Динамовский характер. Когда укол ведет на пьедестал
Они принадлежат к разным поколениям, но к одной профессиональной школе. Их клинки не единожды скрещивались со шпагами именитых соперников, победы сменялись поражениями. Но неизменной оставалась вера в тренера, семью, друзей. Обоих прославленных фехтовальщиков — Сергея Шабалина и Дмитрия Грязнова — объединяет боевой динамовский дух, стремление победить собственный страх, противника, обстоятельства…
В спортивном мире имя заслуженного мастера спорта Казахстана по фехтованию Сергея Шабалина хорошо известно. В личном зачете шпажиста немало побед на самых крупных мировых соревнованиях. Но как получилось, что мальчишка из Восточного Казахстана предпочел хоккейной клюшке шпагу?
«С легкой руки отца одноклассницы — тренера по фехтованию в Семипалатинске Геннадия Афанасьевича Щелокова, — рассказывает он. — Нас тогда в секцию полкласса записалось». Оно и понятно: в 80-е, начитавшись романов Дюма, школьники буквально болели «мушкетерством». Правда, уже к концу первой четверти, не выдержав нагрузок, многие ребята на тренировки ходить перестали. Но Шабалин твердо решил — остаюсь!
Конечно, случались и неудачи, была горечь поражений. К примеру, психологическое равновесие подвело спортсмена, как рассказывает он сам, на Олимпийских играх в Сиднее. Это была его первая в жизни Олимпиада, и впервые на столь ответственном выступлении рядом не оказалось наставника — заслуженного тренера Казахстана Михаила Борисовича Мищука, которого не взяли в состав делегации по причине банальной: из-за отсутствия средств. А подсказка мастера, ободряющее слово в такие минуты дорогого стоят.
С Мищуком судьба свела случайно. В 1986 году он заметил парня на спартакиаде школьников Казахстана, где Шабалин занял второе место. «Михаил Борисович пригласил меня в спортивный интернат, — говорит Сергей. — А уже через год на первенстве интернатов СССР в Ташкенте мне удалось завоевать звание чемпиона».
Самой запомнившейся стала, впрочем, победа на международном уровне в Бельгии в 1992 году. За право получить место в сборной пришлось, правда, повоевать — скептики полагали, что у скоростного шпажиста ещё недостаточно техники. Однако Мищук был непреклонен, ибо поверил в решительного парня.
«В тот миг, когда в честь нашей победы зазвучал гимн Казахстана, меня переполняла гордость — за тренера, за ребят по команде. За отца. Это благодаря ему в день своего 15-летия я сел в плацкартный вагон и отправился в столицу, чтобы посвятить всю свою жизнь спорту. Сегодня я сам — отец и отлично осознаю, как нелегко далось то решением моим родителям. Но они поняли мой решительный настрой покорить мир».
Ну если не мир, то азиатский континент Сергеем был точно покорен. Спустя несколько лет после соревнований в Бельгии он получил титул чемпиона Азиатских игр, состоявшихся в Японии. Тогда казахстанские спортсмены сумели обойти главных противников — китайских и японских спортсменов, и по возвращении в отель победителей и призеров встречали бурными овациями и букетами.
В чем сильная сторона казахстанской школы фехтования, спрашиваю Сергея. «Мы сильны духом. Динамовский характер, знаете ли, это не только „быстрее, выше, сильнее“. Это умение мыслить и замечать прекрасное, оставаться патриотом своей страны».
…Когда родители приводят в спорт своих детей, они не думают о покорении теми олимпийских высот. Их, скорее, заботят здоровье и будущий характер ребенка. Спорт, уверен Игорь Грязнов, отец ещё одного фехтовальщика — мастера спорта международного класса, двукратного чемпиона Азии Дмитрия Грязнова, закаляет характер, формирует в ребенке лучшие морально-нравственные качества.
— Сначала сын, правда, увлекался хоккеем, — вспоминает Игорь Грязнов. — А спустя четыре года остановил свой выбор на фехтовании. Первым его наставником стал Сергей Владимирович Ананьев. А чуть позже попал он в список учеников легендарного Василия Георгиевича Скорневского — главного тренера РК по фехтованию, ныне работающего в Московской области.
Каждое поражение воспринималось учениками Скорневского хуже, чем полученная тройка за диктант по русскому языку. Причем разбор полетов проходил вместе с родителями. И не только потому, что Скорневский и Грязнов — старые товарищи. Такой ход был педагогической фишкой Василия Георгиевича: сплотить родителей и детей, сообща находить путь к решению проблем.
Василий Георгиевич учил концентрироваться и организовывать себя. А ещё учил быть честными. Во всем. Был такой случай. В 2002 году в Москве на Всемирных юношеских играх из-за необъективности некоторых судей не был засчитан решающий укол Сергея Пантелеева, решалась проблема командного пьедестала.
Дмитрий Грязнов признается, что уже видел команду на высшей ступени пьедестала. И вдруг такое! А парням всего-то по пятнадцать лет. «Полученная тогда психологическая травма ещё долго давала о себе знать, — признается Грязнов-старший. — Дима по своей природе — человек с обостренным чувством справедливости. Мальчишки сразу же оценили ситуацию, осознав, что карта победителя оказалась разыгранной функционерами от спорта без чести и совести».
Именно тогда к Дмитрию пришло убеждение непременно сдать на судейскую категорию, дабы уметь отстаивать собственную позицию. Два года назад у него это получилось. И теперь Грязнов-младший — судья международной категории. А ему всего лишь 23. Характер! Динамовский!
В настоящее время Дмитрий активно готовится к Азиатским играм 2010 года и Олимпийским играм в Лондоне. Он уверен, Казахстан покажет высочайший результат.
Динамовский характер, знаете ли, это не только «быстрее, выше, сильнее». Это умение мыслить и замечать прекрасное, оставаться патриотом своей страны
...или войдите через аккаунт соцсети