...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Другие


12 мая 2010 (00:08)

Даурен Нургалиев: «На улице холодно, ветер. Люди смотрели на меня, как на ненормального. А я стою и ору в трубку — «Победа!»

Даурен Нургалиев: «На улице холодно, ветер. Люди смотрели на меня, как на ненормального. А я стою и ору в трубку — «Победа!» Второй раз подряд в Алматы состоялся чемпионат Азии по таэквондо ITF. За проведение этого турнира в прошлый раз президенту федерации Казахстана Даурену Нургалиеву вручили международный орден таэквондо. После нынешнего чемпионата он был избран в исполком Азиатской федерации.

Об особенностях своей работы обладатель шестого дана Даурен Нургалиев рассказал в интервью «Известиям-Казахстан».

— Традиционное таэквондо существует уже более ста лет, а чемпионат Азии прошел только пятый. Как так получилось?

— Как ни странно, в Азии наш вид развит не столь сильно, как хотелось бы, хотя его родиной и является Северная Корея. Гораздо большая популярность наблюдается в Америке, в Европе. К примеру, чемпионат Европы в этом году проводился уже в 16-й раз. А в Азии да, только пятый. Причем последние два чемпионата мы провели в Алматы, и я знаю, как это непросто. В Европе собирается не менее тысячи участников. С финансами получается проще. К нам же два года назад, когда кризиса еще не было, приехали команды из 16 стран. В этот раз — только из двенадцати, и то, многие привезли всего по 2–3 спортсмена. Руками разводят: нет денег.

— Почему вы решили взяться за это дело во второй раз подряд?
— Если бы мы не провели этот чемпионат, его могло не быть вообще. Узбекистан должен был, но там не получалось. И буквально в октябре прошлого года в Санкт-Петербурге, где проходил XVIII чемпионат мира среди взрослых, у меня спросили, могу ли я выручить. Ведь два года назад в Алматы все было так замечательно. Я согласился. За остававшиеся полгода мы успели подготовить все, что необходимо. Как и в прошлый раз, чемпионат Азии-2010 прошел на высоком организационном уровне. Делал я это в первую очередь для себя, для своей федерации. Пусть мы не заработали денег. Даже наоборот. Но мы приобретаем бесценный опыт. У нашей федерации уже есть имя и авторитет, и этот авторитет начинает работать на нас. А это очень важно.

— У вас еще и орден! Которым награждены всего девять человек в мире. Расскажите, как вы стали обладателем такой высокой награды?
— Я получил ее после прошлого чемпионата Азии в 2008 году. Тот чемпионат дался мне очень тяжело. Потому что тогда опыта в проведении турниров такого ранга у меня не было совсем. И неожиданно для нас буквально накануне чемпионата возникла проблема. У нас не было государственной лицензии. Для проведения республиканских турниров она не нужна, а для чемпионата Азии необходима. В итоге за неделю до открытия мы еще не знали, будет этот чемпионат или нет. Притом что часть команд на тот момент уже находилась в пути. Две ночи я не спал вообще. Вместе со мной не спал Пе Хо Мен. Мастер таэквондо из Северной Кореи, который работает в Казахстане по контракту. Восьмой дан. Это большой авторитет в таэквондо. В мире обладателей восьмого дана можно пересчитать по пальцам, и он один из них. Он досконально знал, чего мне стоило проведение того чемпионата. Он был первым, кому я позвонил, выйдя из здания спорткомитета. В портфеле лежала подписанная лицензия. На улице было холодно, ветер. Люди смотрели на меня, как на ненормального. А я стою и ору ему в трубку во весь голос: «Победа!!!». Радуюсь, как ребенок. И слышу, как он начинает в трубку рыдать. Через некоторое время, уже успокоившись, он позвонил в Международную федерацию. И мне дали орден. Честно, я сам удивился. Другие люди чемпионаты мира проводят. Я получил орден за чемпионат Азии.

— У вас ведь была и еще одна занимательная история. В Индии на третьем чемпионате Азии 2006 года, когда молодежная команда Казахстана впервые стала победительницей в общем зачете?

— О, это была сенсация, что-то невиданное. Бесспорным лидером таэквондо ITF всегда была и остается Северная Корея. На тот момент у корейцев вообще не выигрывал никто и никогда. А я тогда повез очень большую команду. Полный состав во всех видах программы. И наши ребята заработали двадцать золотых медалей. У корейцев получилось, если не ошибаюсь, четырнадцать. Им было очень трудно смириться с поражением. Как уж там вышло, но нас вызывают на награждение и объявляют, что мы вторые. А у меня в делегации два опытнейших тренера. Мы двадцать лет уже везде вместе ездили. Весь чемпионат они всю статистику полностью вели сами. У них все подсчитано. Первые — мы. Все уже руки потирают, радуются. И вдруг нам хотят вручить Кубок за второе место в общекомандном зачете. Я отказался его брать. Как только меня не убеждали уступить, но я объяснял: «Это не мой Кубок. Если бы его выиграл лично я, берите. Не жалко. Но это победа моей команды, моей федерации. С 1989 года мы шли к этому результату. Я понимаю тренеров Северной Кореи. За поражение дома их по голове не погладят. Я сам готов нести любую ответственность, но своих ребят обидеть не могу». В итоге свой законный Кубок за первое место мы получили. Тогда же я выиграл право в 2008 году провести чемпионат Азии в Алматы. Здесь мы опять по юниорам общий зачет выиграли. И в этом году тоже. На сегодня наши молодые спортсмены являются трехкратными победителями Азии. И четвертой командой в мире.

— А взрослые?
— Со взрослыми чуть хуже. Взрослая команда на трех последних чемпионатах Азии занимала третье общекомандное место. Вслед за Северной Кореей и Таджикистаном, где традиционный стиль таэквондо очень хорошо развит и пользуется большой популярностью. Молодежь у нас очень сильная, но взрослея, многие перестают систематически тренироваться. Устраиваются на работу, создают семьи. Особых перспектив ведь нет, денег тоже не заработаешь.

— Как сейчас складываются отношения с коллегами из Северной Кореи?
— Великолепно. Они профессионалы своего дела. Поэтому выиграть бой у представителя Северной Кореи даже более почетно, чем выиграть чемпионат мира. Турнир есть турнир. Где-то тебе подвезло, где-то нет. Судебные ошибки полностью никогда нельзя исключать. Но если ты в честном бою победил северокорейца, это совершенно особый факт твоей спортивной биографии. Потому что системы подготовки разные. У нас школьники-студенты тренируются по вечерам и платят за это деньги. А у них после каждого чемпионата мира собирается национальная сборная команда — по четыре человека в каждом виде программы, и два года вплоть до следующего чемпионата их гоняют по восемь часов в день. Кроме таэквондо в жизни корейского таэквондиста нет больше ничего. В Пхеньяне работает академия таэквондо, где люди с утра до ночи изучают возможности человеческого тела. Диссертации защищают на тему, как можно усовершенствовать какой-то конкретный удар или обманное движение. Там это все на уровне государственной политики.

— Теперь у вас по плану провести в Казахстане чемпионат мира?
— Надо стремиться вперед. Заявку я уже подал. У нас проводится два чемпионата мира. В конце лета в Беларуси будут соревноваться юниоры и ветераны. На будущий год в Пхеньяне — взрослые. Это самые главные соревнования, участники более чем из ста стран мира съезжаются. Класс высочайший. Для начала я подал заявку на проведение чемпионата среди юниоров и ветеранов 2012 года. Кому быть его хозяином, решится в августе в Беларуси.

— Насколько больше этот турнир по сравнению с чемпионатом Азии?
— Раз в пять как минимум. Там до восьмидесяти стран собирается. Очень интересно смотреть соревнования среди ветеранов — от сорока лет и старше. Это отличный шанс для тех, кто по какой-то причине не смог реализовать свой боевой потенциал в юном возрасте. Народ сражается не на жизнь, а на смерть. Но интересно, что выигрывают в основном канадцы. Детей и взрослых спортсменов у них мало, зато много ветеранов. Однажды на чемпионате мира в Болгарии выступали две бабушки в категории старше 60 лет. Одна из Канады, другая из Аргентины. Спаррингов в этом возрасте уже нет. Только техника. Ты начинаешь делать комплекс, стоя лицом к судьям, и так же должен его закончить. Они обе чуть ошиблись. Одна оказалась к судьям боком, другая — спиной, но вы бы слышали, как горячо поддерживал их зал. Я потом с этими женщинами подружился. Они обе такие веселые и жизнерадостные. У нас, кстати, тоже свой ветеран-герой есть. Виктор Щуров. Ему в этом году 60 лет исполнится. Однажды на поединок с ним вышел рослый такой словак, на полголовы выше. А я как раз в это время разговаривал с президентом международной федерации. Вдруг зал начинает бурно аплодировать. Смотрю, словак нашего бьет. Щуров пытается нападать. Все что можно делает, но по очкам проигрывает, тот явно сильнее. А весь зал болеет за Щурова. И в тот момент, когда я объясняю президенту, что это наш, казах, Виктор Викторович уже от безысходности делает нырок в ноги этому словаку и роняет его. Прием запрещенный, но на тот момент бой уже все равно был проигран, и Щуров просто не удержался, чтобы красиво хлопнуть дверью. Хорошо, в азарте добивать потом не стал. Зал просто бесновался от восторга.

— Даурен, мне остается пожелать вам удачи!
— Спасибо.
Автор: Юлия Копцева izvestia.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети