12 сентября 2010 (00:05)Большие игры
Первые юношеские Олимпийские игры, завершившиеся недавно, дали хороший повод для размышлений. Чиновникам от спорта впору задуматься о более качественной подготовке молодых спортсменов. В Сингапуре казахстанские олимпийцы завоевали шесть медалей. Половина — на счету тяжелоатлетов. Чудеса на помосте творили представители Южного Казахстана.
Единственным представителем павлодарского региона в составе делегации была Юлия Кизима. Вместе с ней и тренером сборной области по художественной гимнастике Натальей Мамашевой мы по горячим следам анализируем выступления грации из Павлодара.
— Наталья Евгеньевна, во время Олимпийских игр вместе с Мадиной Мукановой вы были на сборах национальной команды в Узбекистане и, тем не менее, следили за выступлением вашей воспитанницы?
— Конечно. И хотя она больше подопечная моей сестры Любови Бронской и хореографа Валентины Вильдановой, я все же переживала за Юлю. Как старший тренер области я горжусь тем, что наша гимнастка единственная поехала в Сингапур от всего региона.
— С какого периода началась подготовка Юли к Олимпийским играм?
— Объем работы проделан по-сумасшедшему огромный. Практически целый год Юля тренировалась в Астане. Прошла восемь (что бывает крайне редко) международных стартов. И в феврале в Ташкенте, на чемпионате Азии, она завоевала олимпийскую лицензию. К слову, на Азиатский континент организаторы Игр выделили их всего две. Получается, Азию на Олимпиаде в Сингапуре представляли две сильнейшие гимнастки от Узбекистана и Казахстана. Очень жаль, конечно, что в Сингапуре не было нашего судьи, я думаю, будь там арбитр от Казахстана, результат Юли был бы намного лучше.
— А это имеет какое-то значение или как-то влияет на выступление гимнастки?
— Разумеется. В судейскую бригаду также шел жесткий отбор, были ограничения в возрасте. Обслуживать Олимпийские игры в Сингапуре приглашались рефери не старше 35 лет. К сожалению, у нас в республике международную категорию имеет только одна судья, но она по возрасту не прошла.
— Если я правильно поняла, судья — это определенное подспорье?
— В каком-то смысле да. Все-таки к стране уже совсем другое отношение. Во-вторых, судья общается с другими судьями, имеет свое слово, как говорится, свой вес, идет определенная судейская поддержка. А наши девчонки — тренер и гимнастка, — получается, были сами по себе.
— Теперь непосредственно к оценке выступления Юли. На ваш взгляд, 13-е место — это ее результат?
— В турнире «художниц» выступали представительницы 18 стран, после двух видов она была на 11 позиции. Я уверена, что Юля реально могла быть в десятке. Не исключаю, что сказались несколько факторов. Во-первых, соревнования хоть и юношеские, но программа была как на обычных — взрослых Олимпийских играх. Во-вторых, турнир по художественной гимнастике проходил в последние дни Олимпиады. Спортсмены приехали туда за две недели до старта. Вполне может быть, что гимнастка просто-напросто перегорела, был какой-то психологический перелом. Очень долго она была напряжена до предела. Ежедневный контроль, тренировки. Если другие страны привезли еще своих «групповичек» (есть многоборье личное, а есть соревнования в групповых упражнениях, где выступают четыре гимнастки — прим. авт.), то наша Юля была единственная от страны. Они с тренером варились в собственном соку. Но сам факт, что наша гимнастка попала на первые юношеские Олимпийские игры от Казахстана — это уже здорово.
— Сейчас что, где, когда? График, насколько я поняла, у вас очень плотный.
— Последние две недели мы были в Астане на сборах национальной команды. Сразу оттуда первая тройка выехала на Кубок мира в Италию. Выступили девочки очень хорошо. Аня Алябьева заняла 11 место, наши павлодарские гимнастки Марина Петракова и Мадина Муканова, соответственно, 19-я и 37-я. Марина закрепила за собой право быть третьим номером в сборной РК. В эти дни в Халоне (Израиль) опять же идет этап Гран-при Кубка мира. Там вместе с Мариной выступает и юная Элла Ястребова.
— Петракова целенаправленно готовится к чемпионату мира, а Ястребова?
— Эля получила приглашение как член юниорской сборной РК. На следующий год она из младшей группы перейдет в старшую подгруппу кандидатов в мастера спорта. Поэтому ее уже необходимо вывозить на международные старты. Девочке 12 лет, она очень перспективная и талантливая. Перед этапом Гран-при Эля с 11 по 25 августа прошла УТС (учебно-тренировочный сбор) в Болгарии. Там тренировались гимнастки России, Белоруссии, других ведущих гимнастических держав. И с Элей лично работала хореограф сборной России — Люси Димитрова. Наша гимнастка ей очень понравилась, Люси заметила, что Эля — преемница Ани Алябьевой, за ней большое будущее. Ну и то, что Димитрова составила ей полностью новую программу, уже говорит о чем-то.
— Составить четыре упражнения — удовольствие не из дешевых, тем более работа такого специалиста?
— Верно, и эти расходы полностью легли на плечи Элиных родителей. Гимнастика сегодня вообще не дешевый вид спорта, тем более мировая. Но еще раз повторюсь, ребенок талантливый. Уже в своем юном возрасте она получила приглашение тренироваться в российском центре олимпийской подготовки. Там тоже обучение платное, но ведь и не всякий ребенок получает такое приглашение.
В свое время обучение Алябьевой полностью зависело от папы. Прошло три года, теперь Аня — первый номер сборной РК. Ирина Викторовна Виннер за этим очень строго следит. Сегодня она ставит определенные условия. Одно из них: Аня — лидер, теперь она должна полностью находиться на государственном обеспечении. У нее контракт с ДШНК, и все поездки, костюмы, сборы сегодня оплачивает государство. Эля только в начале этого пути. Я думаю, что у нее все получится.
— После Израиля куда?
— В Москву. 16—19 сентября там пройдет чемпионат мира. Алябьева, Петракова и Муканова готовятся, запасной номер Мизана Исмаилова из Шымкента. Чемпионат мира — состязания очень важные, весь год девочки «пахали», готовились к нему, но все-таки больше старт подводящий. На «мире» у нас задача — обкатать новый состав, посмотреть, насколько мы сильны в Азии, сможем ли снова победить. Мы действующие чемпионки, а значит, надо отстоять позицию сильнейших. И изначально национальная федерация перед нами поставила задачу — выиграть личный и командный зачеты на Азиатских играх. Это будет не так просто, потому что с уходом лидера — Алии Юсуповой — к нам и отношение совсем другое. А соперницы подтянулись, и очень неплохо — узбечки, китаянки, кореянки могут хлопот доставить немало. К тому же, китаянки еще и хозяйки игр.
— В какой форме сейчас находятся наши девочки?
— Лето было тяжелое. Два месяца беспрерывных тренировок, девчонки набрали необходимую для таких крупных стартов форму. Судя по результатам последних соревнований, сборная должна выступить очень хорошо.
К разговору подключилась Юля. Тренер дала ей целую неделю отдыха, но девочка уже на второй день после возвращения была в родном зале.
— Много, очень много спортсменов приехало, — делится с нами впечатлениями участница Олимпийских игр. — Первый раз я оказалась в Олимпийской деревне, все интересно, просто супер.
— К климату сразу привыкли?
— Нет. Через неделю более-менее адаптировались. В Сингапуре очень высокая влажность, тяжело дышать, долго находиться на улице нельзя — одежда к телу липнет, очень неприятно.
— Новая страна — новые продукты, как кухня?
— Питание было нормальным. По крайней мере, у нашей казахстанской делегации проблем, как у других, не было.
— Юля, как сама оцениваешь свое выступление?
— Если по пятибалльной системе, то первые два вида — обруч и скакалку — я отработала на твердую «четверку». Были, конечно, мелкие помарки. А вот уже два следующих — не очень. На «тройку». Я уронила булаву, опоздала по музыке.
— Это из-за волнения, а другие причины были?
— Мне проще было бы приехать и сразу выступить, а уже потом ходить и отдыхать. Скорее всего, это и выбило из колеи. К тому же, утром мы работали предварительную программу, два вида, затем там же, в зале отдыхали, и вечером — снова разминка и выступление. Тяжело с непривычки.
— А чем вообще две недели занимались в Сингапуре? Только тренировками?
— Да, утром уезжали с тренером на тренировку, час езды на автобусе. После тренировки обратно в деревню, легкий обед — и снова час езды на тренировку, вторую.
— Ну, а за кого-нибудь из наших казахстанцев удалось поболеть?
— Нет. Один раз смотрела соревнования по спортивной гимнастике. И то недолго.
— Юля, кто за тебя болел?
— Да, очень было неожиданно и приятно, что на трибунах сидели наши казахстанцы, спортсмены, которые уже выступили. И группа поддержки получилась немаленькая. Это фехтовальщики, пловцы, велосипедисты, представители легкой атлетики, пулевой стрельбы и конного спорта. Так что наш флаг краем глаза я видела.
— С ребятами из других команд общались?
— Конечно, и со своими олимпийцами, и со спортсменами из других стран. Но в основном с девочками-гимнастками. Наших борцов поздравляли с победой.
Эмоции у них били через край, рассказывали, как стояли на пьедестале, как звучал гимн страны. Гордость за Казахстан и я почувствовала.
— Олимпиада позади, и первое желание после соревнований?
— Сначала сильно хотела выспаться, потом домой. А когда все закончилось, уже ничего не хотелось, было просто какое-то опустошение…
P.S Уже через два года многим юниорам, побывавшим в Сингапуре, предстоит держать еще более серьезный экзамен. Золотой резерв Казахстана теперь держит курс на Лондон-2012.
Автор: Ирина Борзова pavlodar-online.kz
...или войдите через аккаунт соцсети