Известный казахстанский альпинист Денис Урубко записал в свой актив еще один новый маршрут. В паре с Геннадием Дуровым он проложил «палку» к «Доллару» по Северной стене пика Победы (7439 м).
Из-за переменчивой и коварной погоды его зовут самым недоступным и грозным семитысячником. А еще называют горой-убийцей, потому что здесь погибло очень много альпинистов.
Приделали «доллару» палку
— Маршрут «Доллар» был пройден в 1982 году группой казахстанцев под руководством Влада Смирнова, — рассказывает Денис. — В команду восходителей вошли те спортсмены, кто не попал в экспедицию на Эверест. Все тогда еще шутили: какой, мол, доллар без палки. Нужен еще один маршрут. Разговоров на эту тему было много, но никто так и не рискнул проложить его. Когда я в 1993 году попал на южный Иныльчек, то Дима Греков показал мне маршрут «Доллар», и я тогда подумал, что надо как-то хитро пролезть, чтобы сделать «палку». Спустя почти три десятилетия мы с Генной воплотили мечту в реальность.
Лавины нам грозили
— На восхождение мы собирались вместе с Борисом Дедешко, но на акклиматизационном выходе на Хан-Тенгри ему стало плохо, и пришлось спуститься вниз. Моим напарником стал Геннадий Дуров, который до этого дважды взошел на Хан-Тенгри, и у него была хорошая акклиматизация. Гора не давала расслабиться до последнего. На следующий день после начала восхождения выпал снег 60–70 сантиметров. Нам пришлось отступить на край Пьедестала. Перед нами во всей красе поднималась и таяла в туманном небе Северная стена горы. Именно по ней мы планировали пройти интересный маршрут «Палка к Доллару». Когда «ударил» снегопад, мы даже подумывали вернуться назад, но на следующее утро погода успокоилась. По дороге к вершине нам пришлось взять три скальных бастиона, которые дались нам нелегко. И вообще весь путь был выматывающим. Мне очень повезло с Геной. Он работал как зверь.
Чудо небесное
— Альпинизм схож с игрой в шахматы. Гора подкидывает тебе какую-то ситуацию, а ты находишь решения, как это преодолеть. Это игра разума. В этот раз гора постоянно подбрасывала нам головоломки, и приходилось решать их, чтобы не попасть под лавину или не сорваться со скал. На вершине был ветер, снег, мороз минус 200 и было так мерзко, что хотелось быстрее вниз. Вроде новый маршрут пролезли, а радости нет. Какая-то пустота, так нас гора вымотала. Не было даже сил молиться. Однако на спуске, когда мы уже шли по «Ножу» предвершины, случилось чудо. Солнце внезапно вкатилось в чистую линию горизонта — между темной пеленой облаков и чернотой затененных долин у подножия Победы. И мгновенно весь Тянь-Шань преобразился. Мир у наших ног озарился золотом, курчавые светлые гребни, что убегали на запад, вспыхнули мистическим огнем. Небесное светило словно протянуло нам теплую ладонь, согрело сердца и вдохнуло новые силы. Этот умопомрачительный пейзаж тянулся как волшебный сон. Так в этом золотистом оперении мы спустились до Обелиска. В это мгновение скала не казалась нам грозной и зловещей. Без приключений мы спустились в базовый лагерь, где еще долго вспоминали этот закат небесного светила. Что дальше? Новые восхождения и маршруты, а также работа с молодыми спортсменами.
...или войдите через аккаунт соцсети