Дмитрий Седун: «Когда побеждаем — в машине такой бардак устраиваю!»
Во время проходившего в Талдыкоргане чемпионата Казахстана по велоспорту «Astanafans.com» не упустили возможности взять интервью у спортивного директора «Астаны» Дмитрия Седуна, в котором расспросили об успехах континентальной команды, видах «Астаны» на «Тур де Франс» и личных предпочтениях.
— Можете ли вы уже сейчас подвести некоторые итоги выступлений Continental Team Astana?
— Первая половина сезона традиционно завершается национальными чемпионатами. Его старт выдался достаточно тяжелым — с нуля начинать всегда непросто. Я считаю, что для первого года команда едет неплохо: если не ошибаюсь, у нас есть уже девять побед, а также много призовых мест. Практически с каждой гонки ребята увозят призовую майку, постоянно борются за победы на этапах, один-два человека заезжают в первой десятке. Поэтому, скажем так, первая половина года прошла для континентальной команды позитивно.
— Испытывали ли трудности сами гонщики? Ведь команда — это молодые ребята, у которых не так много подобного опыта…
— В плане гонщиков все не было так тяжело. Все, кто сейчас выступает за континентальную команду, имеют опыт участия в международных соревнованиях в составе сборной Казахстана. Больше проблем возникало в связи с организационными вопросами — было необходимо и зарегистрировать команду, и прорваться на гонки.
— А как вообще проходит процедура заявления команды на гонку?
— Существует мировой календарь гонок по всем уровням. То есть необходимо изначально знать, на каких стартах может выступать континентальная команда. В начале года я составляю приблизительное расписание, так называемый драфт-календарь, и выбираю, на какие гонки и примерно в каком составе мы бы хотели поехать. После этого я начинаю писать запросы организаторам, а затем нужно набираться терпения и ждать ответа, вести переписку с организаторами, обговаривать на каких условиях будет выступать команда.
В начале года это была очень трудоемкая работа, нужно было убеждать организаторов, что у нас хорошая серьезная команда. А спустя два-три месяца проблем стало уже меньше — команда к тому моменту кое-что доказала, а организаторы тесно общаются друг с другом и делятся впечатлениями. Так что когда я теперь связываюсь с устроителями, они сразу узнают нашу команду и буквально через неделю-другую приходит приглашение. Во второй части сезона мы поедем уже по-настоящему серьезные гонки, где будут участвовать некоторые команды из про-тура. Например, «Тур де Лайн» или гонка в Китае, куда мы отправляемся буквально на днях.
— В Китае будет сложная гонка?
— Это многодневка, которая в этом году получилась очень длинной — 14 дней, что больше чем на «Бэйби Джиро». И практически все на высоте от 2000 до 3000 метров.
— Ключевые старты на остаток сезона уже выбраны?
— В принципе, очень мало континентальных команд выступают, как мы, по двойной программе. Вы, наверное, видели, что наши гонщики иногда одновременно участвовали на двух гонках, и так будет практически до конца года. Для континентальных команд это не очень свойственно.
Есть гонки для ребят моложе 23 лет. В этом плане одним из важнейших стартов станет последний этап Кубка наций — «Тур де Лавенир». Эту гонку надо попытаться проехать очень хорошо, ведь в общем зачете Кубка наций Казахстан сейчас идет на четвертом месте.
— Насколько сложно совмещать работу в основной и континентальной командах?
— Ну, приходится давать больше газу (улыбается). Честно скажу, было тяжеловато, но сейчас все более-менее стало на рельсы. Уже и спортивные директора знают, что от них требуется. Все определились — кто и чем занимается.
— Вернемся к промежуточным итогам. Могли бы вы выделить кого-то из гонщиков?
— На сегодняшний день у нас очень приятный сюрприз, это — Руслан Тлеубаев. В этом году парень очень добавил. В прошлом году он был стажером в первой команде, но ничего особенного не показал. А с первых гонок этого года он постоянно впереди, где-то отмечается. Если не выигрывает, то в призах; если не в призах, то в первой десятке. По результатам Руслан пока что лучший в этом году.
Арман Камышев свои гонки тоже выиграл, у него есть четыре победы. Алексей Луценко, абсолютно молодой парень, тоже неплохо прогрессирует, Никита Умербеков завершил четвертым гонку в Африке и выиграл этап. Нурболат Кулымбетов победу на этапе завоевал. В принципе, все ребята едут неплохо, постоянно активны. Чего я не хотел, что у нас будет команда статистов, а мы в гонках по-настоящему участвуем, сражаемся за майки, этапы, генеральную классификацию.
— Существует ли какой-то механизм перехода из континентальной команды в главную?
— Тут все достаточно просто — как только будет видно, что гонщик уже созрел для выступления на уровне профессионалов, а в основной команде есть место, то его будут забирать в первую команду. Конечно, главное — это дать возможность нашей перспективной и сильной молодежи никуда не разбегаться, ведь мы заинтересованы в том, чтобы забирать в «Астану» сильнейших. Но все не могут попасть в Pro Team Astana. Там есть своя философия, каждый гонщик занимает свою нишу. И если по каким-то причинам гонщик не проходит в нашу команду и может перейти в другую, то почему бы и нет. Говоря о тех, кто сейчас выступает за континентальную команду, то, если у них будет желание и дальше гоняться, я лично помогу им чем смогу. Но если они останутся без контракта и никакая команда их не возьмет, то здесь уже извините. Рано или поздно это со всеми случается.
— Приметили ли вы уже кого-то из потенциальных новичков континентальной команды?
— Пока об этом рано говорить. Как раз-таки для этого я сюда и приехал. По одной гонке судить сложно — за один день ничего не увидишь. У кого-то может быть плохой день или просто ничего не получилось. Необходимо поговорить с тренерами, выслушать, что они скажут о ребятах, об их результатах.
— Сложно обойти тему грядущего «Тур де Франс». Что вы думаете об этой гонке?
— «Тур де Франс» — это всегда очень нервная гонка, он не бывает легким с любым профилем. В частности, у французов всегда двойная мотивация. Профиль гонки, в принципе, довольно стандартный — на первой части нас ожидают равнинные этапы, затем идут альпийские этапы. Что можно отметить, в этом году сделали больше 100 километров разделок, что будет на руку тем, кто хорошо едет и разделку, и заезжает в горах. Что касается нас, мы постарались сделать команду, которая будет конкурентоспособна и в генеральной классификации, и сможет сражаться за отдельные этапы.
— Команда будет так же сосредоточена на поддержке одного лидера, как это было до падения Винокурова в прошлом году?
— Возможно, в этом году в этом плане наши действия будут более открытыми. У нас есть несколько гонщиков, которые могут и сами попробовать победить на этапе. В прошлом сезоне команда была более сконцентрирована на помощь одному лидеру, в этом — она может и помочь капитану, и побороться на этапах. Если будет шанс, то можно будет побороться и за командную классификацию, которая в последнее время стала достаточно престижной. Недавно наши молодые гонщики победили на «Бэйби Джиро». Было очень приятно, когда вся команда поднялась на подиум. А помимо престижности — это еще и хорошие очки, которые идут команде.
— Вы будете сопровождать «Астану» на протяжении всего ТДФ?
— Это обычная практика, когда на гранд-турах три спортивных директора, официально заявлены всегда два — те кто едут в первой и второй спортивной техничках. Мы с Шефером были два первых директора на «Джиро д’Италия», теперь Мартинелли и Бонтемпи — на «Тур де Франс». Но дел для всех хватает. К тому же я курирую отношения с техническими спонсорами команды — велосипеды и так далее. Как раз на «Тур де Франс» все они приезжают, и появляется возможность обсудить многие нюансы и поговорить о планах на будущее. Да есть и другие моменты. Например, иногда нужно выехать перед этапом, осмотреться. В особенности, на ветреных этапах, когда надо предупредить, что, к примеру, там-то после поворота будет такая «продувайка», что надо быть в первой десятке, иначе потом по всему полю собирать всех будем (смеется). В общем, про все эти нюансы можно рассказывать целый вечер.
— Какие у нас перспективы на Олимпиаду?
— Олимпиада — это компетенция старшего тренера сборной Казахстана Ремыги Владимира Николаевича, который работает совместно с Шефером, поэтому ее я не касаюсь. Знаю, что у нас есть 4–5 гонщиков, кто-то из которых должен будет ее поехать. Это — Иглинский, Винокуров, Базаев, Дьяченко… Тут получается, что одни и те же люди должны будут ехать и разделку, и групповую гонку. Так что все, у кого немного лицензий сталкиваются с одинаковыми проблемами — необходимо, чтобы гонщики могли проехать на уровне и там, и там. Кстати, о трассе Олимпиады. Все вроде говорят, что там сплошная равнина, но те, кто ее проехал, отмечают, что там не так все просто: местами вверх-вниз и ветер где-то поддувает. То есть не факт, что на финиш приедет большая группа.
— Вы сами регулярно садитесь на велосипед?
— Стараюсь. Как раз-таки в зимние месяцы, когда занимался бумагами, немного упустил этот момент, но сейчас опять начал. Пока что тяжело, но если есть время, стараюсь начинать день с прогулки или пробежки, или же час-полтора на велосипеде. После этого в голове сразу яснее становится. Зимой вот упустил — сразу плюс пару килограмчиков. Или же старею (смеется).
— Сколько языков вы знаете?
— ±5. Но к сожалению, не все в совершенстве.
— А наши ребята стараются учить иностранные языки?
— Я им всегда стараюсь объяснить, что себя необходимо развивать. Бывает, что когда тебя жизнь заставляет, то тут речь не идет об энтузиазме — это просто нужно делать. Поэтому и хорошо иметь в команде одного иностранца. В таком случае гонщики не просто варятся в своей тарелке, а видят, что есть другие страны, другие люди с другим менталитетом, и стремятся расширить свой кругозор.
— Но обязательного правила владения иностранным языком в команде все-таки нет?
— Нет. Этого нет ни в Протим, ни в континентальной команде. Есть команды, где существует жесткая языковая политика. Допустим Sky — это английский язык. У Брюнеля то же самое — нас постоянно пилили: «давайте, разговаривайте на английском». Я могу говорить по-английски, но мне проще говорить на испанском или итальянском. Могу на немецком, но английский тоже не проблема. Итальянский язык не такой тяжелый — он такой немного певучий и просто необходимо знать определенную базу и увеличивать словарный запас. Немецкий посложнее. Там и падежи, и глаголы, и те же числительные не такие простые.
— Вы сейчас смотрите чемпионат Европы?
— Если я скажу, что большой поклонник футбола, то, конечно, совру. Но такие старты, как чемпиона мира или чемпионат Европы, всегда смотрю с удовольствием. Хоккей на льду мне тоже очень нравится. Пару лет назад я даже поехал на финальный матч проходившего в Швейцарии чемпионата мира. Тогда в финале россияне обыграли канадцев. Ведь когда всю жизнь живешь в спорте, то пересекаешься с другими видами и тоже интересуешься. Хотя нельзя сказать, что я уж такой злостный болельщик…
— Но болеете эмоционально?
— Так уж эмоционально, как эгоист, я болею только за свою команду. Когда мы выигрываем, я в машине такой бардак устраиваю (смеется). А кстати, я еще люблю горные лыжи. Не так давно (лет 7 назад) на горные лыжи меня поставили Винокуров и Баширов. Как-то втянулись — сейчас уже все черные трассы без проблем.
— Ну, а кроме спорта, какие у вас предпочтения?
— Кроме спорта, естественно семья. Это всегда номер один. А так, очень люблю по горам погулять или фильм хороший посмотреть, но это получается очень редко.
— И последний вопрос. Хотели бы вы сказать что-нибудь болельщикам команды?
— В первую очередь, хотелось бы поблагодарить искренних болельщиков, которые поддерживают команду и в хорошие, и не очень времена. Настоящий болельщик — это тот человек, кто всегда болеет за команду. А не так, когда проехал хорошо — все здорово, все молодцы, а когда что-то не получилось — сразу начинают хаять. Хотелось бы пожелать, чтобы у нас были именно настоящие болельщики. Ну и кончено же всем здоровья, удачи, счастья и всего самого хорошего.
...или войдите через аккаунт соцсети