25 апреля 2007 (10:24)Бои без правил
Остается лишь догадываться, какую отдачу могло принести казахстанское таэквондо, если бы в нем все работало четко как часы. Ни министерство спорта, ни руководство федерации не в силах сегодня выполнить свои руководящие функции.
Таэквондо в Казахстане – молодой вид спорта. На энтузиазме, а нередко и деньгах самих поклонников этого вида восточных единоборств оно начало завоевывать популярность. Но быстро стало ясно, что на энтузиазме можно добиться только отдельных успехов. Да и то при определенном стечении обстоятельств, удачной жеребьевке и так далее… А чтобы постоянно быть на виду, нужна система, в которой все должно четко работать. Ничто не должно оставаться без внимания. Будь то подготовка судейских кадров или организация турниров, грамотный контроль за ситуацией со стороны государственного органа – министерства по туризму и спорту – или борьба за влияние на уровне Международной федерации таэквондо.
Но, увы, этого не было и прежде. Нет и сейчас.
ВРАГ НЕ ДРЕМЛЕТ
Поэтому-то мы и видим, как тяжело завоевывать нашим таэквондистам позиции на международной арене. Стоит им взять какой-то рубеж, так в следующий раз соперники уже принимают меры, стараясь использовать все резервы. Включая назначение нужных судей на важные поединки. А вот у казахстанцев на то, чтобы удержать завоеванные позиции, нет ни внутренних, ни внеш-них резервов. Вот и приходится нашим таэквондистам порой надеяться не столько на родное министерство спорта или республиканскую федерацию, сколько на расположение фортуны.
В 1999 году впервые представитель Казахстана Адиль Сагындыков завоевал награду чемпионата мира по таэквондо. Бронза этого тяжеловеса тогда буквально всех застала врасплох. На нас уже взглянули по-другому и с гораздо более пристальным вниманием. В итоге – никто из казахстанских таэквондистов на Олимпиаду-2000 в Сидней не попал.
В 2003 году не менее неожиданным стал бронзовый успех на чемпионате мира Лии Нуркиной, выступающей в весе до 67 килограммов. Тогда в кругах мирового таэквондо стали с опаской смотреть и на нашу женскую сборную. Поэтому ничего удивительного нет в том, что в результате повышенного интереса к казахстанской команде ни одной из наших девушек не удалось пробиться на Олимпиаду-2004 в Афины и повторить затем успех Нуркиной на мировых первенствах.
ВЫСКОЧЕК СРАЗУ СТАВЯТ НА МЕСТО
Понятно, что, прорвавшись на пьедестал чемпионата мира, те же Сагындыков или Нуркина изменили привычное распределение наград, сложившееся в таэквондо, и оставили кого-то без медалей. Обиженные, используя свое влияние в международной федерации, в ответ стали принимать меры. Самая простая из них – назначение на поединки казах-станцев верных судей. Защитить же наших атлетов в условиях такой «холодной войны» просто некому. Например, у Казахстана нет ни одного (!) судьи международного класса, нет и влияния в Мировой федерации таэквондо.
Нет ничего удивительного в том, что в этом виде спорта обращают внимание даже если кто-то новый возьмет и завоюет на мировом первенстве бронзу. В таэквондо господство его родоначальников – корейцев – столь ощутимо, что на всех остальных остается не так уж и много лучей славы. Поэтому даже одна бронза шымкентца Сагындыкова на чемпионате мира 1999 года сразу вывела Казахстан, например, на 15-е место мирового рейтинга. А на чемпионатах Азии, по утверждениям специалистов, корейцы берут не менее 12 из 16 золотых медалей. Поэтому на остальные кусочки «чемпионского пирога» очень много желающих. В выборе методов, как прибрать их к рукам, многие также не церемонятся. Так что первая в истории казахстанского таэквондо золотая медаль чемпионата Азии, завоеванная в 2006 году атырауцем Арманом Чилмановым, представителям далеко не одной страны оказалась как кость в горле. Защитить же от нападок, возможных в таких случаях, казахстанцев опять же некому. С этой точки зрения не самым плохим раскладом может считаться то, что затем в конце 2006 года на Азиатских играх в Катаре Чилманову пришлось довольствоваться бронзой.
РАСПЛАТА ЗА БЕЗДЕЙСТВИЕ
Естественно, мы не хотим сказать, что будь у Казахстана представители в судейском корпусе на самых престижных соревнованиях и люди в руководящих органах международной федерации, то наши таэквондисты сразу бы пачками стали завоевывать медали. Просто эта проблема сразу бросается в глаза и больно бьет по казахстанскому таэквондо. Вникая в ее суть, понимаешь, что она во многом вызвана обычным бездействием как руководства Казахстанской федерации таэквондо, так и министерства спорта республики.
Наши привычные способы «повышения квалификации» судей – это трех- или четырехдневные семинары. Подобных скоротечных мероприятий явно недостаточно для реального улучшения класса наших судей. Тем более что за эти три-четыре дня преподаются и теория, и практика. Что можно сделать реально за такой срок? Естественно, немногое.
Что же надо делать в такой ситуации? Менять сами подходы к вопросам судейства в казахстанском таэквондо. Как правило, на наших внутренних соревнованиях в роли арбитров выступают те же тренеры. Причем зачастую наши лучшие тренеры судить не могут, ведь их ученики претендуют на медали… Поэтому республиканские турниры обслуживают не те, кто в плане судейства профессиональнее, а те, кто окажется под рукой. Турниры, как это обычно бывает, проводятся в различных регионах. К примеру, в Таразе судят 20 человек. Из них максимум шестеро приедут на следующие соревнования в другой город. И приходится формировать судей из местных кадров, зачастую не компетентных в полной мере и неопытных.
А в итоге казахстанцы не могут получить лицензию судьи международного класса, которая выдается на специальном семинаре. Например, одно из условий: лицензию может получить только тот, кто имеет черный пояс, четвертый дан. Четвертый дан говорит о спортивном уровне, о степени подготовленности. А монопольное право на присвоение поясов имеет организация «Куккивон», которая находится в Южной Корее. Казалось бы, такое положение вещей должно было обратить на вопросы судейства самое пристальное внимание. Но нет, до 2004 года вообще не предпринималось никаких реальных попыток заниматься вопросами аттестации наших людей на международном уровне и получения судейских лицензий.
Почему бы в таэквондо не перенять методы повышения квалификации судей, которые имеются в казахстанском футболе. Там устраивают специальные сборы для судей, ведется предсезонная подготовка… Наших футбольных арбитров приглашают на обслуживание международных матчей. За этим тоже стоит работа. А у самих судей появляется реальная мотивация, к чему стремиться.
КАЖДЫЙ ТЯНЕТ ОДЕЯЛО НА СЕБЯ
Главная же проблема, из-за которой остро встали и дела судейские, состоит в том, что в казахстанском таэквондо нет единства. Нет органа, который по-настоящему взялся и четко разрабатывал, проводил в жизнь все вопросы развития таэквондо в стране и управлял ими.
Из-за этого у тренерского коллектива одно видение развития, у представителей нашей федерации – другое. Кроме того, в процесс еще вмешивается министерство спорта – у него тоже свои виды. Причем общий язык найти не удается. Вот и получается, как в басне «Лебедь, Рак и Щука», – каждый тянет лямку в свою сторону.
Таэквондо – далеко не самый отстающий вид спорта в Казахстане. Так, о двух бронзовых медалях чемпионатов мира, завоеванных с 1999 года, в других видах могут только мечтать. Но отдача от таэквондо могла бы быть гораздо больше. Впрочем, это касается не только таэквондо. У всех одни и те же беды. Они для казахстанского спорта стали хроническими и, увы, неразрешимыми. "Sport.Gazeta.kz"
...или войдите через аккаунт соцсети