В течение достаточно долгого времени карагандинская школа бокса оставалась одной из лучших в Казахстане. Ещё в советский период её представители отличались хорошей технической подготовкой, ярко проводили бои на различных соревнованиях, демонстрировали высокие результаты как на внутренней арене, так и на международном уровне. И одним из самых ярких и успешных периодов здесь для карагандинцев, безусловно, стали 80-е годы прошлого века.
Именно в 80-е о себе впервые заявил и талантливый карагандинский воспитанник Игорь Шишкин, делавший когда-то свои первые шаги в боксе под руководством заслуженного тренера РК Эдуарда Матросова. За время своих выступлений на ринге этот спортсмен не раз добивался успеха в крупных турнирах, сумев, в частности, победить на 10 летней Спартакиаде народов СССР и выиграть бронзу Кубка Мира 1990 года. Сегодня Игорь Шишкин занят на тренерском поприще и работает в собственной школе бокса в Караганде.
Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz решил связаться с известным в прошлом боксёром и вспомнить о его спортивной карьере, поговорить о тренерской работе, которой он занимается теперь, и заодно обсудить результаты, демонстрируемые сейчас казахстанцами в любительском и профессиональном боксе.
— Игорь Юрьевич, Вы в своё время успешно выступали на боксёрском ринге. В Вашем послужном списке имеются победа на Спартакиаде народов СССР, серебряная награда чемпионата Советского Союза, бронзовая медаль Кубка Мира... Можете назвать какое-то событие, какой-то бой, который запомнился Вам больше остальных?
— Самым запоминающимся для меня, наверное, всё-таки получился бой, который я провёл в полуфинале Кубка Мира 1990 года. В четвертьфинале тех соревнований я выиграл у болгарина Валентина Давидова. В свою очередь, в 1/2 финала моим соперником стал немец Берт Тойхерт. Тот бой я в итоге провёл очень уверенно. Насколько помню, я дважды отправлял немецкого боксёра в нокдаун, однако победу всё равно отдали ему. Я после этого полчаса отказывался уходить с ринга... То событие, тот поединок, пожалуй, и запомнились мне больше всего. Что интересно, если бы я тогда прошёл в финал, то встретился бы там с легендарным кубинцем Феликсом Савоном.
— Каким в прошлом был уровень союзных соревнований, в которых Вы выступали, — того же чемпионата СССР? Правда ли, что эти турниры тогда спарведливо было называть малыми первенствами планеты?
— Так оно и было. Раньше ты сначала должен был успешно выступить в чемпионате Казахской ССР, где уровень соперничества и конкуренции уже был высочайшим. В те годы считалось, что если ты выигрываешь этот турнир, то во всесоюзном первенстве можешь рассчитывать, как минимум, на попадание в призёры. Ну, и, конечно, сам по себе чемпионат СССР, где приходилось встречаться с лучшими боксёрами других союзных республик, был очень сложным. В то время тебе нужно было добиваться результата в условиях жёсткой конкуренции. Ты должен был постоянно подтверждать свои притязания на деле, отстаивать завоёванные в советской сборной позиции, доказывать, что ты сильнее своих конкурентов.
— Давайте вспомним о тех, кто когда-то дал Вам первые уроки бокса, — о тренерах, под руководством которых Вы постигали азы этого вида спорта.
— Мне в данном случае очень повезло. Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с грамотными, знающими своё дело специалистами, которые меня многому научили. Начинал я заниматься боксом у заслуженного тренера Казахстана, мастера спорта СССР Эдуарда Хамитовича Матросова. Затем он предложил мне тренироваться и учиться в стенах спортинтерната, но родители были против этого, и я четыре года занимался у заслуженного тренера Казахской ССР Владимира Валентиновича Маслина. После одержанных в 1984 году побед в первенстве СССР среди юношей и Спартакиаде школьников СССР я снова стал заниматься у Эдуарда Матросова. В своё время мне также довелось поработать в Москве с такими известными специалистами, как заслуженный тренер СССР Альберт Фомич Лавринович и заслуженный тренер России Сергей Николаевич Васильев. К сожалению, Владимира Маслина, Альберта Лавриновича и Сергея Васильева уже нет с нами... Светлая им память.
— Насколько мне известно, в настоящее время Вы уже сами занимаетесь тренерской деятельностью, работаете в собственной школе бокса. Расскажите о том, кто в неё приходит. Каков средний возраст Ваших учеников?
— Прежде всего, хочу сказать, что я работаю с теми, кто занимается боксом не для достижения каких-то спортивных результатов, а для себя — для здоровья, обретения уверенности в себе. Эта работа требует особого подхода, и она мне нравится. Что касается среднего возраста моих учеников, то он составляет примерно 25-26 лет. Тем, кто приходит на тренировки, я стараюсь передавать все свои знания, — то, чему меня самого когда-то научили. Сейчас я также индивидуально занимаюсь с профессиональным боксёром Михаилом Криницыным. В 2015 году мы вместе с ним ездили в Калининград, где он участвовал в бое за звание чемпиона СНГ. Михаил не смог победить в том поединке из-за имевшихся у него проблем со здоровьем. Теперь он поправил здоровье и возобновил тренировки. В данный момент мы сотрудничаем с известным казахстанским менеджером Ериком Жайлауовым. Уже в ближайшее время Михаил может вернуться в ринг, провести свой очередной бой. Мне, на самом деле, очень интересно работать с Михаилом и хотелось бы помочь ему добиться успеха в профессиональном боксе, воспитать чемпиона.
— Было бы интересно узнать Ваше мнение о том, что сегодня происходит в казахстанском боксе. Сначала хотелось бы поговорить о результатах, которые наши боксёры сейчас показывают на любительском ринге. Они, к сожалению, в последние годы оказывались явно ниже тех, на которые все мы надеялись. Как Вы думаете, почему наша сборная в последнее время так неудачно выступала в континентальных стартах?
— В сборной сейчас идёт смена поколений. Это неизбежный процесс. Кто-то уходит в профессионалы или завершает свою карьеру в боксе — на смену этим спортсменам приходит молодёжь. С подобным сталкиваются сборные всех стран, и понятно, что смена поколений не проходит безболезненно. Сейчас у сборной Казахстана появился новый главный тренер — мой хороший приятель Галым Кенжебаев. Когда-то мы с ним занимались в одном зале. У Галыма Кенжебаева советская школа бокса, я считаю это большим плюсом и надеюсь, что сборная под его руководством снова начнёт демонстрировать уверенные результаты в международных турнирах.
— Как Вы считаете, удастся ли боксёрам нашей сборной решить те задачи, которые перед ними будут поставлены в намеченных на этот год чемпионате Азии и мировом первенстве?
— Прогнозы, как известно, — дело неблагодарное. Конечно же, хочется, чтобы наши ребята решили свои задачи, и мы будем ждать от обновлённой сборной, в которую теперь пришёл и новый главный тренер, хороших выступлений. В этой связи многое будет зависеть не только от тренерского штаба национальной команды, но и от личных тренеров боксёров, которые будут работать с ними и станут готовить их уже на местах.
— Какие казахстанские сборники могут удачно выступить в этом сезоне?
— Я надеюсь, что это удастся сделать нашему Абылайхану Жусупову, представляющему абайскую школу бокса и выступающему в весе до 69 кг, где казахстанские боксёры всегда выглядели хорошо. Абылайхан находится в самом расцвете сил, и ему в дальнейшем хотелось бы пожелать только удачи. Также не стоит сбрасывать со счетов и опытных боксёров из состава национальной сборной — того же Василия Левита, который, думаю, тоже способен удачно провести нынешний сезон.
— Теперь хотелось бы обратиться к другой широко обсуждаемой в болельщицких кругах теме — выступлениях Геннадия Головкина в профи. Выскажите, пожалуйста, своё мнение о рематче казахстанца с Саулем Альваресом?
— Когда я начал смотреть этот бой, то сразу же заметил, что Гена не находится в хорошей форме, — не выглядит свежим. В первой встрече с Альваресом он в этом плане смотрелся намного лучше. Возможно, это связано с тем, что Головкин слишком усердно готовился ко второму поединку с мексиканцем и просто перепахал, переработал на тренировках. Уже буквально через две недели после боя я прочитал интервью Сергея Ковалёва, и он говорил то же самое. В этом смысле наши мнения совпали.
— По форме, в которой Головкин подошёл к реваншу, и тактике, которой он в нём придерживался, много вопросов также было к наставнику GGG Абелю Санчесу...
— Мы живём в век высоких технологий, и сейчас, при желании, всегда можно внимательно проанализировать уже состоявшийся бой, разобрав каждый его эпизод, каждую деталь. Будь Санчес грамотным тренером, он бы всё как следует проанализировал после первой встречи, сделал выводы и, исходя из этого, составил бы план на следующий поединок. Время для того, чтобы должным образом подготовиться к нему, было. Однако работа, о которой мы сейчас говорили, судя по всему, так и не была выполнена.
— Третья встреча казахстанского и мексиканского боксёров, если и состоится, то, почти наверняка, не в ближайшие месяцы. С кем в таком случае Головкину лучше встретиться в своём следующем поединке?
— Думаю, что Гене можно было бы провести бой с Джермаллом Чарло. Этот боксёр пока неплохо выступает в профи. Это был бы достаточно интересный вариант для Головкина.
— Головкину скоро исполнится 37. По-Вашему, сколько ещё больших боёв он в состоянии будет провести?
— Здесь я ничего сказать не могу. Каждый боксёр сам чувствует, есть ли у него силы, здоровье и мотивация для продолжения выступлений, достижения новых целей. Так что на этот вопрос может ответить только сам Головкин.
— В последние годы в профессионалы переходит всё больше казахстанских бойцов, которые, в общем-то, достаточно успешно начинают выступления на новом для себя уровне. Среди таких боксёров оказались Батыржан Джукембаев, Али Ахмедов, Мейирим Нурсултанов, Иван Дычко, Данияр Елеусинов и многие другие. Как считаете, кто здесь в ближайшем будущем может выстрелить? Кому это по силам?
— Выстрелить, на самом деле, может, любой. Все перечисленные Вами бойцы — талантливые ребята. Любой из них способен добиться в профи хорошего результата. И в этом отношении всё, безусловно, будет зависеть только от самих боксёров, их целеустремлённости, желания работать и постоянно двигаться вперёд.
...или войдите через аккаунт соцсети