Денис Кузин: «Если так будет продолжаться и дальше, то, мне, наверное, придется задуматься об уходе из казахстанского спорта»
21-летний костанаец Денис Кузин — один из самых перспективных казахстанских конькобежцев. Несмотря на молодость, он уже не раз входил в десятку лучших на этапах Кубка мира. В прошлом году он стал единственным представителем нашей страны, завоевавшим право бежать 1500 метров в олимпийском Ванкувере, а на дистанции 1000 метров является совладельцем взрослого рекорда Казахстана. С Денисом мы познакомились во время недавнего розыгрыша Кубка Казахстана, который проходил на новом крытом катке в Астане.
В интервью «Sport&KS» он вспомнил свои олимпийские забеги, поделился медальными планами на зимнюю Азиаду и посетовал на невнимание со стороны руководства Костанайской области.
— Волнуешься перед зимними Азиатскими играми?
— Есть такое. Ведь это самые значимые соревнования для всех казахстанских спортсменов-«зимников». В каком-то смысле они для нас даже важнее Олимпийских игр, потому что на зимней Азиаде можно побороться за золотую медаль, а на Олимпиаде нереально попасть хотя бы в первую шестерку. Единственный минус предстоящих Игр — это то, что из программы соревнований исключен бег на 1000 метров, в котором мои результаты позволяли бороться за первое место. Поэтому все мои надежды связаны с дистанцией 1500 метров.
— Кого считаешь своими главными соперниками?
— Это наш Дмитрий Бабенко и олимпийский чемпион в беге на 10000 метров из Южной Кореи. Их личные рекорды выше, чем у меня, но все решится на льду. Я буду очень стараться.
— Какую задачу поставило перед тобой руководство?
— Завоевать золотую медаль на дистанции 1500 метров.
— В прошлом году ты дебютировал на Олимпийских играх. Как оцениваешь свое выступление?
— Признаюсь, я там переволновался. Ведь значимость этих соревнований очень велика, к тому же их транслируют на весь мир. И хотя соперники были те же, что на этапах Кубка мира, я чувствовал психологическое напряжение, которое помешало мне выступить лучше. Я стал 23-м на обеих своих дистанциях — 1000 и 1500 метров. А через две недели в финале Кубка мира я занял 7-е место в беге на 1500 метров. Пробеги я так же в Ванкувере, точно попал бы в первую десятку.
— Ты сейчас 11-й в общем зачете Кубка мира на «тысяче» и 23-й на «полуторке». Значит, тебе в нынешнем сезоне лучше дается длинный спринт, чем дистанция, которую называют средней и на которой тебе предстоит бороться за медаль Азиатских игр?
— Так получилось. Дело в том, что в программу разных этапов Кубка мира включаются разные дистанции. А я первый этап пропустил — сильно заболел, и начал только во второго. Когда набрал форму, были два спринтерских этапа (без средних и длинных дистанций), и я смог подняться в общем зачете на «тысяче». Кстати, на предпоследнем этапе я, выступая в группе «А» (группа сильнейших — А.К), занял 5-е место — это лучший результат в моей карьере. Такой результат придал мне уверенности, и теперь я знаю, что могу достойно соперничать с самыми лучшими конькобежцами планеты. А вообще в этапах Кубка мира я участвую третий год. В первый сезон особых результатов не показывал, а во второй стал попадать в группу «А», причем поначалу в беге на 1500 метров, иногда подбирался к первой десятке.
— А почему ты не поехал на чемпионат Азии, который состоялся в последние дни минувшего года?
— Тренерский штаб решил, что для меня будет лучше пропустить этот старт, отдохнуть, потому что до чемпионата Азии были два этапа Кубка мира в Китае и Японии. И там я бежал четыре дистанции, то есть по две на каждом старте. Вадим Александрович (Саютин, главный тренер сборной Казахстана — А.К.) дал мне право самому выбирать, ехать или не ехать на чемпионат Азии. И я решил отдохнуть, чтобы в лучшей форме подойти к зимним Азиатским играм.
— Как складываются отношения с Вадимом Саютиным?
— Лично я считаю, что это лучший тренер из всех, кто был при мне в сборной. Он не только дает определенную нагрузку, но и пытается приблизить к совершенству нашу технику, исправляет ошибки, которые у нас накопились за десять лет.
— А что не сложилось с Борисом Васильковским?
— За год работы под его руководством у нас с ним ничего так и не получилось. Он занимался в основном с юниорами и мало внимания уделял взрослой сборной. Нам часто приходилось самим готовиться к стартам. При этом никто из наших спортсменов не жаловался на него, но, видимо, ситуация была настолько очевидной, что сотрудничество с ним решили не продлевать. А вот когда с нами начал работать Вадим Саютин, мы стали прогрессировать, я попал в дивизион «А». По своим личным результатам могу сказать, что он очень хороший специалист. И уж если мы заговорили о тренерах, то хотел бы обязательно назвать своего первого наставника Петра Петровича Пастушенко, который поставил мне базовую подготовку и просто заставлял меня ходить на тренировки.
— Некоторые конькобежцы — члены сборной Казахстана получили от местных властей квартиры. А тебя, что, обошли вниманием?
— Да, и это очень обидно! Я — единственный спортсмен в Костанайской области, который завоевал право участвовать в зимних Олимпийских играх в Ванкувере, а меня по возвращении оттуда даже не встретили.
— Не обращался к главе региона Сергею Кулагину с просьбой о предоставлении жилья?
— Думаю, толку от этого не будет, и мое письмо не дойдет до адресата. Область не может даже возместить мне сумму, которую я потратил на инвентарь — на свои деньги купил коньки и лезвие к ним, это обошлось в 1000 евро. Вначале мне вообще не хотели отдавать деньги, и только три месяца назад вернули часть суммы — заплатили за один ботинок.
— А какой у тебя доход?
— Как участнику Олимпийских игр Костанайская область выплачивает мне всего 40 тысяч тенге. И если брать сборную Казахстана, то у меня самая маленькая зарплата в команде. Ведь конькобежцам из других областей местные власти выплачивают стипендии. Да, ДШНК платит мне по контракту 1000 долларов, но действие этого соглашения истекает 7 февраля, когда закончатся зимние Азиатские игры. То есть с 8 февраля мой доход будет составлять лишь 40 тысяч тенге. А у меня сложная финансовая ситуация. Уже восемь лет как нет моих родителей, я должен помогать находящимся на моем попечении бабушке-пенсионерке и младшей сестренке. Также у меня есть своя молодая семья — жена и трехмесячный ребенок. Поэтому денег не хватает. Из-за отсутствия квартиры я не могу привезти супругу и ребенка из Белоруссии в Казахстан. …Наверное, зря я вам рассказываю об этом — вряд ли даже после выхода этого интервью кто-то захочет помочь мне решить мои проблемы.
— Если поступит предложение из другой страны, дашь согласие сменить спортивное гражданство?
— Конечно, я хотел бы выступать за родную страну. Но если так будет продолжаться и дальше, то, мне, наверное, придется задуматься об уходе из казахстанского спорта.
— Как ты думаешь, контракт с тобой продлят?
— Трудно сказать. 7 января нам продлили контракты — но лишь на месяц. Возможно, если мне не удастся завоевать «золото» Азиатских игр, контракт со мной продлевать не будут. … Я озвучил проблемы, которые есть у меня на данный момент, но в остальном у меня все нормально — и в спорте, и в семейной жизни. Я уверен в своих силах, в том, что смогу достойно выступить на Азиаде. Несмотря ни на что.
...или войдите через аккаунт соцсети