В карьере каждого спортсмена вершиной является покорение олимпийских высот. Собеседник сегодняшнего номера «ЛИТЕР-Недели» имеет за плечами не только викторию на главных стартах четырехлетия, Бахыт Сарсекбаев наряду с другими выдающимися отечественными боксерами по праву считается одним из символов современного казахстанского спорта.
— Ты опытный спортсмен. За твоими плечами победы на многих крупных стартах, в числе которых Олимпийские и Азиатские игры, континентальные первенства и ряд других значимых стартов. Как тебе удавалось постоянно быть в тонусе победителя?
— У меня холодная голова и горячее сердце (смеется). В любительском боксе соревнования длятся более недели, и перед каждым конкретным боем ставишь перед собой цель — быть лучше и сильнее противника. К счастью, мне это удавалось. Нужно ставить цель не на весь турнир, а на ближайший поединок. Если преждевременно начинаешь думать о финале, не пройдя даже предварительного этапа, это чревато поражением уже на ранней стадии. Не знаю, кто как, а я лично следую принципам последовательности, на мой взгляд, так эффективнее.
— Когда регулярно побеждаешь на ринге, что приходит на ум? Что так и будет продолжаться?
— Если бы. У нас ведь вечный бой: то с соперниками, то с травмами, то с околобоксерскими интригами… Помню, готовился к важному соревнованию — чемпионату Азии, а на тренировке — пробежке по стадиону — подвернул ногу и получил вывих. И что бы вы посоветовали делать? А поехал с больной ногой на первенство Азии и выиграл его! Не нужно думать, что будет, если не так ударю, если травма усугубится, тому подобные мысли нужно сразу выкидывать из головы. А вообще хочу сказать, что каждый поединок отнимает много сил и энергии, чтобы выиграть турнир, нужно выкладываться на все 200 процентов. Со вкусом победы все травмы и болячки отходят на второй план.
— Травмы дело не совсем приятное, чтобы от них избавиться, их необходимо лечить. Как в Казахстане обстоит дело со спортивной медициной?
— На этот вопрос отвечу прямо: спортивная медицина в нашей стране незаполненная ниша. С той же Россией сравнивать нельзя. В последнее время дело сдвигается с мертвой точки, хоть на учебно-тренировочные сборы команды стали возить с собой массажистов, врачей. В современном спорте это важно. Реабилитационный период отнимает немало времени, а когда рядом находится специалист, то и времени на восстановление потребуется, соответственно, меньше. К примеру, в боксе после проведенного боя или же после изнурительной тренировки мышцы «закисляются» (забиваются молочной кислотой), а к следующей встрече ты должен быть хорошо подготовлен. В данном случае массаж просто жизненно необходим, он приводит мышцы в тонус.
Раньше с нами на турниры не выезжал медицинский персонал, мы все необходимое с собой брали, в том числе и аптечки. Даже помню, самому себе приходилось ставить уколы.
— Бахыт, а как твои родители реагировали на полученные вами травмы?
— А я практически никогда не говорил своим родителям, что получил травму. Зачем лишний раз расстраивать самых родных и близких? Повторюсь, бокс — это мужской вид спорта, и если ты туда пришел, нужно до конца оставаться мужчиной.
— Есть категория спортсменов, которые при определенных травмах (далеко не тех, что способствуют завершению карьеры) заканчивают выступление на высоком уровне. С тобой подобное случалось?
— Да, бывает такое. Например, позвоночная грыжа. Она просто вынуждает оставить большой спорт. У меня вызывает огромное сожаление и разочарование, когда сильный спортсмен, способный завоевать награды на самых крупных стартах, попадает в аналогичную ситуацию. Например, чемпион мира 2005 года по боксу Ердос Джанабергенов. Если бы не его травма, он мог бы достичь еще больших успехов в спорте высших достижений. От этого никто не застрахован. К счастью, со мной подобного не случалось.
— Любительский бокс и профессиональный — это два разных вида спорта. Тебе какой по душе?
— Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Каждый по-своему привлекателен. В профи боксируешь без шлема и совершенно в других перчатках (более жестких), да и формат боев там совершенно другой, нежели в любителях. Если судить чисто со спортивной точки зрения, то конечно любительский, поскольку Олимпиада — это самый важный турнир в карьере, наверное, каждого спортсмена. Профессиональный бокс — это в первую очередь материальная сторона. А так, мне кажется, в профи даже намного легче боксировать, нежели в любителях. Спросите почему? В профи ты ведешь целенаправленную подготовку к одному сопернику, то есть в процессе подготовки можешь изучить манеру ведения боя оппонента, тогда как в олимпийском боксе все совершенно иначе. В среднем на турнире нужно провести пять-шесть встреч, и у каждого противника манера боя разная, к каждому нужен, соответственно, разный подход. После Олимпийских игр в Пекине я не выступал три года, и когда мне поступило предложение от «Астана Арланс», я не сразу согласился, если помнишь, в первый год существования проекта Всемирной серии бокса никто не рвался участвовать в этом проекте. Меня попросили помочь, чтобы я повел команду, был ее лидером. В принципе, сейчас ни о чем не жалею.
— Не возникает желания поработать тренером? Передать свои знания и накопленный богатый опыт молодым спортсменам?
— Такие мысли есть, но почему-то у нас так думают: прославленные спортсмены не всегда могут стать наставниками. Если у кого-то когда-то не получилось, это не значит, что титулованные боксеры не могут тренировать. Теоретики пусть занимаются теорией, у меня лучше получается на практике. Не люблю много говорить, привык все доказывать делом. Для меня финансовая сторона не главное, главное — чтобы отношение было подобающим. Скажу больше, для меня понятие «Казактын намысы» не пустой звук, если многие думают, что все можно купить, то глубоко ошибаются. Есть вещи, через которые нельзя переступить. Наша земля богата не только минеральными ресурсами, мы богаты в первую очередь духом предков.
...или войдите через аккаунт соцсети