Невероятно, но в середине сезона вратарь хоккейной сборной России Евгений Набоков по обоюдному согласию расторг четырехлетний контракт со СКА из Санкт-Петербурга и вернулся в Калифорнию, где вместе с семьей живет последние годы. Очевидно, что Наби, считающийся одним из лучших голкиперов мира, не пришелся ко двору в России, в то время как в НХЛ всегда был на первых ролях.
По одной из версий, Евгений ушел из СКА по семейным обстоятельствам, по другой — он так и не стал в Питере, где его суммарный четырехлетний контракт составлял $24 миллиона, вратарем номер один. В составе СКА за этот сезон Евгений провел 22 матча регулярного первенства КХЛ, отразив в среднем 88,8 процента бросков и пропустив 62 шайбы.
Набоков, как и вратари Виталий Колесник и Виталий Еремеев, родился и вырос в Усть-Каменогорске. Свои первые шаги на хоккейном поприще спортсмены делали под руководством тренера Виктора Набокова, отца Евгения. Далее успели поиграть как за океаном, так и в сильнейших российских клубах. Несмотря на то, что всем уже за 30, они до сих пор востребованы. Колесник защищает цвета уфимского «Салавата Юлаева», Еремеев выступает в составе астанинского «Барыса», Набокова же теперь с радостью готовы принять в свои объятия как минимум четыре клуба из НХЛ.
Но это все живые легенды казахстанского хоккея, в котором юных талантов за последние годы заметно поубавилось. Например, молодежная команда Казахстана недавно выступила на чемпионате мира среди коллективов дивизиона «В» в Словении и заняла там четвертое место из шести участвующих сборных. По словам специалистов, худшей команды из нашей страны на турнирах такого высокого уровня еще не было. Неужели оскудела казахстанская земля хоккейными дарованиями и почему Евгений Набоков не смог заиграть в КХЛ? Об этом и многом другом мы поговорили с заслуженным тренером Казахстана Виктором Набоковым, который до сих пор живет на родине казахстанского хоккея в Усть-Каменогорске, однако больше не тренирует.
— Что касается сына, то именно я посоветовал Жене переехать в Россию, — начинает наш разговор Виктор Дмитриевич. — Думал, что так ему будет лучше, ведь уже не мальчик — 35 лет. Почему не заиграл в КХЛ? Потому что за океаном подход к хоккейному менеджменту намного серьезнее. В России взяли звезду к себе в команду и успокоились. Думают, раз высококлассный хоккеист, то без труда найдет общий язык с одноклубниками. Неправильно это. В НХЛ стараются не только «подписать» талантливого хоккеиста, но и направить его в нужное для команды русло, где эта звезда будет приносить наибольшую пользу… Сейчас сын уже в Штатах. Его поставили на драфт отказов, и в своих рядах хотят видеть как минимум четыре клуба: «Вашингтон Кэпиталс», «Миннесота Уайлд», «Филадельфия Флайерс» и «Коламбус Блю Джекетс». Но Женя хочет играть за «Тампу-Бэй Лайтинг». Посмотрим, что из этого выйдет.
— А уйти из СКА Евгению тоже вы порекомендовали?
— Нет. Он взрослый человек и принимает самостоятельные решения. Однако в той ситуации, в которой оказался сын, я полностью его поддерживаю.
— Кстати, еще два ваших ученика — Еремеев и Колесник — в отличие от Жени прижились в КХЛ и с успехом играют в этой лиге…
— Зато они не смогли прижиться в сильнейшей лиге мира — НХЛ, хотя подавали хорошие надежды. Обоим Виталиям не хватило терпения, чтобы они заиграли в НХЛ. Потерпи еще годик, в дальнейшем они неплохо бы смотрелись в составе заокеанских клубов. Однако ребята предпочли синицу в руке. К тому же, когда они начали играть в России, там был дефицит местных вратарей. Но они все равно молодцы, раз до сих пор востребованы на таком уровне.
— Чего не скажешь о молодых казахстанских хоккеистах…
— А где они? Чтобы они появились, нужно, чтобы работали хоккейные школы, чтобы ребятам было с кого брать пример и у кого учиться.
— Но вроде бы в Казахстане хоккей начинает подниматься…
— Наш вид спорта пытается восстать из пепла пока только в Астане. Да и то для этого нужно время. Как минимум лет шесть. У нас в Усть-Каменогорске, например, высококлассных специалистов можно пересчитать по пальцам. Но они тоже не боги, ведь для нормального тренировочного процесса нужен лед, инвентарь, наконец, участие в соревнованиях. На все это требуются немаленькие деньги, а с этим в Усть-Каменогорске проблемы.
— Вы хотите сказать, что хоккей в Усть-Каменогорске умирает?
— Именно. Никому из высокого начальства это не нужно. Поэтому я и перестал тренировать. Ну проводится чемпионат страны, ну приезжают команды. Однако их уровень можно назвать дворовым. Талантливых пацанов меньше не стало, просто их нужно искать, а потом день и ночь проводить рядом с ними. В итоге те, кто побогаче, отправляют своих детей за океан, в Россию или Астану, а те, у кого нет денег, довольствуются местной школой. 15 лет назад в Усть-Каменогорске было несколько десятков хоккейных специалистов. Теперь осталось только пятеро. Остальные поуезжали. Условий-то никаких для работы нет. Единственное — повезло мальчишкам 1995 года рождения. В этой возрастной группе тренируется парень, у которого отец бизнесмен. Этот человек, дай бог ему здоровья, помогает во всем, что касается выездов на соревнования и инвентаря. В результате мальчишки не обделены вниманием и уже что-то умеют в хоккее.
— Что вы предлагаете для того, чтобы хоккей вновь возродился?
— Нужно восстановить систему подготовки детско-юношеского хоккея, которая существовала в Казахстане при СССР. Прежде всего это спортивные школы, в которых ребята обучались хоккейному ремеслу с малых лет. Также сделать работу детских тренеров престижной, повысить им зарплаты, создать необходимые условия, кого нужно — вернуть на родину. Только таким образом у нас в стране, пускай и не сразу, но появятся новые Набоковы, Еремеевы и Корешковы.
...или войдите через аккаунт соцсети