18 декабря 2006 (21:24)Часто задаваемые вопросы
Завершившиеся летние Азиатские игры в Катаре, провозглашенные главным стартом года и по совместительству генеральной репетицией перед пекинской Олимпиадой, стали настоящим пиром для любителей жареного. Если бегло оценить произошедшее в Дохе, то резюме будет неутешительным: «В 2008 году нас ничего хорошего не ждет».
Эта Азиада должна была стать триумфальной и показать, что будущее многих видов спорта если не впечатляющее, то отнюдь не безнадежное. Пытающиеся реабилитироваться борцы и дзюдоисты, утвердившиеся сто тысяч лет назад в качестве главных спасителей отечества боксеры хотели укрепиться в этом статусе. Игры в Катаре обещали давать положительные ответы на часто задаваемые вопросы: будет ли у нас четыре «золота» в боксе и с какой скоростью отечественные борцы будут закатывать своих соперников в асфальт? Если говорить в сугубо «олимпийском аспекте» – о тех видах спорта, традиционно приносящих медали на главных стартах, – праздника не было. Пировали без нас. Все главные козыри оказались побиты, а спасли пресловутый престиж те, о ком не вспоминали очень давно: мастера пулевой стрельбы, легкоатлеты, велосипедисты плюс три «Робинзона», три «гиганта», нашедших в себе силы победить все достижения спортивной промышленности у конкурентов: Дмитрий Гааг – в триатлоне, Владислав Поляков – в плавании, Алия Юсупова – в художественной гимнастике.
Как и четыре года назад, казахстанская команда стала четвертой. Она не отстаивала свои позиции с боем – соперники не накатывались с упорством штрафных батальонов, но и на что-то большее не претендовала. Все общекомандные достижения остались очерчены в тех же краях, что и раньше, а «великолепная тройка» – Китай, Корея, Япония – за четыре года существенно расширила свое влияние.
Это не разбор полетов. Не традиционный обзор «Мегаполиса», а горячечный бред, попытки ответить на Часто Задаваемые Вопросы, которые в Катаре большей частью носили грустный характер.
Технический нокаут
Четыре года назад сборная Казахстана по боксу готовилась в условиях, вполне подходящих для тренировок спортсменов в каком-нибудь гетто. После изматывающего, тяжелейшего командного Кубка мира, с дикими чиновничьими накачками и невыполненной задачей, оказалось, что за отчизну постоять некому и биться в Пусане придется тем же ребятам. Они проходили сборы, когда сменилось руководство сборной, а бывший главный тренер, срочно назначенный старшим, отправился к боксерам на Иссык-Куль и обнаружил, что «люксовый номер» больше похож на туалет…
Не считающиеся любителями экстрима боксеры отправились на Азиаду и добыли шесть медалей – по два «золота», «серебра» и «бронзы», но самое страшное было в том, что первое общекомандное место заняла команда Узбекистана с пятью золотыми кругляшами. Прошло два года, и вроде бы все встало на свои места – в Афинах блистали казахстанские звезды и затухали узбекские, а потому в Катар наша сборная отправлялась наиглавнейшим фаворитом. Пожертвовав Кубком мира в Баку, отправив на избиение второй и третий состав на расправу кубинцам и азербайджанцам, эта команда ехала за первым общекомандным местом. Как оказалось, настрой напоминал самодовольство ограниченности.
Сначала было спокойствие с долей триумфа. Глядя, с каким задором казахстанцы принялись побивать соперников, посещали радостные чувства предвкушения будущего триумфа. Сказка закончилась, не успев начаться. Красную Шапочку Серый Волк сожрал на крыльце, возле забора доел дровосеков, после чего побрел в лес искать охотников. Чемпион мира Ердос Джанабергенов проиграл в четвертьфинале, олимпийский чемпион Бахтияр Артаев – в финале, Галиб Джафаров, Дмитрий Готфрид были биты в полуфинале. Самая впечатляющая турнирная «кончина» случилась в весе 64 кг, где чемпион мира Серик Сапиев уступил в полуфинале олимпийскому чемпиону Манусу Бомсумнонгу – бой был классный, казахстанец уступил всего четыре удара, но от этого не легче. Мухтархан Дильдабеков попытался завершить «разговор на ринге» с узбеком Рустамом Саидовым в свою пользу, но третий решающий бой он проиграл, толком его и не начав: во втором раунде, когда все уже стало ясно 9:29. Единственное «золото» принес Бахыт Сарсекбаев (69 кг), разгромивший в финале тайца и ставший двукратным чемпионом Азиады – четыре года назад он побеждал в составе сборной…Узбекистана.
Общекомандный зачет – повторение бесконечно грустного «ниже некуда». Пятое место. Вслед за узбеками, китайцами, филиппинцами, тайцами.
Так эффектно, впечатляюще нашу команду еще не били. Спокойно, с ощущением собственного превосходства. И если в количественном аспекте выступление казахстанцев выглядит вполне приемлемым – в Пусане в финал вышли четверо боксеров, в Дохе до финала добрались трое – то в качественном…
Все эти годы азиатский бокс не стоял на месте. Он развивался набивая шишки, улетая за пределы ринга, но набирал мышечную массу, опыта и теперь представляет грозную силу. Если раньше в дикой клоаке профессионального бокса в легких весах было не продохнуть от обилия мексиканцев, панамцев, то теперь добавились тайцы, филиппинцы, а по количеству профессиональных вечеров бокса Япония и вовсе третья в мире после США и Мексики.
То, что происходит в азиатском боксе сейчас, уже не бум – это революция, где побеждают более молодые технологии, забивающие старые – титулованные, но не способные конкурировать культуры. Если четыре года назад весь основной спор шел между казахстанцами и узбекистанцами и корейцами, то теперь в финальных схватках принимали участие четверо боксеров из Узбекистана, по трое из Кореи, Казахстана, Таиланда, по двое филиппинцев и монголов, по одному представителю Ирана и Таджикистана. Это не случайность. В Азии начали обращать внимание не только на профессионалов, но и на любителей, там способны платить хорошему любителю больше, чем чемпиону в профи, и теперь на Филиппинах, в Таиланде и Монголии прекрасный резерв для дальнейшего наступления.
И если раньше поражения казахстанцев можно было объяснить чем угодно – случайностью, заговором враждебных судей или просто «чудесным преображением ихнего возрастного бойца», то сегодня оправданий нет. Бахтияр Артаев проиграл 20-летнему Елшоду Раскулову. Екзориду Зоригбаатару, побившему по всем статьям Галиба Джафарова, неполных двадцать. А деклассировавшему боксеру из Монголии Баходжирону Султонову 21 год.
В Дохе тоненький голосок дурного предчувствия о будущих перспективах отечественного бокса превратился в рев сирены гражданской обороны – машина дала сбой. Кто виноват: «механики», «главный конструктор», неизвестно. Как непонятно, нужно ли менять основные «детали». Лучших-то у нас все равно нет.
Мы ходим по тому же заколдованному кругу, где имена основных героев известны задолго, резервы для усиления отсутствуют и одна шальная надежда в духе «кто-нибудь да выстрелит».
Чешский коллега, восхищающийся нашими боксерами, прислал из Праги утешительный смайлик. Жирный колобок с довольной физиономией скачет по экрану и поднимает флажок «Pozor!» И хотя Pozor по-чешски означает «Внимание!» и все равно: Позор. Позор.
Вперед в прошлое!
Считающийся еще летом самым благополучным из всех игровых видов спорта волейбол в одночасье перестал быть таковым. Но если женская сборная на чемпионате мира и на Азиаде выступила более-менее достойно, то мужская проехала оба турнира в карете прошлого. И эта повозка представляла интерес только для любителей рухляди.
Последнее место на групповой стадии чемпионата мира, поражение в четвертьфинале Азиады от китайцев порождают традиционной вопрос об овчинке, которая не стоила выделки, и о том, что не всегда нужно менять на переправе коней.
Олимпийский чемпион Владимир Кондра приехал создавать суперкоманду, триумфально пробившуюся на чемпионат мира. Целый год он подобно опытному геймеру подыскивал новых героев, задавал им нужные параметры, но когда начались настоящие Игры, из его виртуального компьютера просто вырвали штемпель из розетки. Все. Game over.
На фоне повальной «волейбольной усталости» светлым лучом блеснули в темном мире царства игровых видов спорта гандбольные и ватерпольные сборные. Женская команда с вернувшимся на пост главного тренера Львом Яниевым вышла в финал Азиады, где пусть и уступила кореянкам, но сделала это чрезвычайно красиво, а мужская ватерпольная команда подарила потрясающие моменты полуфинального матча с японцами, где впервые верх взяли «не наши». Еще год назад решение главного тренера Аскара Оразалинова омолодить команду выглядело сумбуром – оказалось, продуманным действием. За почти восемнадцать месяцев он получил из вчерашних юнцов опытных бойцов, которые вместе с усилившими команду ветеранами дали бой сборной Японии – главному конкуренту в Азии. Этот проигрыш как раз тот случай, когда можно помянуть банальное «без поражений нет побед». А успехи будут. И за место на Олимпиаде казахстанская команда еще поборется. В отличие от волейболистов, которым, похоже, уже не поможет никто.
Вместо эпилога
На этой Азиаде были поводы для радости. Бенефис «художницы» Алии Юсуповой, выигравшей в этом году в Азии ВСЕ. Триумф Дмитрия Гаага в триатлоне, победа Ольги Рыпаковой в семиборье и сверхуверенное выступление Дмитрия Карпова в десятиборье, золотая медаль Халида Халидова в каратэ, «золото» Романа Мелешина в греко-римской борьбе, «серебро» Романа Валиева в тройном прыжке. Но эти успехи почти не имеют за собой того, что именуется «системой». Легкоатлеты который год не могут получить долгожданный стадион с двухсотметровой беговой дорожкой. Со времен Игр в Пусане у нас не появилось ни одного мало-мальски нормального спорткомплекса, спортивной инфраструктурой озаботились лишь в тяжелой атлетике. В остальном все то же самое. Четыре года назад мы были четвертые. Аналогичное место с примерно таким же количеством медалей и сейчас. Стабильность – признак класса? Или все-таки это первые признаки кризиса-стагнации?
Конечно, все эти вопросы можно не задавать, если мы хотим быть на уровне Монголии или Брунея. Но если есть желание чего-то добиться в Пекине, то уже сейчас нужно «отвечать на часто задаваемые вопросы».
Леонид Юрьев, Николай Жданов
"Мегаполис"
...или войдите через аккаунт соцсети