Решение о дополнительной дисквалификации грозы КХЛ Криса Саймона из подмосковного «Витязя» подоспело вовремя. Это значит, что в матче против «Барыса» канадец участия не примет. А если бы сыграл? Нашелся бы в рядах астанинского клуба игрок, который мог бы дать острастку зарвавшемуся сопернику?
Смотрел я на Саймона в недавнем матче с рижским «Динамо» и вспоминал 1977 год, семинар тренеров Вооруженных сил, который проводил Анатолий Владимирович Тарасов. Ещё свежи были впечатления от встреч сборной СССР с канадскими профессионалами, на слуху знаменитая суперсерия ЦСКА с клубами НХЛ. К слову, после той суперсерии мы разговаривали с устькаменогорцем Володей Локотко, который тогда в ЦСКА играл. «Как же так, — говорю, — канадцы нас бьют?». — «Да у них, — отвечает, — глаза остекленелые, явно нажрались чего-то — страшно подходить».
Так вот, на семинаре Тарасов спросил: «Как вы считаете, нужно ли драться с канадцами?». А народ, надо сказать, там собрался не больно слабый: Ромишевский, Брежнев — здоровые ребята, самым дохлым Фирсов был. И знаете, все как-то сразу пришли к простому мнению, что драться с канадцами нужно. Но драться нужно только в случае выигрыша. То есть победил по игре, да ещё и в драке не уступил.
Крис Саймон в матче с рижанами не дрался — он хулиганил. В кого-то локтем въехал, кого-то клюшкой ударил, да ещё со спины. Не скажу, что в нашем хоккее никто клюшкой не бил. Случалось. Но это не поощрялось с точки зрения нашей хоккейной этики. А здесь — откровенное хулиганство.
Потом Саймон подъехал к Озолиньшу и в открытую как дал локтем по лицу! Канадец не дрался, но тем не менее добился странного эффекта — рижане вдруг встали. Счет был 4:1, игра катилась к завершению, и вдруг «витязи» забивают подряд два гола, счет становится 4:3. Игра пошла, как на качелях.
Одно дело, когда дерутся два тафгая — это можно отнести к элементам шоу. Готов даже считать это приемом психологической встряски команд. Но когда человек на поле просто хулиганит — это уже другая ипостась. И вот эта грань того, что можно делать тафгаю, а что — «быку», наверное, все-таки должна быть проведена. Я не скажу, что судьи за этим не смотрели, нет, и Саймон получил свои 4 минуты. Но, как ни странно, он добился, чего хотел. Рижская команда испугалась. Никто, видимо, не хотел получать ненужных травм, к тому же при счете 4:1.
Смотрел я на наших ребят — и мне было обидно за них. Потому что никто не отважился ответить канадскому хулигану. Его же способом — взять клюшку и сзади по башке засадить. Да что угодно сделать — лишь бы тому больше неповадно было хулиганить.
И снова мы возвращаемся к разговору о традициях нашего хоккея. Нельзя сказать, что раньше у нас не было драк и все игроки были паиньками. Но кто играл с канадцами, всегда отмечали: если канадец идет бить, то он идет до конца, понятно, что будет драка. Но что он будет шпынять в ребра клюшкой или ударит в болевое место — такого не было. Этим больше чехи грешили. Этот хоккейный этикет соблюдался неукоснительно.
Отсюда и отношение к дракам с участием тафгаев. С одной стороны, в нашем хоккее это «тафгайское шоу» не приживается. А с другой — против таких хулиганов, как Саймон, наверное, нужно иметь человека, который мог бы аккуратненько намекнуть ему, что так делать нельзя. Ведь как было обидно за Сандиса Озолиньша, человека в мировом хоккее более чем заслуженного… А кто такой Саймон? По большому счету, никто. И тем не менее он может спокойно ударить соперника локтем просто так, из хулиганских побуждений.
Вспомните, никто не подъезжал к тому же Рагулину или Васильеву выяснять отношения, потому что всегда получали отпор. Никто не «предъявлял» и Фетисову, у него, вообще, пятерка была достаточно дружная: одного задень — налетают все пятеро. Владимир Локотко, когда заканчивал играть в высшей лиге, вообще выходил на лед без нагрудника: здоровый, мужественный парень мог всегда встать на защиту товарища.
Есть ли сегодня такой игрок в «Барысе»? Говорить голословно, не зная команду изнутри, очень сложно. Но надеюсь, все-таки есть.
...или войдите через аккаунт соцсети