке определенного боксера, то они сделают для этого все возможное. Если же на ринге идет равный бой, даже где-то с твоим не большим преимуществом, то в такие моменты твоя судьба напрямую зависит от их решения.
— С того момента, как ты стал олимпийским чемпионом, прошло почти пять лет. Что изменилось?
— Очень многое. Здесь и внимание специалистов с болельщиками, да и всей общественности в целом, стало совсем иным. Стать олимпийским чемпионом — это действительно неописуемые ощущения! Я думаю, что достойно поощрять олимпийцев, это, несомненно, верное решение, которое практикуется во всем цивилизованном мире. Человек представляет страну на самом важном спортивном событии в жизни каждого спортсмена, за которым следит весь мир и где каждый стремится к заветной мечте. У спортсменов вся жизнь проходит вокруг спорта, я считаю, посвятив всего себя спорту и добившись высокой цели, ты в знак благодарности должен за это получить гонорар. К счастью, в нашей стране немало уделяется внимания к тем, кто на самом высоком уровне достиг больших высот в спорте.
— Завоевав золотую медаль на Олимпиаде, ты к тому же стал обладателем престижной награды как самый лучший боксер турнира — Кубок Вала Баркера. Какие чувства ты испытал в тот момент?
— В начале я толком и не верил, что стал олимпийским чемпионом! А если серьезно, то в тот момент я испытывал гордость за себя и за весь страну! Стать обладателем Кубка Баркера — это престижно и почетно для любого боксера, поэтому описать все то, что тогда происходило со мной, невозможно. Этим трофеем в свое время обладали великие боксеры, если не ошибаюсь, то Кубок Баркера вручается уже на протяжении восьмидесяти лет. Примечательно, что в полуфинале я выиграл у самого титулованного российского боксера Олега Саитова, который дважды становился олимпийским чемпионом и также один раз ему вручали этот почетный приз — Кубок Вала Баркера
Без особых проблем разобрался бы с Сапиевым и Сарсекбаевым
— Как, на твой взгляд, выступила национальная сборная на чемпионате Азии? Два золота и три бронзы на первенстве континента для Казахстана это нормальный результат?
— В целом, наши боксеры выступили прилично. Печально то, что на ранней стадии вылетели шестеро наших спортсменов. Состав сборной даже по сравнению с последними Олимпийскими играми был больше чем наполовину обновленным, и для некоторых ребят это были первые соревнования на столь высоком уровне. Знаю по себе, когда дебютируешь на крупных турнирах, нелегко быть полностью сконцентрированным на ринге. В голову закрадываются разные сомнения, лишь набираясь опыта, это все проходит, и ты уже чувствуешь себя совсем иначе, нежели когда только начинал свой путь.
— В твоем весе до 75 кг на чемпионате Азии страну представлял Адильбек Ниязымбетов, что можешь сказать об этом боксере?
— Этот парень мне очень импонирует. На первенстве Азии он рано поверил в победу над киргизом, скорее всего, за это и поплатился. Я думаю, у него, как и у любого другого боксера, сейчас в организме идет спад, потому что резкий переход из молодежного бокса во взрослый — это не так просто.
— Давай представим следующую ситуацию. В весовой категории до 69 кг выступают чемпион Пекина-2008 Бахыт Сарсекбаев, двукратный чемпион мира Серик Сапиев и ты, олимпийский чемпион Афин-2004. Кто из вас троих представлял бы страну на международной арене?
— (Смеется.) Думаю, что я победил бы у этих боксеров, пускай они не обижаются, но мне кажется, что по скорости и по технике я бы выиграл. В моей карьере мне попадались соперники очень высокого уровня, это и Олег Саитов, который в представлении не нуждается, и кубинец Лоренцо Арогоно, над которыми я праздновал победу. Если посмотреть объективно, то боксеров такого уровня в этом весе сейчас нет, поэтому я почему-то абсолютно уверен, что одолел бы товарищей, хотя, чего уж скрывать, Сапиев с Сарсекбаевым наверняка доставили бы мне немало хлопот. (Смеется.)
— Твоя самоуверенность впечатляет…
— Просто я внимательно слежу за всем происходящим в отечественном боксе. Если боксер в весе до 75 кг будет достойно представлять страну на международных стартах, то, возможно, я не вернусь. Молодые боксеры по-своему амбициозны, знаю на своем примере, поэтому наверняка не меньше, чем я, горят желанием покорить олимпийскую вершину. Если же потребуется моя помощь, то я без раздумий вернусь в сборную и с радостью буду защищать цвета национального флага.
Профи? Нет, наверное, это не мое!
— В настоящее время ты поддерживаешь форму?
— Обязательно. Три раза в неделю интенсивно занимаюсь боксом, провожу полноценные тренировки. С удовольствием играю в футбол, посещаю тренажерный зал, после этого восстановительные процедуры. В общем, даже сейчас я нахожусь в приличной форме.
— Как ты считаешь, чего не хватило Серику Сапиеву для покорения вершины? Ведь до Олимпиады в Пекине наш боксер выигрывал «Азию» и дважды становился победителем чемпионата мира?
— Не каждый чемпион мира становится победителем Олимпийских игр. Знаю многих ребят, которые, успешно выступив на первенстве планеты, затем в силу различных обстоятельств не удачно выступали на главных играх четырехлетия. Опять же, здесь, наверное, огромную роль играет психология, когда тебя считают фаворитом, то все настраиваются на тебя по-особенному, и ты с удвоенной силой должен выходить на ринг против даже не самого сильного противника. Впрочем на чемпионате мира мне тоже не фартило.
— Бахтияр, ходило много разговоров, что после Олимпиады в Пекине ты перейдешь в профессиональный бокс. Почему ты решил отказаться от этой идеи?
— Хорошо подумав, я решил, что если продолжать карьеру в большом спорте, то лучше боксировать за свою страну и приносить радость болельщикам в виде побед на таком уровне, как Олимпийские игры. Не буду скрывать, мне было сделано достаточно предложений о переходе в профи, но я решил, что это не мое.
Отныне все мысли о семье
— Можешь сказать приблизительно, когда ждать твоего возвращения на ринг?
— Утвердительно ответить на этот вопрос пока не могу. Но я точно знаю, что если вернусь, то разберусь со всеми конкурентами, дабы быть первым номером в сборной. Нет, серьезно, если вернусь, то мне не составит большого труда стать первым номером в сборной. Если увидите меня в составе сборной, не удивляйтесь! (Улыбается.)
— Не так давно ты женился, насколько сильно изменилась твоя жизнь после этого?
— То, что изменилась, это уж точно. Сейчас есть любимая супруга, есть стабильность, не то что раньше. Когда я был холостяком, голова думала совсем о другом. Теперь же все мысли о семье, даст Аллах, скоро стану отцом, в настоящее время меня волнует больше всего именно этот вопрос.
— Если будет сын, отдашь его в бокс?
— Время покажет, может, и отдам, хотя нет, пусть сам выбирает. Если понравится бокс, то против этого, я точно не буду.
Предисловие
Тем временем, пока Бахтияр Артаев раздумывает над своей дальнейшей карьерой, национальная сборная Казахстана под руководством Дамира Буданбекова вновь отправилась на международный турнир. По словам наставника главной команды страны, те боксеры, которые успешно выступили на чемпионате Азии, не будут участвовать в бишкекском турнире «Кубок президента Кыргызстана», в эти сроки они будут проходить восстановительные сборы на Иссык-Куле. Остальные мастера кожаной перчатки усердно готовятся к этому турниру, казалось бы, малозначимому, как к решающему, поскольку на чемпионат планеты отправиться желает каждый…
Нашему сегодняшнему герою в марте исполнилось только двадцать шесть лет, можно сказать, для профессионального спортсмена жизнь только начинается! А у него уже за плечами такой неоценимый опыт. Любая команда, которая ставит перед собой большие задачи, должна состоять из сплава опыта и молодости. Хочется пожелать Бахтияру поскорее забыть свой успех пятилетней давности и с его уверенностью и хладнокровием быстрее вернуться в сборную. Казахстану нужны чемпионы! Чем больше, тем лучше!
...или войдите через аккаунт соцсети