Крайне неудачно выступили на чемпионате мира, завершившемся в Берлине, казахстанские легкоатлеты. Это касается как лидеров сборной, так и остальных. Практически все они недобрали не только до личных рекордов, но и до своих лучших результатов в нынешнем сезоне.
Из лидеров нашей команды первой в борьбу вступила Ольга Рыпакова (тройной прыжок). Буквально «на флажке», с очень скромным для себя результатом 14.13, пробившись в финальные соревнования, она там недотянула даже до 14 метров и в итоге замкнула первую десятку. Впрочем, ещё до начала чемпионата стало известно, что у Ольги возникли проблемы со здоровьем, и, видимо, она не успела восстановиться. Между тем, если бы она была в оптимальном состоянии, то наверняка могла бы побороться за медаль. Тем более что в Берлине все ведущие «тройницы» планеты показали на удивление низкие результаты. Скажем, ставшая чемпионкой мира (второй раз подряд) кубинка Яргелис Савиньи со своей лучшей попыткой на 14.95 год назад в олимпийском Пекине не попала бы даже в первую шестерку. А бронзовый призер россиянка Анна Пятых прыгнула всего на 14.58. Для сравнения: Рыпакова уже в первый год своих серьезных занятий тройным «улетала» дальше. Кстати, лучший результат Ольги в нынешнем сезоне был равен 14.69 (правда, с попутным ветром, скорость которого превышала норму). Или взять серебряного призера прошлогодней Олимпиады в этой дисциплине россиянку Татьяну Лебедеву, которая довольствовалась прыжком на 14.37.
Возможно, причина в вязкой дорожке для разбега, на что жаловались некоторые участницы. Но ведь на ней же мужчины-«тройники» показали более или менее приличные результаты, а победитель — британец Филипс Айдову установил рекорд нынешнего сезона, который превышает результат, показанный на пекинской Олимпиаде её чемпионом португальцем Нельсоном Эворой. Кстати, наш представитель в этой дисциплине Евгений Эктов в квалификации показал лишь 16.13, недобрав почти метр до личного рекорда и 87 сантиметров до своего лучшего результата в этом сезоне.
Вне финала неожиданно для всех осталась и «высотница» Марина Аитова. Чуть больше месяца назад она установила личный рекорд 1.99, а в Берлине во время квалификации остановилась на 1.92 и выбыла из дальнейшей борьбы. Что с ней случилось — на этот вопрос могут ответить лишь она сама и её тренер. Конечно, даже повтори Марина свой лучший результат, в призеры бы она не попала. Но была бы хотя бы в первой шестерке. А борьба за медали шла на высотах, превышающих двухметровый рубеж, и вели её обладательницы «серебра» и «бронзы» пекинской Олимпиады хорватка Бланка Власич и россиянка Анна Чичерова, а также имеющая лучший результат сезона в мире (2.06) немка Ариан Фридрих. В итоге победила Власич — она стала единственной, кто преодолел 2.04, после чего заказала 2.10 — на сантиметр выше мирового рекорда, который 22 года назад установила болгарка Стефка Костадинова. И, кстати, в последней попытке Бланка была близка к успеху.
Откровенно разочаровал и десятиборец Дмитрий Карпов. Понятно, что после прошлогодней травмы он ещё не вышел на пик формы, но набрать меньше восьми тысяч очков и занять место за пределами второй десятки — это почти катастрофа. Ниже мы приводим таблицу с его результатами в отдельных видах многоборья на главных международных соревнованиях последних пяти лет (за исключением чемпионата мира-2005 и Олимпийских игр-2008, на которых Дмитрий сошел после первой же дисциплины). По ней видно, что практически во всех видах он регрессировал, особенно в беговых и прыжковых. Конечно, хочется верить в то, что Карпов ещё не сказал своего последнего слова, но насколько реален его новый подъем к вершинам мировой элиты? Тем более что появились новые амбициозные лидеры, которые намного моложе 28-летнего казахстанца. Например, из тех, кто попал в десятку лучших, только россиянин Александр Погорелов примерно одного с ним возраста. Всем остальным от 20 до 25 лет, в том числе белорусу Андрею Кравченко (ему 23 года), с которым Карпов готовился к чемпионату мира. И судя по результатам обоих (а Кравченко, напомним, на Олимпиаде в Пекине стал серебряным призером, тогда как в Берлине замкнул первую десятку), эта подготовка получилась, мягко говоря, не очень.
Не порадовали и остальные казахстанские легкоатлеты. Ни один из них не то, что не улучшил, но даже не приблизился к своему лучшему результату в нынешнем сезоне (не говоря уже о личных рекордах). Причем большинство проиграло себе же образца мая—июля очень много. Об этом можно судить по предлагаемой таблице. Возможно, сказалось закрытие на реконструкцию Центрального стадиона в Алматы — по сути, единственного места, где могут худо-бедно тренироваться казахстанские легкоатлеты. Но, наверное, дело не только в этом — ведь вроде бы некоторые лидеры сборной готовились к чемпионату в Европе. Впрочем, анализировать и делать выводы — задача специалистов и руководства федерации. Однако то, что в «королеве спорта» надо что-то делать, очевидно. Не имея на всю страну ни одного стадиона с нормальными беговыми дорожками и легкоатлетическими секторами, ни одного крытого легкоатлетического манежа (карагандинский почти безнадежно устарел), невозможно поднять этот один из самых массовых (в мире, но, к сожалению, не у нас) и престижных видов спорта.
Между тем, чемпионат, как и ожидалось, прошел весьма интересно. Да, мировых рекордов было побито немного, но это и понятно — в первый год после Олимпиады не все лидеры выступают на максимуме возможностей (здесь нельзя сравнивать с плаванием, где обилие рекордов все-таки больше связано с технологическим прорывом). Тем не менее, два высших мировых достижения, установленных феноменальным ямайским спринтером Усэйном Болтом, стали украшением первенства. В обоих случаях он улучшил принадлежавшие ему же рекорды на 0,11 секунды. И, скорее всего, именно Болт станет первым человеком на планете, который выбежит из 9,5 секунды на стометровке и из 19 секунд на дистанции вдвое длиннее. Кстати, нельзя не отметить, что в финальном забеге на 200 метров вместе с семью темнокожими спортсменами на старт вышел 19-летний чемпион Европы среди юниоров Рамиль Гулиев из Азербайджана. Значит, талантливых спринтеров можно найти и воспитать не только в странах бассейна Карибского моря и в США, но и даже в странах СНГ, в том числе принадлежащих, как и Казахстан, к тюркскому миру.
Были на чемпионате и драмы. Одна из них произошла в прыжках с шестом с россиянкой Светланой Исинбаевой: она не взяла начальную высоту (фотографии плачущей спортсменки затем обошли мировые СМИ). Впрочем, подобные случаи время от времени происходят. Например, можно вспомнить, как на Олимпийских играх 1992 года в Барселоне «баранку» заработал великий Сергей Бубка, находившийся тогда в самом расцвете сил. Героем ещё одной то ли драмы, то ли фарса стал олимпийский чемпион Пекина и победитель предыдущего мирового первенства в прыжках в длину Ирвинг Саладино из Панамы, который в финале сделал подряд три заступа и не попал в число восьми участников, получивших право продолжить борьбу за медали.
А самый большой казус, имевший место на чемпионате мира, на наш взгляд, связан с результатами соревнований в женском беге на 800 метров. Их выиграла 18-летняя Семения Кастер из ЮАР, которую раньше практически никто не знал. Естественно, это породило подозрения, тем более что внешне Кастер выглядит мужеподобно. И буквально сразу после её победы на чемпионате мира она прошла тестирование на гендерную (проще говоря, половую) принадлежность, результаты которого будут обнародованы через пару недель.
...или войдите через аккаунт соцсети