Победы наших теннисистов на международных аренах, одержанные в последние годы, заставили говорить о Казахстане как о новой теннисной державе. Одно только то, что казахстанская мужская сборная сумела войти в десятку лучших команд планеты, уже говорит о многом.
О достижениях и перспективах развития данного вида спорта — в интервью с президентом Федерации тенниса РК Булатом Утемуратовым.
— Булат Жамитович, в нынешнем году Федерация тенниса подводит итоги за 4 года своей деятельности — с момента избрания нового директората. Срок небольшой, однако за это время теннис из локального вида спорта превратился в авангард спортивной жизни Казахстана. Победы в «Большом шлеме», в престижных турнирах АТР и, конечно же, в Кубке Дэвиса позволяют говорить о том, что работа была проделана большая…
— Те достижения, которые вы перечислили, — это, скорее, фасад здания, внешняя сторона большого проекта по развитию казахстанского тенниса, который реализует федерация. Конечно же, победы нас очень радуют и стимулируют. Судите сами, 4 года назад какое, казалось бы, отношение к нам имел Кубок Дэвиса. А сегодня мы на 10-м месте в числе сильнейших команд мира, входящих в мировую группу Davis Cup.
Ни Вавринка со своей командой не смог помешать нам войти в мировую группу, ни Бердых в родных стенах не преградил путь к четвертьфиналу.
А ведь мы говорим о ведущих сборных мира. Да, согласен, аргентинцы были сильнее нас, кстати, они с 2009 года ни разу не проигрывали домашние матчи и сейчас являются финалистами Кубка Дэвиса. Но наши ребята боролись до конца, и я уверен, в следующем году мы еще заявим о себе.
Если же говорить в целом о развитии казахстанского тенниса, то здесь акценты в работе несколько другие. Ежедневная кропотливая работа специалистов направлена на создание отлаженной и эффективной системы подготовки национального резерва, которая уже сейчас начинает действовать по всей республике. Мы идем к тому, чтобы создать в Казахстане высокую конкуренцию среди молодых игроков за попадание в сборную страны, чтобы со спортсменами занимался первоклассный тренерский состав, чтобы была выстроена четкая система подготовки тренерских кадров.
И само собой разумеется, для развития тенниса нужна соответствующая инфраструктура, удовлетворяющая потребностям любого казахстанца заниматься этим видом спорта. Таковы наши изначальные ориентиры. И хочу сказать, что по ряду этих основополагающих пунктов по истечении 4 лет можно уже подвести некоторые промежуточные итоги.
— Все-таки сегодняшние победы важны не только для федерации, но и в целом для казахстанского тенниса?
— Безусловно. Это мощная пропаганда казахстанского тенниса как за рубежом, так и внутри страны. Скажу откровенно: то, что мы привлекаем перспективных игроков для участия в сборной под флагом Казахстана, имеет большую практическую цель. Надо показать пример: заниматься теннисом — перспективно, а большой успех здесь — реальность.
В захватывающем зрелище, которое называется мировой теннис, Казахстан становится активным участником. Сегодня мы в центре событий, а не на периферии. И надо понимать, что традиция побед — это важнейший психологический фактор для подрастающего поколения казахстанских теннисистов.
В отечественном спорте такие традиции существуют в боксе, борьбе, других видах, где мы стабильно завоевываем медали. Они есть и в теннисе — вспомните наших Марину Крошину, семикратную чемпионку СССР и пятикратную чемпионку Европы; Ирину Селютину, победительницу юниорских турниров «Большого шлема» на Уимблдоне и Ролан Гарросе. И сегодня, когда федерация стремится к тому, чтобы сделать теннис массовым видом спорта, наличие своих героев просто необходимо.
Ярослава Шведова, Андрей Голубев, Михаил Кукушкин — это те позитивные образы, которые вдохновляют детей на то, чтобы брать в руки ракетку и идти на корт заниматься теннисом, имея конкретную цель — добиваться успеха. Благо, что Федерация тенниса при поддержке государства и своих партнеров сегодня создает хорошие условия для нашего подрастающего поколения.
Здесь нельзя не отметить ту огромную поддержку, которую оказывают Федерации тенниса Глава государства, Правительство, акиматы, а также наши постоянные партнеры. Хочу сказать, что Нурсултан Абишевич уделяет большое внимание развитию казахстанского тенниса, поскольку сам играет в него и является большим поклонником этого вида спорта.
— А что подразумевается под «созданием условий»?
— Это целый комплекс мероприятий, который реализует федерация в рамках 5-летней программы развития тенниса. Возьмем, к примеру, инфраструктуру. Сегодня в Казахстане открыты и функционируют более 200 кортов, в том числе 85 крытых и 131 открытый. За последние 4 года в республике были построены теннисные комплексы в Алматы, Таразе, Актобе, Усть-Каменогорске, Павлодаре, Караганде и Кызылорде.
Еще порядка 60 кортов будет введено в эксплуатацию, в том числе новый теннисный центр в Шымкенте. К концу года в Астане впервые в Казахстане будут открыты грунтовые крытые корты, а в Алматы должно быть сдано 4 новых крытых и реконструировано 10 уже существующих кортов базы ЦСКА. Хотел бы, пользуясь случаем, выразить свою признательность и благодарность Министерству обороны, активно поддержавшему этот проект.
Кстати, вот вам еще один практический результат побед на международных турнирах. Ведь положительные результаты казахстанских теннисистов на мировых кортах часто служат весомым аргументом для наших партнеров в плане оказания поддержки дальнейшему развитию тенниса в Казахстане. Я уже не говорю о вкладе, который вносят действующие игроки сборной в повышение имиджа страны.
Сегодня мы можем сказать, что заниматься теннисом могут позволить себе многие казахстанцы. Оплата занятий в секциях не превышает сумм, которые действуют в других видах спорта. Например, ежемесячная оплата в Национальном теннисном центре «Даулет» составляет 10 тысяч тенге за занятия три раза в неделю. Согласитесь, это немного, и мы активно ищем пути снижения этих расценок.
Уже потом, на дальнейших этапах, когда встает вопрос о профессиональном занятии теннисом, расходы становятся на порядок больше, учитывая поездки на турниры, индивидуальные тренировки с тренером, аренду корта…
— И на этом этапе родителям приходится выбирать: заниматься ребенку дальше или прекратить тренировки?
— Выбор всегда надо делать. Я знаю, это серьезный шаг. Нередко бывает так, что именно целеустремленность родителей впоследствии приводит к успеху теннисиста.
Хочу сказать, что Федерация тенниса в этот ответственный период не остается в стороне. Может, с самого начала или чуть позже, но замечает перспективных, одаренных детей. Как вы знаете, мы в 2008 году запустили проект Team Kazakhstan. Это — Академия тенниса, которая работает в формате спортивного интерната за счет Федерации тенниса и в которой обучаются дети, исключительно граждане Казахстана. Содержание ребят, регулярные тренировки, участие в турнирах — все финансируется федерацией.
Сегодня академия работает в Астане, в ней живут и тренируются 32 юных спортсмена из разных уголков страны. Ее филиал действует в Алматы. Хотел бы также отметить, что проект Team Kazakhstan — это мой личный проект, который целиком финансируется из личных средств.
Для федерации это — один из главных проектов. Академия должна стать кузницей кадров, это — будущее казахстанского тенниса. Причем мы не просто готовим будущих профессиональных игроков. В рамках проекта занимаемся повышением качества работы тренеров, оттачиваем тренировочную методику, проверяя ее эффективность.
И в Астане, и в Алматы в академии работают ведущие зарубежные специалисты. В столице это испанец Хосе Альтур, а в Алматы — тренер из Голландии Эрик Ван Харпен, известный казахстанцам также тем, что является главным тренером нашей сборной в Кубке Дэвиса. Оба эти тренера хорошо известны в теннисных кругах и имеют собственные академии за рубежом.
Кстати, в академии Tennis Val Хосе Альтура в Испании тренируются казахстанские юноши из старшей группы Team Kazakhstan. А у Эрика Ван Харпена в Германии занимаются наши старшие девочки. Федерация тенниса регулярно проводит смотры-конкурсы среди претендентов в Team Kazakhstan. Пользуясь случаем, хочу обратиться к родителям: если вы видите потенциал своего ребенка, верите в него, обращайтесь в федерацию. Наши специалисты просмотрят и оценят его данные, дадут необходимые консультации.
Основной задачей федерации является воспитание спортсменов. С прошлого года мы учредили ежегодный грант в номинации «Лучший игрок года», который присуждается юным теннисистам. Размер составляет 10 тысяч долларов, эти деньги победители должны использовать для повышения своего мастерства.
— Действительно, теннис в Казахстане становится одним из популярных видов спорта. Какую еще работу проводит федерация для того, чтобы сделать его по-настоящему массовым?
— Если не говорить именно о профессиональной подготовке, то федерация уже четвертый год осуществляет беспрецедентный проект по мини-теннису — «Школьная теннисная инициатива». Суть его в том, что мы совместно со школами и детскими садами внедряем занятия теннисом в школьный образовательный процесс в рамках предмета физкультуры для начальных классов.
Проект стартовал сразу в 5 городах Казахстана: Астане, Алматы, Павлодаре, Караганде и Актобе. Сегодня он внедрен и в школах Усть-Каменогорска. То есть где-то в 70 школах и детсадах сегодня преподают мини-теннис на уроках.
Два года назад в проекте участвовало около 1 000 детей, а сегодня их более 1 700. Часть ребятишек затем приходят в секции, имея уже некоторое представление о теннисе.
Проект федерации поддержали местные исполнительные власти и наши постоянные партнеры. В нынешнем году мы подключили к проекту 10 школ Астаны, благодаря тому что «КазМунайГаз» построил у них теннисные корты.
Федерация тесно сотрудничает с клубами любителей тенниса. Они есть практически в каждом регионе. Летом мы провели республиканский теннисный турнир среди любителей, где в качестве приза разыграли путевку в Аргентину на матчи Кубка Дэвиса. Было много пожеланий, чтобы федерация стала одним из координаторов теннисного движения в Казахстане, и, конечно же, мы будем активно участвовать в инициативах, поступающих от любительских клубов.
Недавно в столице был создан фан-клуб любителей тенниса. Опять же, возвращаясь к началу разговора, хочу сказать, что во многом появлению горячих сторонников казахстанского тенниса, болельщиков предшествовали громкие победы казахстанцев в «Больших шлемах», в крупных турнирах АТР и Кубке Дэвиса.
Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность казахстанским болельщикам, которые поддерживали нашу команду в Кубке Дэвиса.
Когда команда играла в Чехии за выход в четвертьфинал, из Праги в Остраву, где проходили матчи, приехало два больших автобуса с казахстанскими студентами — всего около 100 болельщиков. Наша молодежь, переполняемая чувством патриотизма, доминировала на трибунах семитысячного корта Чеш Арены.
Как признавались сами игроки казахстанской сборной, победа над чехами принадлежит и нашим болельщикам. Спасибо послу Казахстана в Чехии Анарбеку Карашеву, при личном участии которого удалось организовать такую мощную группу поддержки.
Радует, что у казахстанского тенниса уже есть немалая армия поддержки. В Буэнос-Айресе, где мы выступали против аргентинцев, местная пресса только и писала о казахстанских болельщиках, которые хорошо постарались, чтобы превратить турнир в красочный праздник. А когда с нашего сектора трибуны зазвучала труба, исполняя аргентинское танго, весь стадион встал, аплодируя казахстанцам.
Теннис в Казахстане обретает популярность, и это, по большому счету, тоже часть задачи, стоящей перед Федерацией тенниса.
— Но впереди у нас — сборная Испании, команда номер один в рейтинге Кубка Дэвиса. Какие у Казахстана шансы?
— Мы снова играем на выезде и, вероятней всего, вновь будем выступать на грунте, где испанцы так же сильны, как и аргентинцы. Шансы всегда есть, и мы будем настраиваться на победу.
Как говорится, тем больше победа, чем меньше ее ждут. И прошу обратить внимание, что еще ни разу нашей сборной не попадалась, так сказать, «проходная» команда. Швейцарцы, чехи, аргентинцы, теперь вот испанцы — это все фавориты Кубка Дэвиса. Но мы по-прежнему в Мировой группе и не собираемся сдаваться.
— А как за рубежом оценивают достижения казахстанского тенниса, какие оценки дают?
— Оценивают по-разному. Журналисты говорят о «казахстанском феномене», специалисты отмечают агрессивную политику федерации в развитии отечественного тенниса. Мы действительно избрали агрессивную тактику, и это продиктовано тем, что с самого начала по объективным причинам у нас образовался большой пробел по всем направлениям: по инфраструктуре, по тренерским кадрам, по подготовке игроков.
Скажу вам, немногие страны мира могут похвастаться такими темпами строительства профессиональных кортов, которое сейчас ведется в Казахстане.
В будущем году у нас будут работать два национальных теннисных центра: в Астане он уже функционирует, в Шымкенте находится на завершающей стадии строительства. Мы планируем построить и третий национальный центр — в Алматы. Активно работаем и с зарубежными специалистами, и с академиями. Сформировали сильнейшие на азиатском субконтиненте сборные. Вы понимаете, что работа по всем этим направлениям требует немалых затрат и усилий. Поэтому нашу тактику называют агрессивной, и, возможно, не всем она нравится.
В Международной федерации тенниса наши усилия приветствуют и поддерживают. Мы входим в совет директоров Азиатской федерации. Не так давно она открыла в Алматы департамент по развитию Азиатского юношеского теннисного тура по примеру аналогичного тура в Европейской теннисной ассоциации.
При этом теннисному центру в Астане был присвоен статус Азиатского теннисного центра. Мы воспринимаем это как положительную оценку нашей работы по развитию и популяризации тенниса в регионе.
— Можно ли сегодня говорить, что в Казахстане есть подрастающее поколение профессиональных теннисистов?
— Конечно. У нас есть очень талантливые юноши и девушки, которые неплохо дебютируют на международных турнирах. Могу отметить Камилу Керимбаеву, Анастасию Епешеву, Елену Немчен, Залину Хайрутдинову, Анну Данилину, которые в нынешнем году на взрослом турнире ITF Аstana Womens пробились в четвертьфинал.
Залина Хайрутдинова и Анна Данилина в парном зачете добились победы на турнире в Алматы. На Кубке Президента этим летом достаточно уверено выступил и показал наличие высокого потенциала Денис Евсеев. Конечно, надо сказать и о Зарине Дияс, которая, к сожалению, недавно перенесла операцию на плече. Она достигла хороших результатов, вошла в список 200 сильнейших теннисисток планеты. Мы все ждем, что со следующего сезона Зарина вернется на корт и будет радовать нас своей игрой.
У нас достаточно талантливых игроков с большим потенциалом. Федерация постоянно работает с ними, но всего важней, чтобы сами эти игроки понимали, к чему стремятся и чего хотят достичь.
— В прошлом году, к сожалению, а может, и к лучшему, со швейцарской командой в Астану не приехал Роджер Федерер. Многим казахстанцам было бы интересно посмотреть на игру таких великих мастеров тенниса, как, скажем, Джокович или Надаль…
— А что, неплохая идея… Я хорошо знаком с Рафаэлем Надалем и его командой и думаю, что он не откажется приехать в Казахстан для мастер-класса или в качестве приглашенного участника на турнир. Конечно, для казахстанских зрителей это будет приятный сюрприз. Надо над этим подумать…
— Вот вы сказали — пригласить на турнир. А планируется ли у нас регулярно проводить крупные мировые соревнования?
— Да, у нас в планах значится организация в Казахстане регулярных профессиональных турниров, таких как АТР и WTA. Сейчас ведутся переговоры по приобретению турнира АТР-250. С этим есть определенные проблемы, учитывая, что Международная федерация тенниса в свое время упустила данный процесс. А руководство АТР и WTA в принятии своих решений во многом ориентируется на коммерческую сторону вопроса.
Например, готова ли казахстанская публика к таким турнирам, пойдет ли народ на матчи? Нужно отметить также, что приобретение турнира такого уровня будет стоить 5–7 миллионов долларов плюс солидный призовой фонд.
Я надеюсь, что интерес казахстанцев к «большому» теннису, который отмечался на матче Кубка Дэвиса в Астане против швейцарской команды, со временем еще больше возрос — все-таки наши теннисисты многое для этого сделали. Кстати, в тот раз мы впервые продавали билеты, и люди шли смотреть хороший теннис.
На турниры АТР и WTA приезжают лучшие из лучших, пусть не из десятки мирового рейтинга, но достаточно известные теннисисты. Такие соревнования, конечно, станут большим событием в спортивной жизни Казахстана.
— Если позволите, задам личный вопрос. Вы — известный казахстанский бизнесмен, и наверняка основная работа занимает много времени. Мы можем догадываться, что деятельность в Федерации тенниса также требует неустанного внимания, больших физических и финансовых ресурсов. Как удается все успешно совмещать?
— Никакого особого секрета тут нет. Не скрою, работа в федерации занимает очень много личного времени. Но мне очень нравится эта работа, и я получаю удовлетворение от достигаемых результатов.
Практически все пришлось начинать с нуля. Когда я принимал федерацию, она полностью прекратила свое существование, и ее пришлось создавать заново. «Старая» федерация прекратила платить взносы в Азиатскую и Международную федерации, потеряла членство в них.
Работу по всем направлениям мне приходилось начинать без какой-либо спонсорской помощи, вкладывая значительные личные средства. Сейчас мне, как президенту федерации, приходится посещать соревнования как в Казахстане, так и за рубежом, встречаться с нашими спортсменами, их родителями, тренерами. К каждому спортсмену необходим особый подход. Кроме того, им приходится оказывать большую поддержку не только в вопросах, связанных с теннисом, но и в обучении, проживании.
За прошедшие четыре года сделано немало. Но предстоит сделать еще больше. Я счастлив и горд, что Казахстан стал одной из теннисных держав мира, а сам теннис — неотъемлемой частью казахстанского спорта.
...или войдите через аккаунт соцсети