Спортивный директор «Астаны» Дмитрий Фофонов, в интервью Astanafans.com
рассказал о исторической победе капитана казахстанской команды Винценцо
Нибали на «Тур де Франс».
Уже прошла неделя, как отгремел праздничный салют на Елисейских полях
в честь победителя 101 версии «Тур де Франс» итальянца Винченцо Нибали
и казахстанской команды «Астана», но мы еще долго будем вспоминать
и делится подробностями этой по настоящему исторической победы. Как
известно, велоспорт — это командный вид спорта и заслуги всех гонщиков
нашей команды в этом успехе невозможно переоценить. Казахстанцы Максим
Иглинский и Дмитрий Груздев, украинец Андрей Гривко, голландец Льюве
Вестра, эстонец Танел Кангерт, датчанин Якоб Фульсланг, итальянцы Микеле
Скарпони и Алессандро Ваннотти на протяжении трех недель контролировали
гонку. 19 этапов они защищали желтую майку и, несмотря на травмы
и падения, продолжали работать до самого победного финиша в Париже.
И конечно же эта победа была бы невозможна без поддержки государства,
спонсоров, руководства, спортивных директоров и всего персонала нашей
большой команды. Мы связались со спортивным директором «Астаны» Дмитрием
Фофоновым, который ответил на наши вопросы и поделится своими
впечатлениями.
— Здравствуйте, поздравляем с этой исторической победой! «Астана» уже
побеждала с Контадором на Туре, эта уже шестая победа на Гранд-турах для
нашей команды. Но все-таки нынешняя победа особенная как для команды
и руководства, так и для болельщиков!
— Добрый день, спасибо! Да, конечно же, особенная. В предыдущие годы
команда была под руководством, так скажем, легионеров, не будем называть
всем известные имена в мире велоспорта. В этом году командой управлял
казахстанский состав во главе с Александром Винокуровым, и это очень
важно для будущего нашей команды. В этом году исполняется 100 лет
велоспорту Казахстана и победа нашей команды на «Тур де Франс» — это
хороший подарок для всех кто болеет за велоспорт.
— Вы были непосредственно на месте событий и в качестве спортивного
директора проехали вместе с гонщиками эту гонку. Поделитесь
впечатлениями, как вы оцениваете эту победу?
— Конечно же, в первую очередь это победа всего коллектива: механиков —
работавших порой до двух ночи, чтобы подготовить технику, врача —
восстановившего Фуглсанга после жесточайшего падения на большой
скорости, массажистов, остеопата, пресс-атташе, спортивных директоров,
тренера Паоло Слонго. Все работали с полной отдачей ради одной общей
цели — привезти желтую майку в Париж.
— Как команда отпраздновала победу после финиша в Париже?
— Елисейские поля, награждение, море поздравлений, шампанское рекой
и в завершение почетный круг на велосипедах по «Champs Elysée». Вечер,
а точнее ночь, в ресторане, где собрались все партнеры и спонсоры
команды Раимбек Баталов, Нурлан Смагулов и гонщики традиционно
с семьями. Господин Келимбетов зачитал поздравительное письмо Президента
Нурсултана Назарбаева и поздравил Винченцо и всю команду с большим
успехом и грандиозной победой на «Тур де Франс».
— Назовите главные факторы, за счет которых Винченцо Нибали добился такого подавляющего преимущества над соперниками?
— Во-первых, это — холодная голова в подходе и подготовке. Во-вторых —
сильная команда: каждый гонщик был превосходно готов физически
и морально, а спортивные директора тактически грамотно вели гонку.
В-третьих — любовь к своему делу и вера в победу.
— 19 дней в желтой майке и 4 победы на этапах это просто невероятно!
Наверное, никто не ожидал, даже сам Нибали, что у него будет такое
подавляющее преимущество над соперниками?
— Невероятно, но это факт: со времен Эдди Меркса еще никто не проводил
столько дней в желтой майке и также победитель не выигрывал четыре этапа
за один Тур. Последним итальянцем, побеждавшим на Туре — был Марко
Пантани в 1998 году. Конечно же, желать лучшего от этого Тура было бы
уже излишне.
— В этом году Нибали изменил свой календарь, и по настоянию Винокурова
поехал не «Тиррено-Адриатико», как в прошлые годы, а «Париж-Ниццу».
Много было работы в горах в условиях высокогорья, как видим, все это
помогло добиться успеха. Но ведь до Тура капитан нашей команды
не показывал серьезных результатов, была ли какая-то боязнь того, что
он не потянет Тур, существовал ли план «В»?
— Да, календарь был изменен, в рамках стратегического плана подготовки
к Туру. Мы не хотели форсировать подготовку Винченцо, поэтому Александр
убедил его не ехать «Тирено-Адриатико». Нибали, как действующий
победитель домашней гонки испытывал бы давление и ответственность перед
своими болельщиками.
Так что к цели шли планомерно и без паники. Уже на «Критериуме Дуфинэ»
было видно, что команда в порядке: первое командное место и победа
на этапе. Винченцо еще не вышел на пик формы, в то время как его
основные соперники Фрум и Контадор находились уже на топ уровне.
До первой горы Тура было еще три с половиной недели, и Винченцо, под
грамотным руководством Слонго, правильно их использовал для завершающей
подготовки.
— Всего три гонщика примерили желтую майку на нынешнем Туре. Насколько
было трудно сохранять команде желтую майку на протяжении 19-ти этапов?
Как мы видели на примере Фрума и Контадора, все могло поменяться в любую
секунду.
— Это велоспорт, везение — не маловажный фактор. Везет, как известно, всегда сильнейшим.
Падения Фрума или Контадора — не групповые падения, когда гонщики
попадают в общий замес, а одиночные падения. Сказалась нервозность,
неуверенность в возможности отыграть потерянные на первых этапах минуты
и как результат — потеря бдительности.
Тот факт, что желтая майка была завоёвана уже во второй день гонки
и последовавший неудачный для соперников этап на брусчатке нанесли
большой психологический удар конкурентам.
— Как вы оцениваете выступление наших казахстанских гонщиков Максима Иглинского и Дмитрия Груздева?
— Ребята отработали на все 100. Максим отличился на брусчатке, я стоял
на втором секторе для подстраховки с колесами. В этот момент он помог
переложиться Нибали к Фульсангу и победителю этапа Ларсу Бому.
У Иглинского были все возможности побороться за победу на горных этапах,
но он приложил все силы для победы капитана команды. Дима в этом году
прогрессирует, он сделал большой шаг вперед, что нас очень радует.
На равнине он был просто локомотивом нашей команды. Приобретенный
им опыт и проделанная работа во время Тура в скором будущем дадут свои
плоды.
— Как вы считаете, какой этап был решающим на пути к победе? Многие
сходятся во мнении, что им стал пятый этап с участками брусчатки
знаменитой «Париж-Рубэ»?
— Да, согласен, бельгийский этап стал решающим. Команда доказала, что
она лучшая на Туре. На этом этапе мы добились большого преимущества над
всеми соперниками.
— Говорят, что Нибали, после того как завоевал желтую майку на втором этапе, не меняя, проехал в ней до самого финиша в Париже?
— Да, он каждый день получал новую, но все равно продолжал ехать в своей
первой майке завоеванной после победы на втором этапе. Стирал конечно
каждый день.
— Президент Федерации велоспорта Казахстана Кайрат Келимбетов в интервью
телеканалу «Евроспорт» сказал, что существует вероятность проведения
в следующем году нескольких этапов «Тур де Франс» на территории
Казахстана? Есть ли у вас какая-либо информация по этому поводу?
— Если наш президент говорит, что такая возможность существует, значит, ведется работа над таким проектом.
— Сейчас много новостей о переходах гонщиков, нас же особенно радует
приход в команду троих молодых казахстанских велосипедистов
из континентальной команды «Астана-2». Илья Давиденок, Бахтияр Кожатаев
и Максат Аязбаев уже в конце года присоединятся к основной команде.
Не рано ли им в высший дивизион, справятся ли и они с такими нагрузками?
— Ребята уже не первый год в «Астана Конти» и к ним давно
присматриваются. Сейчас пришло время пробовать себя на другом уровне.
Москва не сразу строилась, не у всех гонщиков получается сразу
переключиться, разница в уровне колоссальная. Чтобы перейти на следующую
ступень в «Про Туре», нужно еще пару тройку лет провести на этом
уровне. Не все феномены.
— Кто из наших гонщиков основного состава «Астаны» может вырасти в многодневщика? Может быть, кто-то из молодых «выстрелит»?
— Сейчас таких гонщиков очень мало и трудно сказать, кто есть кто.
Например в Италии был провал, сейчас есть Нибали и подрастающий Ару.
Даже французы поднимались на подиум последний раз в 1997 году, сейчас
у них сразу двое гонщиков в первой тройке. Так же и у нас появятся еще
Винокуровы, только нужно время, цели и терпение.
— Вы впервые участвовали в качестве спортивного директора на Тур де Франс? Какой опыт вы получили?
— Это уже мой второй «Тур де Франс» в качестве директора. Прошлогодний
Тур сильно отличается от нынешнего. В предыдущем году у нас стояла цель
вывести Якоба Фульсанга в десятку сильнейших, по нашим расчетам
он должен был закончить гонку в первой пятерке-семерке и выиграть один
из этапов. Он выполнил поставленную задачу, войдя в первую пятерку
общего зачета. Задача была выполнена маленьким составом, так как
полкоманды осталось за бортом из-за падений. В этом году у нас были
другие амбиции. Находясь по другую сторону велосипеда, на многое
смотришь другими глазами. Будучи гонщиком, многие вещи просто
не замечаешь. Опыт нужен во всем, у нас есть опытные директора Шефер,
Седун и Мартинелли. У них уже не один Гранд-тур за плечами, так что есть
чему учиться.
— Ваши ближайшие планы? Примете ли участие как спортивный директор в Азиатских играх и Туре Алматы?
— Сейчас еду с командой на «Тур Дании». На Азиатских Играх
ответственными будут Кайрат Байгудинов и Дмитрий Седун. «Тур Алматы»,
конечно же, есть в планах. Тем более, Алматы — мой родной город!
...или войдите через аккаунт соцсети