25 мая 2007 (08:54)Буржуи с нашего двора

Бывшие да и действующие спортсмены научились зарабатывать деньги за кромкой футбольного поля и ледовой площадки.
Кузя обувает страну 52-летний Игорь Кузнецов производит впечатление состоявшегося буржуа. Одежда с иголочки, ухоженные руки, дорогие часы и золотой браслет на запястьях, трехдневная щетина - ну комильфо.
Три года назад, после пятнадцати лет, проведенных в Европе, Кузнецов приехал делать бизнес в Казахстан. Открыл сеть обувных магазинов "Грацио". А недавно презентовал в Алматы салон красоты с брэндом "Альдо Коппола". Но даже его партнеры по бизнесу не подозревают, что всего 15 лет назад Кузнецову рукоплескали тысячи болельщиков.
Кузнецов, Кузя, Бригадир: Легендарный капитан усть-каменогорского "Торпедо" 80-х, наводивший вместе с Борисом Александровым ужас на защитников и забивавший по 50 голов за сезон. Болельщики, а среди них были и партийные боссы, его боготворили, а потому на оборотную сторону его жизни просто закрывали глаза.
Деньги Кузнецов научился делать еще в советские времена. Правда, тогда это называлось по-другому: спекуляция.
- В те давние-давние годы, - рассказывает Кузнецов, - я очень много фарцевал. А это был труд, большой труд. Ведь нужно было умудриться достать в распределителе "почтового" завода приходивший по разнарядке дефицит, увезти в другой город и в перерывах между играми загнать все это барахло в каком-нибудь ресторане. При этом надо было быть готовым к любым неожиданностям. Бывало, приходили в гостиницу люди в погонах, хотели меня даже как-то арестовать. Однако, когда узнавали, что я хоккеист, обычно сменяли гнев на милость.
- Говорят, еще картежником вы были заядлым и в вашей холостяцкой квартире за ночь можно было выиграть машину и тут же ее проиграть...
- Было такое. Я очень долго играл в карты - в преферанс, в "секу". Но однажды это кончилось тем, что я проигрался в пух и прах, и тогда я сказал себе: "Все, я покончил с этим делом". Тогда, наверное, тысяч пять (рублей. - Ред.) проиграл:
- На закате карьеры вас с Александровым выпустили из Союза поиграть в Европе. Финны еще помнят, как вы вывели скромный ХПК из Хяменлинны в высшую лигу. Но сегодня речь не об этом. Вы ведь и там умудрялись делать деньги?
- А что мне оставалось? В первый год у меня условия были не самые лучшие: от контракта (порядка 100 тысяч долларов) "Совинтер-спорт" оставлял мне всего 20 процентов. Лишь пожив в Финляндии, я понял, как это мало. И летом потребовал пересмотра контракта. Стал получать 70 процентов - это уже были деньги.
В Финляндии я нашел одного финна, который сказал мне: везите водку и спирт... Мы его в бутылках из-под шампанского провозили. Я тогда, помню, много вызовов друзьям сделал. А при наличии визы можно было поменять до тысячи рублей по официальному курсу, который был ниже спекулятивного раз в 10. Можно было и не ехать вовсе за границу - спекулянтам валюту сдать: заработок получался 1 к 10. А самый смешной факт - трое моих друзей, в числе которых был и Виктор Набоков (отец вратаря "Сан-Хосе". - Ред.), купили в Финляндии десятилетние "Жигули" за бутылку спирта. Мы специально по деревням ездили, старые машины присматривали. Они во дворе стоят, ржавеют, а надо платить налог, страховку. И финны, лишь бы от них избавиться, готовы были подарить их нам.
- Но ведь все это было лишь прелюдией к настоящему делу?
- Мне было уже 36, и я понимал, что отыграть в Финляндии на таком же высоком уровне хотя бы еще год-два не смогу. А тут как раз от Саши Энгеля (экс-защитник "Торпедо". - Ред.) узнаю, что в Германии набирают наших ребят в команду из Ратингена. Одному менеджеру пришла в голову гениальная идея создать команду из советских игроков, имевших немецкие корни. И вот он с десяток таких хоккеистов по Союзу нашел. Фишка была в том, что нашим переселенцам можно было платить в 10 раз меньше, чем остальным игрокам. Так что эта затея себя полностью оправдала. За сезон мы пробились в высшую лигу. Команду в прессе называли "Волга-Экспресс". Правда, вскоре после нескольких интересных событий переименовали в "Водка-экспресс". Думаю, почему - объяснять не надо?.. Команда у нас в то время была очень популярной - не было в Германии газеты, которая не написала бы о команде из скромного городка...
Но во втором своем сезоне в Германии уже во второй игре я получил тяжелую травму. Понял, что пришло время заканчивать. На счету у меня было 100 тысяч долларов - при немецкой дороговизне этих денег мне хватило бы максимум на три года. И все. А что дальше? И вот я стою перед выбором: либо начать проедать накопленное, либо рискнуть этими деньгами - что-то купить и продать. С одной стороны, риск, с другой - есть жилка и опыт. Решил рискнуть - и не пожалел. Больше десяти лет уже в обувном бизнесе...
Деньги должны работатьВ современном хоккее зарплаты таковы, что игроки за свою профессиональную карьеру обеспечивают не только себя, но и детей с внуками. Шутка ли, капитан московского "Динамо" Алексей Трощинский за два сезона в омском "Авангарде" вместе с премиальными заработал около 2, 5 миллиона долларов.
При этом некоторые умудряются еще и пускать заработанное в оборот.
"Деньги должны работать", - здраво рассуждал, еще когда играл в магнитогорском "Металлурге", Александр Корешков (на фото слева). Он не стал, как младший брат Евгений, возводить себе особняк в трех уровнях в элитном районе Магнитогорска. Вложил премиальные за победу в чемпионате России в магазин детской одежды. И жене, которая стала приглядывать за магазином, работенка нашлась, и прибыль имели регулярную. Дела пошли, и вскоре Корешков-старший купил второй магазин. А три года назад открыл в Магнитогорске свой ресторан. Ему уже 39, он поигрывает в свое удовольствие в родном "Торпедо" и совсем не комплексует по поводу нынешней зарплаты (6 тысяч долларов в месяц). "У меня жена больше зарабатывает", - шутит Александр.
Олимпийский чемпион по греко-римской борьбе Юрий Мельниченко вложил деньги, полученные за победу в Атланте, в зерновой бизнес. Другой титулованный борец, призер Олимпиады Ислам Байрамуков стал конезаводчиком. Цветочным бизнесом по окончании карьеры в усть-каменогорском "Торпедо" занялся Сергей Антипов. Многократный чемпион Азиатских игр по гребле Дмитрий Торлопов строит на паях с партнером станцию техобслуживания автомобилей. Двукратный чемпион мира штангист Илья Ильин давно мечтает о собственном ночном клубе.
А недавно закончивший футбольную карьеру 37-летний Гурам Макаев, известный по выступлениям за "Экибастузец", "Кайрат"-ЦСКА и "Атырау", на деньги, что успел скопить, пока играл, открыл в Алматы мебельный цех.
- Я, еще когда играл, стал задумываться о будущем: время подходило, - рассказывает Гурам. - Сели с тестем за стол и стали думать, что делать после футбольной карьеры. Решили заняться выпуском корпусной мебели. Арендовали цех, закупили итальянские станки - и запустили производство. Шкафы-купе, кухни, спальни: Поначалу, конечно, было тяжело. Деньги вложить - это одно. А надо было и специалистов найти, и рынок сбыта. Когда со всеми этими проблемами столкнулся, поначалу за голову схватился. Сам по ходу дела врубаться стал - и инструмент брать в руки приходилось. Не поверите, за эти два года, что мебелью занимаюсь, футбольчик погонять так ни разу с ребятами и не выбрался - времени не было. Зато связи наработали и клиентура своя появилась. Расширяться пока не думаем. Но ИП "Макаев" уже знают, приезжают и в очередь становятся. Класс!
Жизнь заставит - запоешьКазахстанские олимпийцы лишь с этого года получают достойные стипендии (до 2,5 тысячи долларов). А раньше каждый выкручивался как мог. Конькобежец Сергей Цыбенко и гребец Дмитрий Торлопов занимались перегоном автомобилей из Германии и дальнейшей их перепродажей в Казахстане. Кто-то таксовал, кто-то подыскивал себе сезонную работу за границей: Как говорится, жизнь заставит - запоешь!
КстатиЧемпиону мира по боксу экс-семипалатинцу Владимиру Кличко, помимо заработков на ринге и доходов от рекламы, неплохие дивиденды приносит еще и созданная вместе с братом Виталием промоутерская компания К2 Promotion. Фирма занимается организацией боев. Только на этом братья заработали за последние два года около пяти миллионов долларов. "Экспресс-К"
...или войдите через аккаунт соцсети