...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Борьба


30 декабря 2009 (00:13)

Богатырь казахских степей

Богатырь казахских степей Кажымукан Мунайтбасов — фигура в казахстанском спорте однозначно значимая. Его имя носят многотысячные стадионы в Шымкенте и Астане — совершенно разных районах страны, а это ли не говорит о его «всеказахстанскости», что ли? Еще в детстве от старших и из книжек я знал, что боролся еще до войны такой легендарный борец Кара-Иван — едва ли не брат самого Ивана Поддубного. И только намного позже узнал, что этот знаменитейший спортсмен — ни кто иной, как казахский палуан Кажымукан Мунайтпасов.

Известный мастер классической борьбы Кажымукан Мунайтпасов родился в начале апреля 1886 года (по другим, не самым, впрочем, правдоподобным данным — в 1891 году) в ауле Курама (опять-таки, есть сведения, что в ауле Караоткель — возможно, это один и тот же населенный пункт? — авт.) Акмолинской области. Род свой вел от кыпшаков, родового подразделения алтыбас, который издавна славен был подвигами своих батыров. Один из дедов Кажымукана в четвертом поколении — батыр Шади, живший во времена хана Абылая.

В 1904 году по рекомендации известного русского циркового борца А. Н. Злобина (где только он увидел будущую звезду цирковой борьбы? — авт.) совсем юный Мукан Мунайтпасов был принят в школу И. В. Лебедева в Санкт-Петербурге, где обучался цирковому искусству классической борьбы с 1905 по 1907 годы. Затем он начал выступать в составе цирковой труппы профессионального борца чемпиона Мира Георга Луриха. Под псевдонимами (сначала — подозрительно японским) Ямагата Муханура (налет экзотичности у цирковых борцов был тогда непременным атрибутом — авт.), затем — Кара-Мустафа, Махмут и так далее он участвует в различных международных соревнованиях по французской и вольной борьбе. Спустя недолгое время казах (вернее, как в то время писали — киргиз-кайсак) Мунайтпасов становится победителем и призером всероссийских турниров в Саратове, Казани, Омске, Троицке, Уфе и других городах, а также международных чемпионатов в Москве, Киеве, Риге, Минске, Париже, Варшаве, Харбине. В составе цирковой труппы молодой кыпшак совершал турне по странам Южной Америки, Ближнего и Среднего Востока. В 1909–1911 годах он успешно выступил в схватках с сильнейшими турецкими борцами. Та поездка оказалась для атлета судьбоносной, как признание его силы и таланта в ходе этого турне в его имени появилась приставка «Кажы» («Хаджи») — совершивший паломничество ко святым местам. Покорение в одиночку Муканом борцовской Турции было воспринято его российскими единоверцами именно так.

В 1909 году на чемпионате Мира по французской борьбе в Гетеборге (Швеция) теперь уже Кажымукан стал обладателем золотой медали. Сильнейшим он стал и на мировом чемпионате в Варшаве (1911). В 1913 году в Троицке степной богатырь одержал победу над 18 борцами из разных стран.

Под именем Кара-Иван Мунайтпасов защищал спортивную честь России в Кабуле, Тегеране, Харбине и других городах. Обаятельный и добродушный казахский палуан дружил со знаменитыми русскими борцами, которых звали Иванами — Поддубным, Заикиным, Шемякиным. Ему приходилось меряться силами на ковре со всемирно известными богатырями — эстонцем Алексом Абергом, поляком Станиславом Збышко-Цыганевичем, турком Нурла, японцем Саракики Йендофу. Стоит ли лишний раз упоминать, кто выходил из тех схваток победителем?

В советском Казахстане Кажымукан Мунайтпасов, как бы совсем не приветствовалось его по праву заработанное имя, отдавал все свои силы на организацию передвижного цирка. Он участвовал в выступлениях в Петрозаводске, Фрунзе, Ташкенте, Одессе, Пензе, Семипалатинске. В 1927 году Президиум ЦИК Казахской АССР присвоил Кажымукану почетное звание «Богатырь казахских степей». На тот момент им больше не владел никто.
Показательные выступления атлета производили на зрителей незабываемое впечатление. Среди его номеров были разбивание тяжестей на груди, завязывание железного лома в узел на голой шее, поднятие нескольких человек на вытянутых руках и многие другие.

В 1929–1931 годах Богатырь казахских степей с успехом выступал в Петропавловске, Омске, Новосибирске, на Алтае. Достоянием истории стал тот факт, что Кажымукан своим авторитетом способствовал освобождению родственников, которые были раскулачены и оказались на выселении в Омской области как «байские элементы». Трагедия 30-х годов — «голощекинский» голод — глубоко печалила Кажымукана, который прилагал все силы, чтобы выручить из беды своих земляков.

Любовь всего советского народа казахстанский батыр заслужил и своим гражданским поступком в военную пору. В годы Великой Отечественной войны Кажымукан выступал с цирковыми представлениями среди населения, а вырученные средства перечислял в Фонд обороны. На эти средства был в итоге построен целый самолет-истребитель. А борца наградили орденом «Знак Почета».

Однако последние годы жизни прославленного атлета, который жил и скончался в 1948 году в маленьком селении (ныне — им. Кажымукана Арысского района Южно-Казахстанской области), оказались безрадостными: оставшись без внимания со стороны властей, недавняя звезда спорта вынужден был продавать за бесценок свои медали, чтобы содержать семью. Власти полагали, что, будучи за рубежами Союза, атлет поддался антисоветской пропаганде и представлял потенциальную опасность для советской системы. НКВД взялся тогда преследовать спортсменов за их, якобы, служение царизму и прочие «преступления».

Очень много еще неисследованного в биографии Кажымукана, оставившего свой неповторимый след в истории спорта и физической культуры Казахстана.
Жизненный путь Кажымукана Мунайтпасова — пример беззаветного служения любимому виду спорта. В историю российской и казахстанской школы борьбы он вписал свое имя золотыми буквами.

А нам остается только восхищаться своим неуступчивым предком…
Автор: Александр Шатов sports.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • Последователи Задорнова собрались и срут друг на друга.

     

    А статья хорошая.Понравилась!

     

    С новым годом чтоле!

    Ответить

    • 2 января 2010, 21:12
    • 837 записей
    • 6276 дней на портале
  • 4 про, я понимаю что таким как вы трудно понять это, но увы, уровень развития наших граждан на не самом высоком уровне, чтобы понимать такие вещи, поэтому здесь должна власть проводить идеологию НАЦИИ.

    Национальности никто не трогает, есть понятие НАЦИЯ, а это ВСЕ граждане Казахстана.

    Вообщем, хотите поспорить - всегда пожалуйста, только не надо включать "быдловские" варианты.

    Ответить

    • 31 декабря 2009, 10:30
    • 50 записей
    • 6283 дня на портале
  • Ой не осталось в степи казахской батыров...

     

    Р/S: НЕ путать батыра с безмозглыми культуристами у которых кроме силы и мышц не чего нет... Батыры были мудрыми и свою силу направляли только против врага и думали только о благе народу . Вот поэтому многие батыры имели влияние на Ханов...

    Ответить

    • 30 декабря 2009, 12:35
    • 1508 записей
    • 5574 дня на портале
  • статья хорошая, но вот это предложение: "...это ли не говорит о его «всеказахстанскости»..."  прям и прет политкорректностью!!! Казахстанец это миф созданный властью. Есть казахи - это нация, т.е. все граждане казахстана казахи а не казахстанцы, например, во франции граждане французы, а не францианцы. Единственная страна где все не как у всех это США, но там понятно, коренное население истребили, загнали и т.д. все смешалось и стали они американцами. Но в Казахстане все не так.

    Эта политкорректность уже смотрится смешно.

    Ответить

    • 30 декабря 2009, 10:56
    • 50 записей
    • 6283 дня на портале