Екатерина Айдова: «Если покажу все, на что способна, то реально бороться даже с олимпийской чемпионкой»
Карагандинка Екатерина Айдова — едва ли не единственная казахстанская конькобежка, которая конкурентоспособна на международном уровне. В прошлом году она стала чемпионкой мира среди юниоров, участвовала в Олимпийских играх, а теперь собирается сражаться за медаль зимней Азиады.
С ней корреспондент газеты «Sport&KS» поговорила во время недавнего розыгрыша Кубка Казахстана на новом катке в Астане.
— Спортивное руководство, делая медальные прогнозы на зимние Азиатские игры, в женской конькобежной команде рассчитывает только на тебя…
— Я и сама на себя рассчитываю — хочу показать максимальные результаты. Конечно, в мужской команде больше претендентов на медали, и их шансы оцениваются выше. Но и я постараюсь не выглядеть бледно на фоне наших джигитов.
— На награду или даже награды какого достоинства ты сама рассчитываешь?
— Сейчас очень сложно говорить об этом.
— Олимпиада в Ванкувере, наверное, стала для тебя самой…
— Незабываемой! Все-таки первая Олимпиада, вся страна и весь мир смотрят на тебя. Впечатлений море. На первой дистанции 500 метров я заняла 18-е место. И это было очень неплохо — попасть в первую двадцатку. Мало того, это стало сюрпризом для меня, для моего тренера и, думаю, для всего Казахстана. А на второй дистанции 1000 метров мне удалось подняться еще выше — на 16-е место. Причем я пробежала быстрее тех девушек, которые до этого показывали более высокие скорости. Ведь когда шла борьба за олимпийские лицензии, я, можно сказать, заскочила в последний вагон уходящего поезда, заняв в рейтинге 34-е и 35-е места (на каждой дистанции у женщин в Ванкувер отбирались по 36 лучших — А.К.). А уже на Олимпиаде стала 18-й и 16-й. Такого я даже сама не ожидала, поэтому своим выступлением на Играх я осталась довольна. Удалось неплохо пробежать и 1500 метров, хотя это и не моя специализация.
— А мандраж присутствовал?
— Напротив, был скорее кураж. Хотя, конечно, были и переживания. Но все прошло гладко, несмотря на то, что я соревновалась с лучшими спортсменками со всего мира, для которых этот вид спорта — смысл жизни. Для меня же тогда это было больше хобби. И только после Олимпийских игр я стала осознавать, что и для меня конькобежный спорт становится делом моей жизни и повседневной работой.
— На Олимпиаде ты присматривалась к соперницам с азиатского континента?
— На 500-метровке большинство мест в первой десятке заняли именно азиатки — из Южной Кореи, Китая, Японии, КНДР, а чемпионкой стала кореянка Санг-Хва Ли, которая опередила немку Дженни Вольф. Думаю, и на Азиаде она даст всем жару. Но, несмотря на это, я думаю, что если я сконцентрируюсь и покажу все, на что способна, то мне реально бороться даже с олимпийской чемпионкой.
— Правда, что в Ванкувере ты своей смелостью напугала Владислава Третьяка?
— Это журналисты приукрасили. Там была такая ситуация. В олимпийской деревне в общей столовой я увидела Третьяка, который сидел и ел. А я была за соседним столиком, смотрела на него во все глаза и ждала, когда же он наконец-то доест свой обед. Потом подошла и попросила разрешения сфотографироваться вместе с ним, а он в это время все еще жевал и от неожиданности испугался, но согласился. Так что у меня в архиве есть фото, добытое таким забавным образом.
— В прошлом году у тебя был еще один очень важный и очень удачный старт…
— Да, на юниорском чемпионате мира в Москве я показала результат, которого от себя не ожидала, — пробежала 500-метровку со временем 38,95, установив юниорский рекорд катка в Крылатском и завоевав звание чемпионки мира. И в этом году я снова собираюсь поехать на юниорское первенство мира, которое состоится в Финляндии, и выступить там не хуже, чем в Москве.
— Каково тренироваться под руководством Вадима Саютина?
— Он специалист высокого класса — недаром с ним сборная России добивалась высоких результатов.
— Он не сравнивает вас со своими российскими учениками?
— Нет, он реалист и работает с учетом того потенциала, который есть в нас. Объясняет, в чем наши плюсы и минусы, и никогда не говорит: мол, посмотрите, как катается тот или иной конькобежец. Он упорно работает над нашими ошибками и хочет, чтобы мы поскорее их исправляли.
— Конфликтные ситуации в отношениях с главным тренером возникают?
— Не без этого — разногласия возникают в любой команде, но это ненадолго, поскольку все мы понимаем, что у нас одна цель и просто нужно хорошо делать свою работу.
— Не обидно, что вы, конькобежцы, в отличие от представителей других видов спорта, остаетесь как бы в тени?
— Нет. Меня, к примеру, однажды узнали в автобусе и спросили: «А вы Катя Айдова?». Было очень приятно. Да, возможно, наш вид спорта не очень популярен, поскольку его начали «раскручивать» лишь недавно, и не всем известно, насколько он сложен и в то же время безумно интересен. Но мы надеемся, что с появлением нового конькобежного стадиона люди начнут ходить на соревнования, станут узнавать спортсменов и болеть за них.
— Действительно, власти Караганды подарили тебе двухкомнатную квартиру?
— Да, но сейчас решаются вопросы с этой квартирой, так как нужно собрать очень много документов для перевода ее в частную собственность. Поскольку в родном городе я бываю редко, этими вопросами приходится заниматься моим родителям. Но думаю, что у нас не будет такой квартирной проблемы, которая возникла у олимпийского чемпиона Бахыта Сарсекбаева. А если произойдет что-то подобное, то я буду требовать свое.
— В одном из своих интервью ты говорила о том, что с детства любишь коньки. Но почему ты выбрала конькобежный спорт, а не, например, фигурное катание, как обычно делают девочки?
— Не знаю, так уж получилось. Поначалу папа хотел отдать меня в спорт по той причине, что сам в молодости занимался им. Да и я сама на уроки физкультуры бегала с криками «Ура!». Однажды к нам в школу пришли набирать детей для занятий в группе конькобежного спорта, я около недели раздумывала, а потом все-таки записалась. Так и осталась в этом виде спорта.
— Не думала о том, в какой профессии ты могла бы найти себя вне спорта?
— Спорт не вечен, и когда-нибудь мне придется задуматься о том, чем я буду заниматься после завершения спортивной карьеры. Пока только определяюсь и еще не знаю, чего хочу. Сейчас учусь в Карагандинском государственном университете на отделении физкультуры и спорта.
— Не жалеешь, что детство и юность отдала спорту?
— Нисколечко. Спортивная жизнь очень интересна. Например, ежегодно я раз десять езжу за границу, вижу мир, узнаю много нового.
— На свидания бегать времени, наверное, нет…
— И не говорите. Зато есть время общаться по телефону.
— Где встречала Новый год?
— С родителями в Караганде. Только и успела что отметить праздник, выспаться и собрать сумку. А потом снова уехала, чтобы готовиться к важным стартам.
...или войдите через аккаунт соцсети