21 февраля 2007 (15:45)Булат Асанов: Я - не кукловод
Заявление гроссмейстера Евгения Владимирова о том, что он-де устал отбиваться от функционеров, которые спят и видят, как бы отстранить его от работы с национальной сборной (см. "Защита Владимирова", "Экспресс К" от 15.02.2007 г.), зацепило другого гроссмейстера - делегата ФИДЕ, представителя Международной федерации шахмат в МОК Булата АСАНОВА.
- Владимиров довольно жестко прошелся по деятельности федерации, и, кстати, многие его позиции я разделяю. Но что мне нравится: он взорвал тишину. И пусть многие его выводы основываются на эмоциях, в его позиции не может не привлекать то, что он по-настоящему переживает за шахматы в Казахстане. Скажу больше: я бы хотел, чтобы он реализовал себя как шахматный деятель. Например, на посту вице-президента или исполнительного директора. Может, действительно было бы лучше, если бы он стал одним из руководителей федерации и взялся бы за это дело? Я поддержал бы его обеими руками. Потому что у него есть желание. Ведь у нас любят только кричать и злобствовать, но никто не предлагает ничего путного. Ляпнут что-нибудь - и в сторону. И при этом считают себя борцами за какую-то мнимую справедливость.
Ведь, если разобраться, у нас и функционеров-то штатных всего два человека: исполнительный директор и ответсекретарь. А в областях все функционеры - это тренеры или шахматисты. И если бы они на самом деле получали огромные зарплаты и преследовали личную корысть, как утверждает Владимиров... Я, например, о том, чтобы получать деньги в федерации, даже думать не могу. Потому что я госслужащий - советник акима Алматы по спорту. То есть у меня круг вопросов совсем другой, хотя шахматам помогаю как могу. Да и зарплаты штатных работников федерации высокими никак не назовешь. И слава богу, что в нашем шахматном королевстве появляются такие люди, как Маргулан Сейсенбаев (нынешний президент Федерации шахмат Казахстана. - Авт.). Он понимает, что казахстанские шахматы переживают не лучшие времена. Наверное, самые тяжелые с тех самых "золотых" советских времен. Ведь после того, как ушло в прошлое противостояние двух систем, положение профессионального шахматиста стало довольно тяжелым. И Владимиров прекрасно знает, что для того чтобы выживать, шахматисту надо быть хотя бы в первой двадцатке. Но как я могу вмешиваться в этот процесс - чтобы шахматисты хорошо зарабатывали? Для этого они, по меньшей мере, должны выступать хорошо.
Опять же, распределение денег в министерстве и областях - не в моей компетенции. Вы знаете, что бюджетные деньги на шахматы выделяются у нас только в Астане и в основном на одного человека. А в других городах выживают как могут. Федерация у нас нищая. И держится во многом на энтузиазме нескольких человек. То есть я постоянно кого-то нахожу - чтобы поработал. Того, кто это любит, сострадает, живет этим. Никто не хочет работать за гроши - только поливают. И все потом жалуются.
Единственно, что мне непонятно в словах Владимирова: о каком вмешательстве федерации в дела сборной он говорит? Странно. Ведь это он как главный тренер национальной команды обязан составлять календари сборной, отсылать их в федерацию, которая уже вбивает все ее мероприятия в общий календарь. И заниматься этим должен профессионал, каким, безусловно, является Владимиров, а не любители. И тогда не будет разговоров, что чемпионат переносится по пять раз.
- Он этого не делает?
- Конечно, нет. Он изначально встал в позицию, что подчиняется только министерству. С федерацией Владимиров даже не общается, она для него - только мешающий орган. И он нисколько не кривит душой, когда говорит, что "посылает всех". А знаете, почему? Потому что шахматное королевство, наверное, самое демократичное в мире. Все друг друга посылают. Я вам серьезно говорю. Никого ничто не интересует, кроме собственных амбиций. У нас каждый кандидат в мастера - в душе несостоявшийся чемпион мира, и только что-то или кто-то помешал ему стать им. Послушать историю любого шахматиста - и сразу можно сделать такой вывод... В шахматах амбиции бьют через край.
К вопросу о том, что Владимирова хотят снять. Абсолютно с ним согласен: федерация к его назначению не имела никакого отношения. И Евгений Юрьевич совершенно прав: не федерация его назначала - не ей его и снимать. Но, насколько мне известно, со стороны федерации таких инициатив не исходило. Впрочем, за всю федерацию, конечно же, я говорить не могу. Хотя Маргулан Сейсенбаев, сами понимаете, такими мелкими вопросами заниматься не станет. И потом, мне хорошо известно, что Сейсенбаев, сам будучи профессионалом, уважает профессионалов. И решение вопроса о том, кто будет тренировать сборную, - не в его компетенции. А вот поощрить человека, приведшего Муртаза Кажгалеева к победе на Азиатских играх, он может. Буквально на днях подписал письмо о награждении его денежной премией... Маргулан Калиевич мне сказал: "Надо поощрять детских тренеров". Я подготовил список. И отдельно попросил о Кажгалееве. Это ведь логично?
- Логично. Ну а что Владимирова не устраивает в подготовке сборной?
- Честно говоря, я и сам теряюсь в догадках. Они и в прошлом году с Садвакасовым (международный гроссмейстер. - Авт.) провели пресс-конференцию, на которой довольно критично отозвались по работе федерации. После чего мы все вопросы решили. Все, о чем он просил, он получил. И по календарю, и по отборочным турнирам. Причем главным пунктом нашего договора было то, что Кажгалеев будет в команде при любой погоде. Потому что я везде заявлял: "Кажгалеев - это наша медаль". И по этой кандидатуре наши мнения совпали полностью.
Владимиров в данной ситуации напоминает мне человека, который не знает, что творится на самом деле, но смутно догадывается, что дела могут обстоять лучше, и выкрикивает лозунги, которые подхватил от рядом стоящих. А люди ведь разное говорят. Кого-то, к примеру, не устраивает, что никак не подчеркивается его собственное величие, что другие не согласны с тем, что он должен всюду проходить без отбора, потому что у него орденов куча. Но, во-первых, они выдавались авансом, а во-вторых, наличие орденов не говорит о шахматной силе.
Да, были перекосы в финансировании, из-за чего многие шахматисты и бросили играть. Тот же Руслан Иржанов. Или Петр Костенко, который тоже начал отходить от шахмат. Ведь, кроме финансирования, шахматисту жизненно необходимо, чтобы о нем говорили...
Представляете, какое недоразумение было, когда Кажгалеев выиграл? Телевизионщики перед отъездом в Катар спросили меня в аэропорту: "Как вы думаете, медаль будет?". Я говорю: "Будет. Золото". - "Что, Дармен (Садвакасов. - Авт.) так хорошо играет?". - "При чем здесь Дармен? Кажгалеев выиграет, потому что не будет Ананда". Они развернулись и ушли. Видно, подумали, что я больной. А после победы удивлялись: откуда он знал? А ведь просчитать было нетрудно. Еще за полгода до Азиады я отдавал Кажгалееву третье место. Но тогда я не знал, что в Дохе не будет Ананда. А когда Касымджанов (экс-чемпион мира ФИДЕ. - Авт.) незадолго до Азиады выиграл престижный турнир на Корсике (кстати, у Ананда), я понял, что энергетика-то самая здоровая у Кажгалеева. А претендентами на победу были, по сути, лишь эти трое.
- А вот меня другое удивляет. После победы на Азиаде Кажгалеев до сих пор живет в общежитии, из которого его не сегодня-завтра выселят...
- А знаете, что ему дали по возвращении из Катара? Руководство области ему подарило фотоаппарат... Но его квартирным вопросом мы сейчас будем заниматься очень серьезно. Президент федерации уже распорядился помочь ему материально и держит вопрос на контроле. Ведь победа Кажгалеева развеяла много отечественных мифов, в том числе и о том, что в Казахстане нет шахматистов мирового уровня.
...Вот Владимиров мне роль кукловода отводит. А знаете, почему меня шахматная масса поддерживает? Сколько лет я уже в федерации, а все шахматисты за меня. Владимиров говорит о прошениях, которые я люблю собирать. Но если люди пишут мне письма - не кому-то, не президенту федерации, - а я стараюсь вопросы решать, что в этом аморального? Так вот, практически всех президентов, кроме Олжаса Сулейменова, который 18 лет возглавлял федерацию и при котором я начинал как функционер, за руку привел ваш покорный слуга. А это все люди с большими именами. Вот Маргулан Сейсенбаев, может, не такой сильный шахматист, но он сопереживает людям, которые занимаются процессом подготовки шахматистов, их становлением, особенно детским тренерам, - для него это очень важно. Представляете, он любит специалистов, профессионалов! А Аблай Мырзахметов?! Какой турнир провел в Астане к 10-летию независимости Казахстана! 20-я категория - фантастика! У нас с ним были иногда разногласия, но я должен снять перед Мырзахметовым шляпу: шахматы любил самозабвенно и ради них ничего не жалел. И этот турнир вошел в историю. Даже Гарик Каспаров, который редко что назовет хорошим, был в восторге, тост поднял на банкете в честь организаторов, причем не какой-то дежурный...
У нас в федерации было много достойных людей. Адильбек Джаксыбеков, будучи акимом Астаны, очень сильно помог. Это его заслуга, что на шахматы в столице выделяют большие деньги. Сейчас вот мы обратились к премьер-министру Кариму Масимову. Шахматный клуб в Астане должен быть достоин звания столичного. Надеемся, мы его получим...
"Экспресс-К"
...или войдите через аккаунт соцсети