2 февраля 2007 (11:18)Чемпионесса Инга и другие
Финляндия. Оулу. Стадион «Ратти». 7 февраля 1965 года. Пьедестал почета. На его верхней ступеньке - Инга Воронина (девичья фамилия - Артамонова). Высокая, красивая, счастливая! Огромный лавровый венок очередного 23-го чемпионата мира, перекинутый через ее плечо, делает Ингу еще более мощной. И словно не она стояла понуренной, почти жалкой на льду алма-атинского стадиона Динамо, всего три месяца назад в ожидании награждения как победительница областных соревнований, хотя и выступала вне конкурса.
На другие старты более высокого ранга Ингу навряд ли бы тогда взяли - попала под сокращение, шло омолаживание команд. И это в 28 лет! Хотя еще она была самой лучшей в стране в многоборье. На «Медео» она поднималась одна. Тренировалась тоже. Отверженная, она ни с кем не хотела говорить. Настроение убийственное. Но постепенно целебный воздух урочища излечил москвичку. На отборочные соревнования на «мир» Ингу постеснялись не пустить. А она взяла - и победила всех конкуренток! Оформили визу к северным соседям.
Итак, Оулу. Стадион «Рати». Ингу поздравляют. Ее подхватывают на руки. От лаврового венка остаются клочья. Листья ушли на память о королеве льда. Воронина совершила четвертый триумф. Знаменитый норвежец Ялмар Андерсен по три раза выигрывал первенства мира и Европы. Олег Гончаренко тоже трижды побеждал на всемирных состязаниях, как и Мария Исакова. Больше никому не удавалось.
Рядом с Ингой на второй ступеньке пьедестала в оулу стояла миниатюрная уралочка Валентина Стенина. Она уступала знаменитой Ворониной чуть больше одного очка в многоборье. Однако уже через 20 дней в Горьком (Нижнем Новгороде) на чемпионате СССР Валя взяла своеобразный реванш - поднялась на высшую ступеньку, а на вторую - Инга.
Через год в норвежском Тронхейме Валентина вновь праздновала победу на чемпионате мира. За первое место она боролась с главной своей соперницей - Ким Сон Сун из КНДР. А Инга? Воронина ушла не только из большого спорта, но и из жизни. Неожиданно, трагично.
Во многих городах и турнирах мне посчастливилось быть судьей соревнований, не забывая прямые журналистские обязанности. Куйбышев (Самара), 1961 год. Впервые здесь проводится чемпионат СССР среди женщин. Город долго готовился к соревнованиям как к празднику, но внезапно налетевший буран за три дня и три ночи завалил его снегом. Целая пехотная дивизия со своей мощной техникой освобождала город от снежного плена. Но чтобы участницы, тренеры, судьи не сидели без дела, руководители города организовали им встречу с местными конькобежцами. Вечер прошел интересно, было много вопросов. Один из них - Инге: «Как вы стали дважды чемпионкой мира?» Я записал. Ответ был таков: «А попробовали бы вы не стать чемпионкой, когда живете в доме, из окна которого виден каток. А на нем, словно грациозные птицы, мчатся по кругу лучшие спортсменки мира. Когда ты целыми днями пропадаешь на этом катке, у тебя тоже появляется желание стать сильнейшей. К тому же я не могу себя представить без зеркального льда, на котором ты уверенно побеждаешь всех - время, расстояние, скорость, по друг по команде, противников из-за границы, и на котором ты побеждаешь главного соперника - самого себя». А когда столичная прима стала рассказывать, как она в военные годы в шесть лет встала на коньки, нет, вру, на один конек, который ей дала соседская девчонка – «английский спорт» - и разрешила проехать по двору целый круг, Инга была счастлива. Воронина продолжала рассказывать, а я вспомнил свои деревянные коньки, прикрученные к валенкам. Вместо лезвий - толстая проволока, но зато пара...
Когда приехавшая в Алма-Ату на первый чемпионат Европы в 1974 году голландка Атье Кейлен Деелстра на пресс-конференции рассказала, что бегала по каналам на деревянных коньках, я не поверил. Оказалось, там лед бывает хорошим только в начале зимы, а затем снег его задувает.
Между прочим, Атьен еще за целый год до чемпионата Европы повесила свои коньки на гвоздь: ей уже далеко за тридцать, трое детей. Но когда узнала, что чемпионат пройдет на знаменитом «Медео», родителям бросила малышей, свою коровью ферму - соседям. И стала тренироваться. На «Медео» рекордов не установила, зато стала вновь победительницей, прибавив к своим титулам трехкратной чемпионки мира и двукратной Европы новое звание. Яне встречал в конькобежном спорте детей из зажиточных семей. Впрочем, оговорюсь. Знаю Эрика Хайдена, непревзойденного конькобежца ХХ века. Его родители были медиками. Зарабатывали много... В свои 18 лет Эрик, наслышавшись о чудо-катке «Медео», приехал в Алма-Ату. И без труда на Кубке СССР, выступая вне конкурса, установил мировой рекорд. А через три года выиграл все, что можно было выиграть, в том числе все пять олимпийских золотых медалей в 1980 году. Он ушел из большого спорта в 23 года непобежденным.
Как-то, приехав в Москву, не мог не зайти на Ваганьковское кладбище, где был похоронен первый вице-президент Международной ассоциации спортивной прессы (АИПС), президент Федерации конькобежного спорта СССР Николай Киселев. Самый лучший пропагандист казахстанского спорта на страницах .Комсомольской правды., где он заведовал военно-физкультурным отделом. Наши материалы из Алма-Аты публиковались там часто. В 1965 году он возглавил спортредакцию ТАСС и приезжал в Алма-Ату освещать все конькобежные соревнования. В «Комсомолке» и в телеграфном агентстве мы часто работали вместе... Днем на «Медео», ночью - за телефоном в гостинице. И так изо дня в день. Передавали материалы во все страны, откуда приезжали участники соревнований. И «молнии» с мировыми рекордами.
На кладбище я обратил внимание на огромный памятник из белого камня. На нем была высечена фигура Инги Ворониной, бегущей в высокой посадке по беговой дорожке. Это красноярские благодарные поклонники Инги и конькобежного спорта привезли такой памятник из Сибири.
Коньки и футбол крепко захватили людей в послевоенные годы: когда жизнь легче, как говорили древние греки, подавай зрелищ. Чемпионаты, спартакиады страны, матчевые встречи длились по нескольку дней. Трибуны были забиты болельщиками. Представьте себе Москву, Лужники, забитые до отказа стотысячные трибуны. Не в летние теплые дни, а в тридцатиградусный мороз с приличным ветром 17 февраля 1962 года. Чемпионат мира среди мужчин. В первый день инициативу захватывает москвич Виктор Косичкин, не выиграв ни одной дистанции. Во второй - такая же история, но и лучшая сумма очков в многоборье. Он чемпион.
Если кратко, то Воронина была действительно чемпионессой - четырехкратной чемпионкой мира, пятикратной СССР, рекордсменкой мира на дистанции 500, 1500, 3000 м и в многоборье. Их она установила за два дня на катке «Медео» в 1962 году на чемпионате СССР, первенстве Российской Федерации и на призе Совета Министров Казахской СССР. Кроме ее четырех рекордов, добавлено еще тринадцать поправок к высшим мировым достижениям другими участниками, по существу, на одних соревнованиях. А как известно, за всю историю конькобежного спорта России было внесено всего четыре поправки к рекордам мира. Один из них принадлежал Инге.
Р.5. Геннадий Воронин был сильнейшим спринтером Советского Союза, обладателем приза Совета Министров Казахской ССР, мужем Инги. В 1966 году они разошлись. Жили отдельно. Однажды он пришел к ней, поссорились. Кухонный нож..., и через несколько минут Инги не стало. Ей не было и тридцати.
Урал Каймирасов, судья международной категории
«PROСПОРТ Казахстан»
"Sports.KZ"
...или войдите через аккаунт соцсети