Главный тренер сборной Казахстана по тяжелой атлетике Алексей Ни специально для «Мегаполиса» рассказывает о бешеном жизненном ритме, отмечает необходимость «компьютера в голове» и объясняет, почему некоторым спортсменам важно как можно дольше находиться в тени.
Не успел завершиться чемпионат Азии по тяжелой атлетике в Талдыкоргане, как сразу же пришлось лететь в Таиланд. Там, в Чиангмае прошло первенство мира среди юниоров. А уже 11 июня в Румынии начнется планетарное первенство по молодежи. Ну, а после обязательно будут сборы, турниры, в сентябре в Алматы пройдет чемпионат Казахстана, а завершится все в ноябре в Южной Корее — первенством мира. И ко всему нужно готовиться, везде необходимо добиваться хороших результатов!
В таком режиме я живу уже с 1994 года, как стал работать в сборной. Родные и близкие смеются, что больше двух недель подряд дома не бываю, да я и привык к такому ритму жизни. Единственный период, когда можно отдохнуть, бывает в декабре — когда завершаются все чемпионаты, подводятся итоги, и тогда можно набраться сил для следующего года.
На чемпионате мира в Таиланде меня очень порадовало то, как выступила молодежь. При том, что для многих это был не просто первый серьезный старт в карьере — некоторые и в самолете-то оказались впервые в жизни! И в отсутствие опыта были завоеваны одна золотая, четыре серебряные и две бронзовые награды. Особенно отличился Ибрагим Берсанов — в весе до 85 кг он стал чемпионом мира.
Особенно приятен даже не сам факт золотой медали, а то, что сейчас в казахстанской тяжелой атлетике идет настоящая молодежная волна. Только громко заявили о себе Ирина Некрасова, Мария Грабовецкая, как на горизонте появляются новые, талантливые и голодные до побед парни и девушки. И у все них есть стимул, перед их глазами пример — 16-летних Ильи Ильина и Некрасовой, которые всего за четыре года стали атлетами мирового уровня.
В процессе подготовки спортсменов — будь то опытных или только начинающих — есть куча нюансов и особенностей. Но и в ходе турниров есть масса деталей. Я часто говорю, что зрители видят всего один процент от того, что творится на помосте. Потому что тактическую борьбу, войну нервов, что творится за кулисами, можно только прочувствовать и понять. И в такой ситуации первостатейным, важнейшим является умение тренера заказывать в весе или быстро его менять. Нужно не только превосходно знать, сколько могут поднять «твои» ребята, но и как готовятся основные соперники. Также необходимо быстро считать сумму, но самое главное заключается в какой-то внутренней интуиции. Именно она подсказывает, кого стоит «гнать» на тяжелые веса, а кого лучше придержать, потому что знаешь: соперник выше, чем «мой» ученик не потянет. Учитывая все эти нюансы, в голове должен находиться не примитивный калькулятор, а мощный компьютер. Который вкупе с опытом позволяет принимать решения на уровне рефлексов.
Конечно, без ошибок не обойтись. Я до сих пор помню, как на чемпионате СССР по юниорам в 1990-м был старшим тренером в команде, и мой воспитанник по всем показателям должен был занять третье место. Но мы вместе с ним переоценили его силы — толкал он не очень хорошо и стал четвертым. Примерно такая же история приключилась и в 2006-м в Санто-Доминго, где проходило первенство мира. Бахыт Ахметов на тренировках выглядел впечатляюще, и он с личным тренером попросили начать выступление с более высокого веса, чем мы планировали заранее. Я пошел им навстречу, и Бахыт «забарабанил» все три попытки…
Поговорив об ошибках, стоит вспомнить и приятные моменты. Несмотря на то, что прошло почти десять месяцев, у меня до сих пор стоит перед глазами тот день, когда выступал на Олимпиаде Илья Ильин. И то, как после полученной травмы мы раздумывали, какой вес ему нужно брать в толчке — начать с 217 кг или выше? Мне же тогда показалось, что третий подход Илья просто может не выдержать, зато в первом и втором шансы удержать штангу у него есть. В тот момент с Ильей и состоялся важный разговор. Я спросил: «Тебе нужна серебряная медаль?» Он ответил: «Нет. Только „золото“!» Именно его решимость и стала определяющей, потому что ни один наставник никогда не отправит на помост человека, который или боится, или не хочет «тягать» большой вес. Илья захотел. И он своими удачными попытками психологически сломал поляка Колецки, ставшего вторым. Потому что человека, который с такой травмой поднимает такие веса, обыграть не сможет никто.
После олимпийских сражений чемпион и призеры немного отошли в тень — они пока тренируются, не выступая, и готовятся к ноябрьскому чемпионату мира. На котором обязательно появятся новые имена в нашей тяжелой атлетике.
Одна из них Майя Манеза, завоевавшая на последнем чемпионате Азии «бронзу». Многие ставят в упрек, что она не добилась большего, на это мне хочется ответить лишь одно. Да, Майя, не получи она травму перед Играми в Пекине, могла бы стать олимпийской чемпионкой, но зачем «светить» её сейчас, когда она никому не известна? Вот если бы Светлана Подобедова показала слабые результаты — все поняли, что мы хитрим и экономим силы для первенства мира. Та же ситуация с Владимиром Седовым — их уже знают и опасаются!
А Манеза не знакома никому. И на первенстве мира мы планируем ей быть в тройке, что и отразили в своем медальном плане. В нем мы ожидаем одно «золото», но наград может быть и больше. Но если они и появятся, то пусть будут от атлетов уровня Ильина или Подобедовой. Ту же Майю мы светить не хотим. Потому что для соперников в Пекине был неприятный сюрприз, когда Ирина Некрасова, Алла Важенина — на которых не ставил никто! — «выскочили из кустов с дубиной» и завоевали медали.
...или войдите через аккаунт соцсети