9 апреля 2007 (11:34)Бендитский Мончегорск
Не всегда наши желания совпадают с суровой действительностью. И дело даже не в переоценке собственных возможностей, скорей, в решениях других, сложившихся системных фактах. В марте уральский «Акжайык», в захолустном Мончегорске, на собственной шкуре испытал все прелести российского гостеприимства, уяснив при этом простую истину – никогда не стоит судить о летнем курорте по почтовым открыткам.
Уже всем давно понятно, что казахстанское бенди переживает не лучшие дни – времена восхваления алматинского «Динамо» канули в Лету, а современность настолько жестока, что условий для развития хоккея с мячом в Казахстане практически нет. «Мы поехали в Уральск, чтобы сохранить оставшиеся крохи, – неоднократно говорил старший тренер национальной сборной, команды «Акжайык» и по совместительству вице-президент федерации хоккея с мячом Александр Осокин, – и уже в этом году хотели увидеть плоды нашей работы». Не вышло. Имидж несчастной национальной сборной, в последнее время вычеркнутой международной федерацией из списков претендентов на медали, недавно подхватил и единственный казахстанский клуб. Все мечты «Акжайыка» о месте в высшем российском дивизионе растаяли с первым шагом на российские земли. Итог выступления прост – четвертое место в рамках финального турнира и очередной скандал, связанный с казахстанскими спортивными реалиями.
– Все было решено еще до нашего приезда, – рассказывает Александр Осокин, – нам в принципе даже не стоило выходить за пределы железнодорожного вокзала. Как только мы заявились к организаторам турнира, нам в открытую задали вопрос: «Что у вас со льдом?» (участие в высшей лиге России требует наличие в городе, где базируется команда, искусственного льда. – Авт.). А его в Уральске до сих пор нет. Тут же нам четко дали понять – ребята не рыпайтесь, выше четвертого места вы не займете. Причем это было сказано в открытую – нас даже не стали слушать.
– Прямо так и сказали?
– Именно так! И теперь представьте, с каким мы настроением должны были выходить на матчи. Мы тренерским штабом решили до последнего ничего не говорить ребятам, но когда из матча в матч нашу команду стали душить судейскими решениями, игроки все сами поняли, и нам пришлось им все рассказать.
В дебютном для «Акжайыка» матче с командой «Зоркий-2» наша команда заработала 40 минут штрафа и получила одно удаление до конца матча. Во второй встрече против «Факела» штрафных минут было 50 (!), а с «Металлургом» – 45. Общее же количество штрафного времени составило 195 минут. Это означает, что из шести матчей на турнире более двух наша команда отыграла в меньшинстве.
– Да вы бы видели, что творили рефери – по-хорошему мы могли сняться с соревнований и уехать домой, но решили бороться. И нас элементарно убили.
– Перед отъездом вы сказали, что соперники особо не известны и то, что турнир решили проводить в Мончегорске, означает: «Мончегорск-Североникель» собирается выходить в «вышку». Собственно, так и получилось. Наверное, чувствовали неладное?
– Сложный вопрос. Мы ехали побеждать. С хорошим настроением – до этого мы выиграли в своей группе все матчи, заработали 96 очков, забили 162 мяча и при этом пропустили всего 35. Я понимаю, что вопрос со льдом не был решен. Но до следующего первенства еще целых полгода! Что интересно, что и другие места были заранее поделены между участниками – все получилось именно так, как вы сегодня видите в турнирной таблице. Мафия, как говорится, бессмертна.
– И сам формат соревнований был выстроен несколько странно, – негодует Осокин, – первые матчи проходили в девять утра (!), и половину игр «Акжайыка» решили поставить в это время. Представляете, какого это – вставать в пять утра, чтобы полноценно подготовиться к встрече! «Надежда» из Биробиджана, к примеру, под конец организовала по две игры в день, для того, чтобы пораньше уехать домой. И, представьте себе, последнюю свою встречу они проводили при пустых трибунах, с выключенным электронным табло, и самое главное – в два тайма по 15 минут (!) (как и в большом футболе, в бенди играется два тайма по 45 минут. – Авт.). Кому нужен такой турнир, когда все призовые места уже зарезервированы?
– А как реагировали на это местные болельщики – ведь им со стороны все прекрасно видно?
– Зрители просто в открытую смеялись и выкрикивали с трибун, что такой хоккей им не нужен. Все же прекрасно понимали, что команда из Казахстана по уровню игры должна была занять первое место – а здесь такое происходило! Какому нормальному болельщику это понравится? К нам подходили после игр, жали руки, говорили: «Молодцы, мужики, вы все равно лучшие». Мы ребятам вместе с Ионкиным (главный тренер сборной Казахстана и «Акжайыка».– Авт.) говорили: плюньте на все, играйте для себя, для болельщиков – вы же видите, как нас тут уважают. Но ребята молодые, эмоциональные…
После матча с «Надеждой» под трибунами стадиона произошла массовая потасовка, в которой по некоторым данным участвовали как игроки «Акжайыка», так и местные болельщики.
– На этот матч пришелся пик судейского беспредела. Все делалось для того, чтобы мы проиграли встречу. Я ребят, конечно, не оправдываю, но и их понять можно. Четыре игры они терпели, а здесь, что называется, «накопилось и выплеснулось». Сразу после финального свистка наши парни стали выяснять отношения с рефери. Тут же была показана красная карточка Хасанову – судья просто предъявил ее тому, кого запомнил. А в подтрибунном помещении, по мнению очевидцев, разразилась драка, в которой главному арбитру выбили зубы и разбили губу. Что самое интересное, что судья сам не помнил, кто его ударил. Когда мы зашли в раздевалку вместе с милицией, я сказал: «Покажите пальцем, кто вам наносил удары, будем принимать меры». Обиженный таинственно промолчал, а потом выяснилось, что под трибунами оказались и болельщики, которые проникли туда с желанием разобраться с судьями. Правда, виновного почему-то так и не нашли, да и выяснять сейчас, кто прав, а кому досталось больше, пожалуй, не имеет смысла. В России сложилась определенная тенденция – рефери всегда прав и его решения не обсуждаются. Потом, конечно, руководство удивляется, почему игроки и болельщики пытаются устроить расправы. Вы гляньте в высшую лигу – там подобное не единственный случай.
– Наверное, теперь непросто будет разговаривать с руководством города Уральска о строительстве искусственного льда?
– Кому сейчас что-то доказывать? Мы лучшие в первой лиге по игре, но, увы, не по результату. Поэтому в любом случае нужно делать упор на дальнейшие перспективы. Встреча с акимом Уральска у меня состоится 2 мая, именно там все и решится. Пока ничего конкретного сказать не могу. А лед нам нужен как воздух. Это 90% всего успеха команды, минимальные требования для того, чтобы снова попытаться появиться в российской «вышке». Их можно понять, им нужны команды с четким планом развития, устоявшимся бюджетом и, наконец, хорошей инфраструктурой. А мы пока не можем предложить самого элементарного – да пусть у нас будет хоть суперкоманда, но если не будет условий для развития, нас так и будут постоянно «топить».
P. S. Мы направили официальное письмо в адрес российской федерации хоккея, с целью прокомментировать сложившуюся ситуацию вокруг уральского «Акжайыка», но ответа так и не получили.
Результаты матчей:
«Акжайык» – «Зоркий-2»: 9-2
«Факел» – «Акжайык»: 4-7
«Акжайык» – «Боровичи»: 10-4
«Металлург» – «Акжайык»: 4-0
«Акжайык» – «Надежда»: 0-1
«Мочегорск-Североникель» – «Акжайык»: 3-3.
Леонид Юрьев, Николай Жданов
"Мегаполис"
...или войдите через аккаунт соцсети