За последние полгода в Астане хватало странных решений руководства, конфликтов с легионерами и зарезанного на льду барана. В межсезонье от «Барыса» дождались новости со знаком плюс — один из лучших снайперов КХЛ вернулся в хоккей после годичного перерыва.
На предсезонном турнир в Уфе Брэндон Боченски не сыграл, но разгуливал по арене в отличном расположении духа, и, как типичный американец, постоянно улыбался и шутил.
— Большую часть жизни я считал хоккей увлекательной, но всё же работой. Уходил из него, думая, что заканчиваю трудиться. Позже я осознал, что хоккей — это моя жизнь, удовольствие и страсть. За год я серьёзно поменялся в психологическом плане.
— В какой момент вы это осознали?
— Осенью без ежегодной подготовки к сезону я уже был в хорошей форме. В марте-апреле я просто захотел играть. Почувствовал себя действительно здоровым, полным энергии и готовым к хоккею. Пора было разбираться, что буду делать дальше.
— Вас преследовали серьёзные травмы. Вы действительно полностью оправились от них?
— За последние 10 лет я не чувствовал себя таким здоровым, как сейчас, будто помолодел после ухода. Одно из преимуществ года без хоккея — я играл в теннис и другие виды спорта, продолжал работать в зале, тягал веса. Весь груз травм потихоньку стал сходить. Вообще рекомендую всем — если чувствуешь, что тело стало подводить, возьми годичную паузу от хоккея.
— Почему решили, что после года отсутствия вы сможете вернуться в КХЛ, как будто ничего не случилось?
— Мне приходиться в это верить (улыбается). В игре я не так полагаюсь на силовые умения — больше на ум, технику и выбор позиции. Пока я это сохраняю, буду в порядке. Надеюсь, этот подход сработает и в сезоне.
— Вряд ли вы бы настолько преуспели в «Барысе» без Найджела Доуса и Дастина Бойда. С нынешними партнерами придёте к такому же взаимопониманию?
— С Найджелом и Дастином мы играли давно, и знали, что каждый будет делать на льду в следующий момент. Конечно, все хоккеисты разные. С Андре Петерссоном у нас уже сложилась такая химия, которую наигрывают месяцами. Пока не знаю, какие будут сочетания, но в команде есть Кевин Даллмэн, с которым мы понимаем друг друга с полуслова. Конечно, останься Бойд и Доус с нами, было бы проще, но что делать, всё меняется.
— Найджел объяснил вам причины ухода из «Барыса»?
— Мы часто с ним общаемся, виделись и в Уфе. Задним умом он понимал, что не будет вечно играть в Астане. Ему хотелось поиграть в топовой команде с большой зарплатой, чего в «Барысе» ему не предложили. Как классный игрок он имеет право выбирать. Рад за него. Буду болеть за Найджела, но не в матчах против «Барыса».
— Что произойдёт в вашем единоборстве с Доусом?
— Постараюсь его остановить. Мы остаемся друзьями до и после игры, но на площадке оба бьёмся от всей души. Так что теперь Найджел будет таким же соперником, как и остальные, скидок делать не буду.
— Вы упоминали, что вряд ли бы решились приостановить карьеру, если бы не запустили собственный бизнес. В какой сфере?
— У меня два направления. Ещё раньше я стал заниматься инвестициями, а когда появилась время, вложился в строительство семейных домов в родном городе. Чтобы развивать землю, нужно много общаться с местными властями. Без меня там пока справляются, поэтому я могу контролировать всё дистанционно.
— Многие российские хоккеисты теряли деньги из-за недальновидных вложений. В Америке такое тоже нередко происходит?
— Конечно, везде такое случается, и надо быть предельно осторожным. Я закончил университет, где получил хорошие знания о бизнесе (Университет Северной Дакоты. — прим). К счастью, хоккей принес мне деньги, которые нужно было не промотать, а вложить.
— Значит, все отрывные вечеринки остались далеко в прошлом?
— Ага, остался только обычный алкоголь (смеётся). Теперь обходимся без шампанского «Кристал» и других понтовых напитков.
— Без вас «Барыс» не вышел в плей-офф. Вы же следили за ситуацией?
— Наблюдал за матчами, говорил с парнями из команды — Найджелом, Кевином и Хенриком Карлссоном. Поначалу у них всё шло хорошо, но во второй части сезона случился большой коллапс.
— Даже барана на арене резали на удачу.
— Они перепробовали всё, но ничего не работало. Больно было за этим наблюдать за склоками между игроками и руководством. Я понял, что могу помочь в роли лидера, чтобы вернуть в команду стабильность. Надеюсь, всё у нас получится, и в плей-офф попадём. Есть мастерство, талант, хороший тренер — всё, чтобы хорошо выступать.
— Почему вы верите, что с новым руководством у «Барыса» должно все получиться?
— Борис Иванищев работал в клубе на разных должностях. Это не такой человек, который думает, что цифры на бумаге означают автоматический успех на льду. Он понимает хоккей и знает, почему хоккеисты выкладываются или нет. Самое главное — он уважает игроков. Именно уважения с обеих сторон не хватало «Барысу» в прошлом сезоне, поэтому всё сломалось.
— Ваш нынешний тренер Андрей Скабелка уходил из «Авангарда» после конфликта с игроками. Как вам под его руководством?
— Думаю, в Омске команда долго не могла найти себя, и та же проблема — игроки и руководство не достаточно уважали друг друга. Мы говорили со Скабелкой ещё перед тем, как я подписал контракт. Он показался очень грамотным специалистом, который любит игру и хочет побеждать. Помню, как здорово играла его «Сибирь», и наша команда напоминает именно ту команду до того, как Скабелка сделал её конкурентоспособной.
— Тренировки в каком ключе проходят?
— Он из Беларуси, но занятия ведёт в североамериканском стиле — чередует нагрузки и отдых. Я больше привык именно к такому формату.
— В «Барысе» вы работали с другим белорусским специалистом Эдуардом Занковцом.
— Он пришёл в середине сезона, и на предсезонке у него мы не были. Нахожу схожие вещи, может, они с Андреем друзья — не знаю (улыбается).
— Как вывести сборную из второго дивизионе, чего не удалось за два прошлых сезона?
— В Казахстане, Беларуси и Латвии — в хоккейных странах бывшего СССР — сохраняется проблема. После того, как советское прошлое перестало приносить успех сборной, прошло немало времени, пока там начали запускать современные хоккейные программы.
— Казахстанская молодёжка будет выступать в высшем дивизионе.
— Да, это классно. Вот только нужно устранить пробел между талантливой молодежью и опытными парнями.
— Скабелка возглавил и сборную Казахстана. Ему по силам устранить пробел?
— Во время сезона фокусируешься на клубе, а когда приходит время, нужно собрать вместе лучших игроков Казахстана. В прошлом всё было вперемешку. Если идти поэтапно, не хвататься за всё одновременно, всё получится. Скабелка так и делает.
— Если объединять всех, нельзя обходить вниманием лучших. Как думаете, Доус и Бойд вернутся в сборную?
— Очень надеюсь, я постоянно их на это агитирую. В прошлом году они не приехали на чемпионат мира из-за конфликта. Надеюсь, если они будут здоровы и не захотят удлинить себе отпуск, то вернутся в сборную, ведь гражданство у них осталось.
— Ваши слова больше напоминает мысли менеджера, а не хоккеиста. Думали о должности в казахстанской федерации?
— Это вполне возможно. У меня много друзей в Казахстане, и там я провёл отличные годы. В будущем может и придёт время передавать знания и делиться опытом в программе подготовки национальной сборной и «Барыса». Но сейчас мне нужно сфокусироваться на игре.
— У опытного игрока наверняка набит глаз на таланты. Много перспективных ребят в казахстанском хоккее?
— Уверен, что много хороших ребят уже на подходе. За последние годы уровень молодёжи растёт. Игроки стали больше верить в себя, лучше готовиться, стали более системными. Чувствуется, что работа в школах изменилась в лучшую сторону. Лет через пять у сборной Казахстана поднимется уровень — увидите.
— Может, с Брэндоном Боченски в качестве генменеджера?
— Почему бы и нет (смеётся). Подождите пока.
— В отпуске вы тренировали сына. Если заглянуть чуть дальше в будущее, мечтаете сыграть за одну команду с ним? Сыновья Сергея Мозякина и Дениса Платонова уже на подходе в «Магнитке».
— Сейчас мне нравится с ним кататься, чувствовать его детский энтузиазм и страсть. Сразу вспоминаю себя в его возрасте. Ему всего шесть лет, поэтому, когда он будет готов, я буду слишком стар (улыбается).
— Привычка возобновлять карьеру у вас уже есть. Так что почему бы не вернуться ради этого?
— Тогда придётся держать себя в форме (улыбается).
— Вас вряд ли остановит очередная пауза. Пока вы отдыхали зимой, следили за хоккейным турниром в Пхенчхане?
— Конечно, но уровень некоторых матчей был ниже, чем на чемпионате мира. Россия полностью доминировала. Здорово выиграть «золото», но побеждать надо лучших.
— НХЛ поедет на пекинскую Олимпиаду?
— Для лиги это большие деньги, и они не заинтересованы их терять. Думаю, они рассматривают различные варианты календаря. Может, Игры передвинут ближе к концу сезона, но какая Зимняя Олимпиада обойдётся без снега? Однозначного ответа нет, но ясно, что уровень без НХЛ-овцев значительно ниже. Если НХЛ интересуют новые фанаты, нужно серьёзно рассмотреть возможность поехать. Конечно, страховки дорогие. Как болельщик я хочу увидеть Кросби против Овечкина или Кейна в своих сборных на Олимпиаде.
— Может, и Казахстан когда-нибудь получит Олимпиаду?
— Посмотрим. В прошлом году Астана принимала выставку EXPO-2017. Может, и вторую команду в КХЛ заявят из Караганды или Усть-Каменогорска.
— Только игроков подходящего уровня с казахстанским паспортом пока нет.
— Да, придётся привлекать россиян. Вероятно, дело в и деньгах, не знаю. Этот бизнес непрост (улыбается).
— Пока вы были за океаном, из КХЛ исключили еще две российские команды — «Ладу» и «Югру». Как относитесь к переводу в ВХЛ тольяттинцев или той же «Кузни», которые подарили российскому хоккею столько талантов?
— В последние время эти команды выступали слабо. Никто не хочет тратить деньги и постоянно проигрывать. Я слышал о планах по вступлению клубов из других стран. Лиге нужны новые команды, но они должны быть конкурентоспособными, тогда её уровень будет расти, как и уровень российских игроков.
...или войдите через аккаунт соцсети