Завершились очередные летние Азиатские игры — самые неудачные для Казахстана за всю историю участия наших спортсменов в этих соревнованиях. Вместо обещанных спортивным руководством страны 25 золотых медалей завоевано лишь 18 (так мало наград высшей пробы у нас никогда раньше не было), а в общекомандном зачете мы опустились на пятое место. Наверняка чиновники от спорта будут пытаться найти какие-то оправдания такому провалу, но это тот самый случай, когда цифры звучат красноречивее любых слов.
Как низко мы пали…
До сего дня Казахстан почти безоговорочно считался четвертой спортивной державой на континенте. Однажды, правда, мы опустились на пятую позицию в общекомандном зачете, но тогда, в 1998-м, впереди нас, помимо «большой тройки» — Китая, Южной Кореи и Японии, оказался Таиланд, принимавший те Игры (при равном количестве золотых медалей — по 24 — хозяева расположились выше за счет двух «лишних» серебряных наград). Но тому было объяснение — тайцы «сверстали» программу соревнований под себя (такова уж азиатская специфика), а, кроме того, в так называемых субъективных видах спорта их «тащили» судьи. На остальных же Азиадах (1994, 2002, 2006) мы с большим отрывом от остальных занимали четвертое место. А в Гуанчжоу нас впервые опередил Иран, почти вплотную подтянулись к нам Индия, Тайпей.
Сейчас можно услышать, что если бы программа Игр не была столь раздута за счет экзотичных видов спорта (сепактакроу, каббади, танцы дракона и т. д.), Казахстан расположился бы выше. Как бы не так. Если брать в учет только олимпийские дисциплины, то по количеству золотых медалей 4-е место вслед за «тремя китами» все равно занял бы Иран — 15. Следом бы располагались Казахстан — 14, Индия -11, Узбекистан — 10 (еще одно «золото» наши соседи добыли в шахматах, которые, хотя и не входят в олимпийскую программу, чрезвычайно популярны и престижны во всем мире), Тайпей — 8. То есть мы действительно опустились на пятую строчку в азиатской табели о рангах, а нам в спину дышат уже несколько стран.
Напомним, что на предыдущих Азиатских играх в 2006-м казахстанцы завоевали в общей сложности 85 медалей, в том числе 23 золотые, а в Гуанчжоу — соответственно 79 и 18. Это при том, что четыре года назад разыгрывалось меньше медалей, чем сейчас (было 428 комплектов, стало 476). Где же мы недобрали по сравнению с 2006-м?
Во-первых, в гребле на байдарках и каноэ, представители которой раньше всегда приносили нам «золото», а нынче ограничились наградами более низкой пробы. Бросать камень в спортсменов и тренеров не поднимается рука, поскольку из-за скудного финансирования (этот вид спорта, хотя он и является «медалеемким», наши спортивные чиновники не жалуют) у них не было возможности для полноценной подготовки. Например, в прошлом году на всю сборную Казахстана (а только олимпийских дисциплин насчитывается 12, причем в некоторых из них надо формировать экипажи по два-четыре человека) было выделено всего-навсего 15 миллионов тенге при минимальной потребности в 60–80 миллионов. Чтобы сэкономить, тренерский штаб послал на чемпионат мира-2009 за счет средств ДШНК лишь одну спортсменку, а еще наши гребцы пропустили практически все этапы Кубка мира. А какой может быть подготовка без соревновательной практики? Между тем, например, узбеки на международные соревнования ездили часто. И вообще у наших соседей с этим видом спорта дела обстоят гораздо лучше, и три «золота» в Гуанчжоу — лишнее тому подтверждение. Всерьез занялись гребными видами спорта и в Иране — как следствие, по одной золотой медали добыли «байдарочник» и «академист» из этой страны (возможно, эти две награды и решили судьбу 4-го места в общекомандном зачете).
Во-вторых, в пулевой стрельбе. После пяти золотых медалей в 2006-м наши стрелки на сей раз ограничились лишь одной. Хотя в течение нынешнего года они успешно выступали на этапах Кубка мира, даже выигрывали их. Что случилось — в этом предстоит разбираться.
В-третьих, в плавании. За время, прошедшее после предыдущей Азиады, в Казахстане так и не появилось пловцов, конкурентоспособных на международном уровне. По-прежнему остается надеяться на единственного Владислава Полякова, да на неудачи соперников (как это случилось в комбинированной эстафете, когда дисквалификация китайцев принесла нам неожиданную «бронзу»). Почему в самом «медалеемком», наряду с легкой атлетикой, виде спорта у нас нет видимого прогресса — этот вопрос следует адресовать, прежде всего, министру Темирхану Досмухамбетову, который по совместительству является президентом Федерации водных видов спорта РК.
В-четвертых, в велоспорте. Ни на шоссе, ни тем более на треке Казахстан не завоевал ни одной медали — подобное произошло впервые. Между тем, государство ежегодно тратит на велогруппу «Астана» около 20 миллионов долларов. Неужели менеджмент команды не мог отблагодарить страну хотя бы отправкой на Азиатские игры тех гонщиков, которые были способны принести Казахстану победы, как это делали в свое время Александр Винокуров, Андрей Тетерюк и другие? Почему не поехали тот же Винокуров или хотя бы Асан Базаев, который, являясь лучшим нашим спринтером, мог бы в групповой гонке, закончившейся массовым финишем, как-то проявить себя? И какой была роль (если она вообще была) в этой ситуации президента федерации велоспорта Кайрата Келимбетова, возглавляющего ФНБ «Самрук-Казына» (а там саккумулированы народные деньги), из которого и финансируется велогруппа?
В-пятых, в дзюдо (президент федерации Бекет Махмудов). Ни один из наших дзюдоистов не дошел даже до финала, а единственное «серебро» Ислама Бозбаева стало следствием дисквалификации узбекского спортсмена, уличенного в применении допинга. И если четыре года назад в дзюдо у нас было восемь медалей, то теперь — ровно вдвое меньше.
В-шестых, в вольной борьбе. В этом виде единоборств, несмотря на очень хорошее финансирование, мы тоже топчемся на месте. Свои сильные «вольники», за редким исключением, почти не появляются, а ставка на «легионеров» не всегда себя оправдывает.
Тех видов спорта, в которых разыгрывалось по два-четыре комплекта наград (стрельба из лука, современное пятиборье и другие), касаться не будем — они погоды в общекомандной борьбе не делают.
Кому вершки, а кому корешки
А вообще мы должны благодарить, прежде всего, легкоатлетов и тяжелоатлетов, которые подняли Казахстан хотя бы на 5-е место. Молодцы наши регбистки-женщины и ватерполисты-мужчины, отобравшие «золото» у хозяев Игр. Добрых слов заслуживают гимнасты и фехтовальщики — они, несмотря на то, что, наряду с легкоатлетами и гребцами, финансируются у нас по остаточному принципу, своих позиций не сдали. Также можно отметить каратистов (правда, они представляют неолимпийский вид спорта). Неплохо обстояли дела в греко-римской и женской борьбе. Теперь что касается боксеров. Два «золота» — это вроде бы шаг вперед по сравнению с тем, что было в 2006-м. Но, во-первых, от представителей этого вида спорта казахстанские болельщики всегда ждут большего (учитывая популярность бокса в нашей стране и то, какие значительные средства в него вкладывают и государство, и спонсор в лице «КазМунайГаза»), а, во-вторых, тревожит тенденция к сокращению общего количества медалей (2002 год — 7, 2006 год — 6, 2010 год — 5).
Печально, что Казахстан не был представлен в таких олимпийских видах спорта, как настольный теннис (в Гуанчжоу разыгрывалось 7 комплектов наград), большой теннис (7), бадминтон (7), прыжки в воду (10), а также в женской спортивной гимнастике (6). Между тем, в двух последних у нас когда-то были серьезные успехи — достаточно вспомнить имена прыгунов Сергея Немцанова, Ирины Выгузовой, гимнасток Нелли Ким, Натальи Ильенко. Однако сейчас эти виды спорта в Казахстане находятся на грани выживания.
И уж вообще в голове не укладывается то, что в Гуанчжоу не было нашей мужской сборной по баскетболу — бронзового призера Азиатских игр 2002 года. Ее тренерский штаб не дал спортивному начальству гарантий относительно того, что команда завоюет медали, честно признавшись, что реально она может занять 4–6 места, а для Комитета по спорту этого оказалось достаточно для отказа в финансировании ее поездки. В то же время, например, мужская сборная по волейболу в Гуанчжоу поехала, однако не попала даже в четвертьфинал и стала только 9-й. И где здесь логика? Почему одну команду взяли, а другую нет? А женская сборная Казахстана по хоккею на траве не только проиграла пять матчей из шести, но и оказалась замешанной в скандале, который выплеснулся на страницы международных информагентств. Как мы уже сообщали, три игрока-«легионера» команды были изгнаны с Игр за фальсификацию документов, удостоверяющих их национальную принадлежность (они не имели права выступать за Казахстан). Вот чем чревата натурализация иностранных спортсменов, которой у нас в последнее время слишком уж увлеклись.
Не думаем, что наши баскетболисты выступили бы на Азиаде хуже, чем мужчины-волейболисты или женщины-хоккеистки. К тому же без участия в таких турнирах невозможно повышать мастерство, набираться международного опыта. А главное — Узбекистан, Туркменистан, Монголия, даже нищие Афганистан и Северная Корея смогли прислать свои баскетбольные команды, а у нашего Комитета по спорту почему-то не нашлось денег. Не смешно ли? Да и вообще позиция спортивных чиновников («пообещаете медаль — поедете, нет — не поедете») выглядит очень странной — что это за «социалистические обязательства»? Какие могут быть гарантии в спорте — это же не плановое производство. И вообще кто-нибудь из тех, кто брал на себя эти обязательства, но не выполнил их, понесет ответственность? И, в первую очередь, понесут ли ее министр и председатель Комитета по спорту, которые обещали 25 золотых медалей и 4-е общекомандное место, но не сдержали слова? Сильно сомневаемся. Скорее всего, они найдут крайних в лице наставников сборных. Тасовать их, как карты в колоде, — любимая забава спортивных функционеров. Например, в стрельбе из лука за последние десять лет сменилось пять главных тренеров. Или взять ту же греблю на байдарках и каноэ. На Азиаду-2002 сборную повез Владимир Образцов, на Олимпиаду-2004 — Сергей Сергеев, на Олимпиаду-2008 — Александр Давыдов, на Азиаду-2010 — снова Образцов, который, не исключено, опять оставит свой пост из-за «неудовлетворительных результатов». Так и будут они ходить по кругу? А, может, не в них дело? Ведь пригласи хоть самого выдающегося специалиста из-за границы, он вряд ли сумеет что-то изменить, поскольку отсутствуют элементарные условия для подготовки спортсменов высокого класса.
Денежный вопрос
Кстати, сложная ситуация с финансированием подготовки и участия сборных команд в летних Азиатских играх, на наш взгляд, возникла вследствие неразумного распределения выделенных государством средств. Дело в том, что в 2009 и 2010 годах приоритет был отдан зимним видам спорта — с учетом сначала Олимпиады в Ванкувере, а затем Азиатских игр в Алматы и Астане. Ну, Олимпиада — это понятно, но неужели успех на зимней Азиаде важнее и престижнее для Казахстана, чем на летней? Ведь вторая пользуется гораздо большим интересом в мире, чем первая — уже хотя бы потому, что азиатские страны в летних видах спорта значительно более конкурентоспособны на международном уровне, чем в зимних (среди последних исключение составляют только шорт-трек, скоростной бег на коньках и фигурное катание). Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти в Интернет и сравнить, как освещались летние Игры 2006-го в Дохе и зимние Игры 2007-го в Чанчуне, — небо и земля. Но наше спортивное руководство зациклилось на идее выиграть домашнюю Азиаду или, в крайнем случае, занять второе место в общемедальном зачете. Ради этого в программу предстоящих Игр включены виды спорта и дисциплины, которые не являются олимпийскими и в которых у наших спортсменов заведомо нет серьезных соперников, привлекаются «легионеры», организуются сборы на лучших зарубежных базах. А все это, как вы понимаете, сопряжено со значительными финансовыми затратами. Никто не против такого отношения к «зимникам», но если из-за этого страдают летние виды спорта, то возникают вопросы. Вот только некоторые цифры. В прошлом 2009 году только на спорт высших достижений (то есть фактически на содержание и подготовку сборных) из республиканского бюджета было выделено 4,5 миллиарда тенге. В то же время сборная Казахстана по спортивной гимнастике получила лишь 8 миллионов тенге (в 2008-м было 18 миллионов), по гребле на байдарках и каноэ — 15 миллионов (в 2008-м — 60 миллионов), по фехтованию — примерно столько же (опять-таки меньше, чем в предыдущем году). А ведь все это «медалеемкие» виды спорта, в которых и численность команд соответствующая. В них в общей сложности разыгрывается 36 комплектов олимпийских наград, или около 10 процентов медалей, оспариваемых на летних и зимних Олимпиадах, а в сумме они получили менее одного процента выделенных государством средств. Разве это справедливо? (Мы не располагаем точными данными по легкой атлетике, но хорошо знаем, какие серьезные проблемы испытывали наши бегуны и прыгуны). Тем более что уже менее чем через два года состоится Олимпиада в Лондоне, и то, что было упущено в подготовке спортсменов в 2009-м и 2010-м, наверстать за оставшееся время будет очень сложно. Да, боксу и борьбе в Казахстане традиционно, в том числе и сейчас, уделяется повышенное внимание, но ведь есть множество других видов спорта. Даже тяжелоатлеты, ставшие в последнее время едва ли не главными «поставщиками» медалей, сталкиваются с массой трудностей, о чем откровенно поведал в недавнем интервью нашей газете Энвер Туркелери. Кстати, зная психологию наших спортивных чиновников, можно предположить, что по окончании предстоящей Азиады на «голодный паек» будут посажены уже «зимники».
И еще один очень важный момент, о котором нельзя не сказать. Несмотря на большой интерес казахстанцев к летним Азиатским играм (например, на спортивный сайтах информация о соревнованиях в Гуанчжоу собирала больше посетителей, чем даже любимый всеми футбол), наши соотечественники их так и не увидели. За все 15 дней на отечественных телеканалах не появилось ни одной телевизионной трансляции, ни хотя бы коротких видеодневников. Понятно, что теленачальников такие события особо не интересуют (если только им не позвонят откуда следует), но почему не проявило инициативу наше главное спортивное ведомство? Как же оно собирается популяризировать и пропагандировать спорт?
...или войдите через аккаунт соцсети