Известный казахстанский специалист Болат Ниязымбетов, в прошлом обладатель бронзовой медали Олимпийских Игр-1996, поработавший на Родине с «Astana Arlans» и молодежной сборной Казахстана, в последнее время активно занимается повышением уровня своего вида спорта за рубежом, демонстрируя тем самым силу и авторитет казахстанской боксерской школы на международном уровне не только на уровне бойцов, но и тренеров.
Корреспондент республиканского интернет-портал Sports.kz решил связаться с авторитетным в том числе и за пределами Казахстана специалистом, ныне являющимся главным тренером национальной сборной Венгрии по боксу, чтобы узнать у него, какими темпами в настоящее прогрессирует этот зрелищный виде единоборств на просторах Старого Света, а заодно поговорить и о казахстанском боксе.
— Болат Кенесбекович, сколько времени Вы уже работаете с национальной сборной Венгрии? И как получили предложение возглавить эту европейскую сборную?
— Скоро будет год. После завершения контракта в Корее я буквально два-три месяца отдохнул, — и мне поступило предложение от Ирана, чтобы подготовить национальную команду этой страны к Олимпийским Играм в Токио в качестве главного тренера. Предварительная договоренность по телефону уже имелась, но примерно через день ночью поступил звонок из Венгрии. Во-первых, — это Европа, к тому же были предложены лучшие условия. Сейчас Олимпийские Игры перенесли на 2021 год, поэтому я буду работать здесь как минимум до этого времени.
— Каков уровень бокса сейчас в Восточной Европе?
— Мы участвовали в лицензионном европейском квалификационном турнире, поэтому могу сказать, что у Европы сейчас уровень таков, что она уже ничем не уступает азиатскому боксу. В какое-то время был момент, когда европейский бокс пошел вниз, а азиатский — вверх, но сейчас все подровнялось. На последнем чемпионате Мира в Екатеринбурге Европа и Азии заработали приблизительно одинаковые очки. Сейчас во всех европейских командах, в том числе Франции и Испании, есть боксеры из Чечни, Дагестана, Кубы и других стран. Также и в тренерских штабах европейских сборных сейчас работают наши ребята — из России, Украины, то есть, из стран СНГ. Только одеты все в разные экипировки сборных команд, с которыми работают, но все мы шпарим по-русски, балдеем и смеемся. У Ирландии работает грузинский тренер, — то есть, весь бывший Советский Союз. Советская школа бокса в Европе ценится, поэтому здесь бокс везде уже чисто советский — боевой, силовой, техничный. Выигрывать становится очень тяжело. Даже, сравнивая квалификационные олимпийские турниры в Азии и Европе, на мой взгляд, европейцы выглядят сильнее.
— Сколько боксеров из венгерской сборной квалифицировалось на Олимпиаду в Токио?
— У меня пока квоту получил боксер в весовой категории до 57 кг, а спортсмен в весе до 63 кг должен был встретиться с поляком, но турнир приостановили. Если он выиграет, то тоже получит возможность получить путевку. И еще две девочки. Дальше надеемся выиграть лицензию в весе до 52 кг на мировом квалификационном отборе. В этом весе у меня хороший пацан, просто он попал на чемпиона Европы ирландца, хотя бой был хорошим и равным. Система бокса в Венгрии давно была нарушена и неправильно выстроена, не было грамотного специалиста. Я сейчас у них первый иностранный тренер, а они никогда на протяжении 25 лет не приглашали иностранцев. Раньше работал Ласло Папп — трехкратный олимпийский чемпион, а потом были его ученики и преемники.
— Языкового барьера в процессе подготовки между Вами и боксерами не возникает?
— Мадьярский язык — один из самых сложных в мире. Конечно, у меня есть два переводчика. Это для меня уже четвертая страна, в которой я работаю за рубежом, но были страны, где я работал даже без переводчика, поэтому языка бокса достаточно. Конечно, отчетами и бумажными делами тоже нужно заниматься, поэтому здесь возникает определенная необходимость в венгерском языке. Во время тренировочного процесса стараемся объяснять на хромом английском языке, — но, все равно, на нем у меня получается говорить даже лучше, чем у самих боксеров.
— В Вашем тренерском штабе еще кто-то из казахстанских специалистов работает?
— Нет, — меня приглашали одного, но в будущем, если мы будем продлевать контракт до следующего олимпийского цикла, тогда уже будем думать, чтобы все усиливать, поэтому, наверное, пару тренеров из Казахстана нужно будет тоже ставить — для юношей и молодежи, а также в женском боксе. Вообще, венгры хотят, чтобы я внедрил здесь боевую систему и продолжал работать.
— В Казахстане в последнее время бываете часто?
— До карантина я обязательно раз в два месяца приезжал домой на 10-15 дней. Мы в последний раз приезжали на сборы в АИБА, где также были кубинцы, японцы и казахстанская сборная.
— Работать на Родину Вас не зовут?
— В принципе, я достаточно отработал в Казахстане. Юрий Андреевич Цхай встречался со мной до назначения Галыма Кенжебаева, но с казахстанскими командами сейчас связывать себя я не хочу. Я работал и с «Astana Arlans» вместе с Бейбутом Есжановым, когда он был главным тренером, а я старшим тренером. Тогда национальная команда готовилась к Лондону, а нам бойцов не давали. Тогда мы смеялись, что команду, как восставшую из мертвых, подняли и довели до призеров мирового рейтинга. Молодежную сборную я возил в Мексику на чемпионат Мира, когда там были Данияр Елеусинов, Иван Дычко, Адильбек Ниязымбетов, — то есть, все эти ребята прошли через нас. Все тогда смеялись в национальной команде, а я говорил им, что эти парни еще станут призерами и победителями Олимпиады. Все равно мы потом остаемся за бортом, и о нас никто не вспоминает... Ребятам мы говорили, чтобы они поверили в себя, потому что, может быть, они сами еще тогда в себя не верили.
— С венгерскими боксерами у Вас не возникает проблем с психологией и ментальностью?
— Я потом отправлю видео, по которым будет все понятно. Сейчас идет огромная работа. Здесь еще не было как таковой системы работы, но венгры решили пригласить сильного специалиста. В АИБА один наш хороший знакомый предложил меня как тренера, который может протащить любую команду на таран. Сказал, что я в Ираке дал призера Мира, призера Азии, а потом и олимпийца, — в стране, где нет бокса. Когда мы работали в Корее, то сильно подняли корейский бокс вверх по рейтингу. В весовой категории до 91 кг мой ученик Ким в Таиланде нокаутировал Василия Левита. Я с ним два года плотно работал — и готовил его против Левита. Сами корейцы тогда смеялись, потому что Ким был списанным бойцом, которого убрали из сборной, — а его вернул и плотно работал под Левита. До этого я привозил Кима в Астану на Кубок Президента РК — и сказал Мырзагали, что в следующий раз нокаутирую Васю. Айтжанов тогда сказал мне: «Ты что говоришь?!» и тому подобное, — но вот через полгода Васю мы нокаутировали. Из этого пацана я вообще сделал машину и убийцу, сменив ему классический бокс на казахскую манеру, чтобы продержать Васю в центре, поймать и бить сверху на опережение. Говорил ему: Левит сейчас покрутится — и сам к тебе придет, а ты начинай с живота и лови сверху навстречу. Мы-то свою школу и то, как каждый наш боец боксирует, знаем хорошо, поэтому ключи подобрать можем.
— Насколько известно, Ваш младший брат Азамат сейчас работает спортивным директором ФК «Тараз». Футболистов в Венгрии для него случайно не присматриваете?
— Нет. Я ему сказал: может, тебе отправить боксеров?! Они у меня высокие, как культуристы. Ребята — вторые и третьи номера, не лидеры, но в футбол играют обалденно.
— Удается ли Вам следить за казахстанским боксом, будучи так далеко от него?
— Конечно. Мы следим за всеми лидерами любительского бокса, поэтому полностью во всем информированы. Моя задача — подготовить спортсменов под лидеров каждой весовой категории.
— Насколько сильное поколение боксеров-любителей сейчас наблюдается в национальной сборной Казахстана, на Ваш взгляд?
— Поколение очень хорошее. Чувствуется огромная работа Галыма Кенжебаева, с которым мы проработали много лет, а он — специалист очень грамотный. Считаю его назначение правильным, я очень обрадовался этому. Это же его пацаны, с которыми он работал в молодежной сборной. Там он залил фундамент, а здесь уже принял, поэтому знает качества всех бойцов. Молодежь растет хорошая, так как она сюда к нам приезжала на турнир Иштвана Бочкая, где всех перевернула. Практически вся Европа собралась перед лицензионным турниром, а казахстанские боксеры приехали, спокойно, хладнокровно всех перевернули — и уехали, показав свой класс. С одной стороны, я был очень рад и горд за молодых и талантливых казахстанских ребят, — в тот момент мне стало настолько легко, и я понял, что казахский бокс никогда не умрет.
— За казахстанскими профессионалами следите? Кого из бойцов Вы бы могли отметить?
— Алимханулы и Елеусинова. Данияр еще наберет обороты и перестроится, так как это очень умный пацан и боец. В него очень тяжело попасть, и он не даст никому себя ударить. Молодой и талантливый Садриддин Ахмедов растет, Жанибек Алимханулы где-то начинает пускать корни. За Геной у нас растет большое поколение профессионалов. Сейчас еще перешли ребята — Турсынбай Кулахмет. Начинал все в свое время Вася Жиров, но Гена уже поставил жирную точку, завоевав три пояса, поэтому GGG знает и любит весь мир. Казахстанский бокс ни в любителях, ни в профессионалах не умрет, поэтому нам не нужно у кого-то учиться, — пусть у нас учатся и считаются с нами.
— Что думаете о третьем поединке Геннадия Головкина и Сауля Альвареса? Каковы будут шансы GGG победить мексиканца?
— Опять же, роль играет возраст. Конечно, талант не пропьешь, а Гена — не тот боец, который будет сдаваться, поэтому бой он даст. Поднимет ли ему руку рефери — это большой вопрос. Будет тяжеловато, хотя можно предположить, что будет шоу с двусторонней договоренностью, чтобы вытянуть на себя весь мир. Сейчас такая мода пошла у профессионалов. Шансов у Головкина будет поменьше, — все-таки, возраст дает о себе знать. Альварес намного моложе и находится на самом пике, поэтому ему сейчас мало кто сможет противостоять. В боксе все бывает, а Гена тоже может ударить и выключить свет, поэтому будем надеяться и верить.
...или войдите через аккаунт соцсети