23 октября 2006 (08:01)Бокс как предчувствие
Экс-главный тренер сборной Казахстана по боксу Турсунгали Едилов о перспективах, китайской экспансии и «вольной» жизни.
– Кубок мира-2002 в Астане стал для вас последним в качестве главного тренера сборной, где в финале казахстанцы проиграли кубинцам. В прошлом году наша команда уступила им в полуфинале, но заслужила большую порцию восторгов, а в этом и вовсе была разгромлена 2:9, однако никаких серьезных оргвыводов не произошло…
– После поражения в финале Кубка мира мне сказали, что этим результатом осталось недовольно спортивное руководство…А то, что сейчас поражения от кубинцев воспринимаются не так, как раньше, – это нормально. Ведь нужно размышлять здраво: как мы можем обыграть команду, завоевавшую на Олимпиаде в Афинах пять золотых наград? Мы можем выиграть лишь сражение, но не войну… На астанинском Кубке мира, как мне кажется, наша сборная прыгнула выше головы, выйдя в финал. В Сиднее мы ведь заняли третье общекомандное место, а у себя оказались вторыми. К тому же меня тогда критиковали за тяжелые веса – до 91 кг и супертяжелый, а ведь с тех пор у нас не появилось сильных тяжей! Рустам Ргебаев проиграл на турнире в Актау узбеку Саидову, будет ли продолжать карьеру Дильдабеков – неизвестно… Я, конечно, мог бы все это объяснить, но зачем кому-то доказывать прописные истины?
– И вы довольны «вольной» жизнью? Жизнью обычного тренера?
– Очень доволен. Знаете, будучи главным тренером сборной, любой будет вынужден обращать внимание на всех боксеров, следить за другими перспективными ребятами и даже подстраиваться под некоторых лидеров. Ты постоянно ответствен за результат – будь то Центральноазиатские игры или турнир в Турции. А у личного тренера есть свобода действий. Сейчас я работаю с очень хорошим тяжеловесом Мырсатаевым – казахом, которого привез из Кыргызстана. В чемпионате страны он дошел до финала, где проиграл решением судей. И с ним мы работаем, просматриваем огромное количество поединков – любительских и профессиональных, делаем выводы. Ему же 21 год – для настоящего тяжеловеса это только начало карьеры…
– До Олимпиады в Пекине еще очень много времени, а предолимпийская истерия уже началась. Правильно ли, на ваш взгляд, сборная готовится к Играм?
– Самое главное – что за два года до Игр в сборной есть лидеры, вокруг которых можно строить команду. Это костяк, на который опирается тренер, его опора. Сейчас это чемпионы мира Серик Сапиев и Ердос Джанабергенов ну и Бахтияр Артаев. И самое главное – сохранить в этих ребятах их чемпионский настрой, их уверенность в собственных силах, потому поражение Джанабергенова на одном из турниров немного настораживает. Да и на чемпионате мира среди студентов он хоть и победил, но выглядел не совсем подготовленным, а Бахыту Сарсекбаеву, проходи турнир не у нас, а в другой стране, вряд ли отдали бы победу в финальном бою…
– А чего нам ждать от сборной на Азиатских играх в Дохе – они уже провозглашены «главным стартом года»?
– Мне очень сложно что-то прогнозировать, но золотые медали у нас будут. А вот за первое общекомандное место развернется настоящая битва. Я не знаю, ошибка это или нет – сборная почти не выезжала на турниры, проводящиеся в Азии, а значит, соперники остались неотслеженными. Раньше ребята принимали участие в Кубке Короля, на турнирах в Корее, Таиланде. Сейчас трудно давать какие-то комментарии, не зная итогов многих турниров, в Азии ведь бокс развивается поистине промышленными темпами.
– На Олимпиаде в Афинах китаец Цзоу Шимин завоевал бронзовую награду, в прошлом году стал чемпионом мира. Китайцы пришли в бокс всерьез и надолго?
– Да. Я помню, как в 1994-м видел на одном из юниорских турниров этого парня в весе 48 кг, и уже тогда было видно, что у него фантастические перспективы, а сейчас он и вовсе главный претендент на победу в Пекине. За несколько лет китайцы практически произвели революцию: инвестировали огромные средства, пригласили большое количество прекрасных тренеров – из Монголии, Узбекистана да и Казахстана тоже. И как итог – у них на первенстве мира до четвертьфинала дошел китайский супертяж, а это уже колоссальный прорыв.
– За счет чего был достигнут этот прогресс?
– Кроме денег и тренеров стала вестись грамотная работа. Если раньше с ребятами начинали заниматься на молодежном уровне, то теперь с раннего возраста. Да и кроме того, что китайские спортсмены отменно тренируются, есть из кого выбирать. И выбор этот огромный.
– А почему вы не поехали работать в Китай, ведь звали же?
– Мне предлагали поработать в Китае и неоднократно. Даже китаец, входящий в исполком АИБА (Международная федерация любительского бокса. – Авт.), вел переговоры. Но я отказал. Несмотря на все шикарные условия. Да и зачем мне где-то работать? Как бы то ни было, а я нужен здесь.
– Ага, тренируя, мягко говоря, в не самом лучшем зале…
– Спасибо ректору одной из академий, что у нас есть этот зал, где можно нормально работать. Сейчас здесь занимаются с боксерами заслуженные тренера – Аникин, Чепурин, Чапайкин – после сноса спортсооружения ЦС «Динамо» МВД они перешли работать сюда. И это, кстати, тоже тренерская доля. Сегодня здесь, а завтра в другом месте. Но мы не жалуемся. Работа у нас такая.
"Мегаполис"
...или войдите через аккаунт соцсети