...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Другие


4 апреля 2007 (09:00)

Дело для настоящих мужчин

Дело для настоящих мужчин В этом году Федерация конного спорта Казахстана отмечает юбилей: в июне в Алматы в десятый раз будет разыгран Кубок президента страны, в рамках которого пройдет этап Кубка мира - Центрально-Азиатская лига.

Корреспондент "ЭК" беседует с вице-президентом Федерации конного спорта Сергеем БУЙКЕВИЧЕМ.

- Собственно лига возникла в 1999-м, а соревнованиям уже 10 лет, - рассказывает Буйкевич. - Прежде никогда такого рода турниров в Казахстане не было. Да что в Казахстане - в Центральной Азии. Это была мечта, которую нам удалось воплотить в жизнь. Во многом благодаря тому, что на пост президента Федерации конного спорта был избран Александр Машкевич. С его приходом в отечественном конном спорте началась новая эпоха.
Информация к размышлению. Нельзя сказать, что у нас не было истории. Казахстанский конный спорт был достаточно известен не только в СССР. Скажем, историю великого скакуна Абсента знает каждый, кто хоть немного интересуется конным спортом. Многие, правда, знают лишь шоколад с таким названием. А ведь эта великая лошадь принесла Советскому Союзу в 1960 году в Риме одну из первых олимпийских медалей и первую в конном спорте.
Всего же Абсент был трижды венчан на Олимпиадах (дважды под седлом Сергея Филатова, один раз - Ивана Калиты). Вполне возможно, Абсент получил бы и четвертую медаль. Но тогда Международная федерация конного спорта (FEI) запрещала лошадям участвовать в Олимпийских играх более трех раз. И все равно Абсент по праву назывался лошадью века.
На этом имени можно было сделать колоссальный капитал. Ведь это был подарок Всевышнего, что Абсент родился у нас в стране. И хотя воспитывался он в Москве, в возрасте 17 лет вернулся в Казахстан, где успешно реализовал себя уже в качестве производителя, оставив замечательное потомство. Его потомки сослужили большую службу республике в плане популяризации конного спорта. Была целая плеяда лошадей, благодаря которым Казахстан сразу ворвался в элиту советского конного спорта. Но, к сожалению, со временем его линия растерялась.
- Я сам выступал на замечательном сыне Абсента по кличке Агдам, - продолжает Буйкевич. - А тогда быть чемпионом Союза было едва ли не сложнее, чем чемпионом мира и Олимпийских игр: конкуренция невероятная - 15 республик плюс Москва и Ленинград, которые выступали отдельными командами.
Информация к размышлению. Казахстан занимал достойное место в системе советского конного спорта. Наездники республики на сыновьях Абсента были победителями Всесоюзных молодежных игр (кстати, входил в состав этой команды и Буйкевич), победителями чемпионатов СССР. В 1986 году Сергей Буйкевич на легендарном Агдаме стал чемпионом XI летней Спартакиады народов СССР в личном зачете.
- Я до сих пор горжусь этим званием - оно для меня самое почетное. Хотя потом у меня было еще много разных титулов, тот остался самым дорогим. Наверное, потому что тогда был молод. И это ощущение сохраню навсегда...
Считаю, что советская система спорта была оптимальной. Но у нее был один минус - вырваться на международную арену было чрезвычайно трудно, практически невозможно. По разным причинам.
- Что за причины?
- Прежде всего из-за провинциального положения Алма-Аты. Я восемь лет входил в состав сборной Советского Союза, однако долго не мог выехать за рубеж в составе команды. Конкуренция в сборной была еще и подковерной. Даже если вы были первым номером команды, вам запросто могли не оформить паспорт, не открыть визу. Все было... Потом Агдам состарился - к сожалению, лошади стареют быстрее, чем люди. И только на закате советской власти мне удалось выехать на международный турнир, но уже на другой лошади. Агдам, к сожалению, так никогда и не побывал за границей.
Но систему советского спорта нам удалось продолжить в Казахстане. Считаю это заслугой нашей федерации и прежде всего ее президента. Многие наши соседи растеряли то, что у них было накоплено. Растеряли тренерские кадры, лошадей, сделав серьезный шаг назад. И долго-долго не могли включиться в работу. Мы же с выходом на международную орбиту моментально включились в систему мирового конного спорта. И Кубок мира, который появился в Казахстане, стал колоссальным событием для всей Центральной Азии. Вообще в Азии, за исключением Японии, до этого не проводились соревнования такого ранга.
С обретением суверенитета мы выступали национальной командой в разных уголках мира. Часто это было в Азии, на арендованных лошадях, потому что здесь трудно с транспортировкой. В Европе мы добирались даже до финала Центрально-Европейской лиги Кубка мира - в Греции в 1996 году. Но что такое национальная команда? Это всего четыре - восемь спортсменов, если это полная команда. Мы ведь к тому времени развивали только конкур и выездку.
- А сейчас?
- Сейчас делаем серьезные шаги в этом отношении. Вообще, международная федерация культивирует семь дисциплин, из них три - олимпийских. Мы уже реально занимаемся по всем трем олимпийским. А еще одну не олимпийскую - пробеги - начали развивать два года назад. С этого года начинаем культивировать троеборье, которое имело очень хорошие традиции в Казахстане.
Но мы отвлеклись. Так вот, появился диссонанс развития спорта внутри страны. Ясно было: чтобы реально развивать спорт, необходимы база, проведение крупных международных соревнований. Да, мы выигрывали различные турниры, были призерами в Восточной Европе. Но, возвращаясь домой, получали минимум эффекта - в лучшем случае хорошую прессу. А при неудачном выступлении вообще ничего не получите. А ведь средства были потрачены немалые. По сути конный спорт в Казахстане представлял перевернутую пирамиду. Не было базы, основания, на котором строилось бы будущее. И мы реально понимали: конный спорт не может существовать сам по себе.
Это ведь целая индустрия. Но советская система была разрушена, а казахстанская еще не создана. Не было системы конезаводов. Коневодство в те годы, да и сейчас, не могло дать нам достойный материал, с которым можно было работать. Не было государственного руководства этой сферой деятельности, хотя коневодство - это серьезный культурно-исторический пласт в нашем наследии. И если ему не уделять внимания, его легко растерять...
Информация к размышлению. Тогда Федерация конного спорта встала перед выбором. Можно было пойти по такому пути: выступать группой всадников за рубежом - многие страны так и сделали. Это были серьезнейшие вложения. Скажем, корейская федерация, понимая, что в стране нет индустрии, отправила группу наездников в Европу, где они постоянно готовятся. По этому же пути пошел и арабский мир. Однако лидерам нашего конного спорта хватило проницательности, чтобы выбрать свой собственный путь.
- Все равно в стране нужно организовывать турниры. Потому что без развития системы международных соревнований внутри страны невозможно привлечь людей, обратить внимание на этот вид спорта, привить любовь к нему. Как бы ни гремела слава великих спортсменов за рубежом, это все-таки будет слава зарубежная. А чтобы спорт питался, необходима база. Пусть конный спорт не является массовым в принципе (в мире это достаточно элитарный вид), все равно должны быть любители, должны быть поклонники, люди, разбирающиеся в нем. А еще нужна система тренерских кадров, детского спорта. Целая индустрия от гвоздей для подков и пошива седел до выращивания лошадей. Необязательно все развивать внутри страны. Многое можно купить. Но вот народную любовь - ее ведь не купишь. Ее нужно формировать. Любителей, поклонников, спонсоров. Они должны родиться. И все это может появиться только благодаря проведению соревнований внутри страны.
Это был, конечно, серьезный замах. Риск определенный, потому что FEI очень трепетно относится к организации новых турниров. И когда мы заявили о проведении соревнований в Казахстане, к нам прислали самых серьезных экспертов. Все было осмотрено. Тогда нам казалось, что у нас все классно. Сейчас я понимаю, что это был серьезный шаг доверия со стороны FEI. При том, что международная федерация - довольно консервативная организация. Но мы каждый год накапливали опыт и знания, совершенствовали базу. И сегодня соревнования вышли на достаточно серьезный уровень. Судьи, приехав к нам один раз, просятся снова. Может, спортивные результаты не самые высокие по международным стандартам, зато мы стараемся все сделать на самом высоком уровне в организационном плане.
- Сразу подняли высокую планку?
- Да. Соревнования получили статус Кубка президента в рамках Кубка мира. Конечно, патронаж первого лица государства накладывает на нас колоссальную ответственность. Но это привлекает спонсоров.
Мы не стесняемся вкладывать в турнир деньги. У Центрально-Азиатской лиги конного спорта достойный призовой фонд, который позволяет нашим спортсменам безбедно существовать целый год после завершения соревнований. Но прежде всего это красивое зрелище на стадионе, которое привлекает зрителей. А среди зрителей оказываются спонсоры. Зачастую люди, случайно пришедшие на соревнования, вдруг изъявляют желание помогать конному спорту. Например, Шухрат Домбай, ныне вице-президент Павлодарского нефтеперерабатывающего завода, пришел на стадион по рекламе. Заинтересовался. И купил в Германии лошадь одному из спортсменов. Один случай, но он достаточно показателен.
Деньги ведь тоже надо тратить с умом. Постепенно у нас появляется рынок лошадей. Мы пока еще привозим скакунов из Европы. Но если есть спрос, появится и предложение. Что и происходит на наших соревнованиях. Конезаводчики завозят свежую кровь, лошадей-производителей, начинается производство здесь. И владельцы лошадей, конкурируя между собой, тоже получают вознаграждение из призового фонда как компенсацию за расходы на содержание лошади. Так что деньги не уходят на сторону, начинают работать в стране и приносить реальную пользу.
- Похоже, Казахстан становится аккумулятором идей в конном спорте.
- Так и есть. Через три года после организации наших соревнований такой же турнир был проведен в Кыргызстане, потом - в Узбекистане. И, естественно, возникла необходимость в создании Центрально-Азиатской лиги. Таким образом мы решили очень важную задачу: выход наших всадников на международную арену совсем другого уровня - Олимпийские игры и чемпионат мира. Последний победитель нашей лиги получил право выступить на мировом первенстве.
Скажем, если в Восточно-Европейской лиге 14 стран борются за две путевки на чемпионат мира, то у нас всего три страны претендуют на одну путевку. И у нас несколько облегченные условия: нашему региону, в принципе, просто дали шанс. И выход казахстанца на чемпионат мира стал настоящей сенсацией. Никогда прежде мы не участвовали в турнирах такого ранга.
- Какое место заняли?
- Остались без места.
- Почему?
- Редкий случай (наверное, впервые на чемпионате мира) - у моей лошади прямо перед стартом пошла носом кровь. И ее просто не допустили к соревнованиям. Все-таки 50 тысяч зрителей... Нас сразу отправили на допинг-контроль. Ничего, конечно, у лошади не нашли. Возможно, сказались перепады давления, стрессовое состояние. Все может быть, все-таки едем отсюда восемь тысяч километров. Хотя приехали в немецкий Аахен за неделю до стартов...
Информация к размышлению. Международная федерация конного спорта реализует программу Development, уделяющую внимание новым регионам на карте конного спорта. Ведь сегодня международный конный спорт крутится в основном вокруг Европы и Северной Америки. И чемпионат Европы по уровню не уступает Олимпийским играм. Получается, остальным странам нечего делать на празднике жизни? По крайней мере, до недавнего времени было так. Но сегодня очень бурно развивается Восток: Корея, Китай, арабские страны вошли в мировую элиту. На Олимпиаде в Сиднее бронзовая медаль в личном зачете досталась наезднику из Королевства Саудовская Аравия.
Это хороший знак того, что конный спорт становится действительно международным, охватывая не только Европу, где исторически эти традиции отшлифованы, но и все страны и континенты. Фактически FEI работала на Европу. Очень трудно было сломать эти стереотипы, препоны. А ворваться в мировую элиту таким молодым странам, как наша, было по сути нереально. И тем не менее четыре года назад в Париже на генеральной ассамблее FEI президент Федерации конного спорта Казахстана Александр Машкевич был избран членом бюро.
- Это, на мой взгляд, яркое доказательство роста нашего авторитета. Членов бюро всего девять. Как говорят во Франции, крем а ля крем - самые сливки конного спорта и общества, ведь конный спорт - элитный вид. Мы уже как бы в этих сливках. При этом Александру Антоновичу доверено право руководить огромным регионом - в группу стран NN 3 входят все республики бывшего Советского Союза плюс Болгария, Иран, Пакистан. Колоссальное количество лошадей и спортсменов, огромная территориальная единица. Хотя, конечно, это наш аванс. Международная федерация понимает, что на плечи казахстанской федерации в нашем регионе возложены ответственность и полномочия лидера в развитии данного вида спорта. И мы оправдываем это звание.
"Экспресс-К"

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети