Елена Хрусталева: «Я не боюсь говорить о своей цели»
В контракте казахстанской биатлонистки Елены Хрусталевой записано, что её задача — занять место с первого по шестое на зимних Олимпийских играх в Ванкувере. До Олимпиады остается три месяца. На прошлой неделе Хрусталева встала на лыжи. Все её мысли сейчас сосредоточены на подготовке. Не только потому, что контракт. Успешно выступить в Ванкувере — её заветная мечта.
Индивидуальный подход
После шестого места на последнем чемпионате мира в корейском Пьенчанге Елена Хрусталева сама в полной мере поверила в свои силы.
— В мае я съездила в фитнес-тур в Тунис, — рассказывает спортсменка. — Позанималась йогой в свое удовольствие, поела фруктов, отдохнула и снова начала тренироваться. Кроссы, стрельба, езда на лыжероллерах, значительно увеличила силовую работу после тренировок. До того доходило, что вечером, собираясь ложиться спать, я иной раз не могла вспомнить, чистила уже зубы или ещё нет.
Продумывая план подготовки, Лена взяла за основу прошлогоднюю программу, которая принесла ей успех. И снова поднялась в горы. Место её обитания на ближайший месяц — Большое Алматинское ущелье и высокогорный отель «Альпийская роза». Она живет здесь одна. Каждое утро на тренировку в горы поднимается её личный тренер Виктор Смирнов.
— Я много раз ездила на сборы за рубеж, — объясняет Елена. — Раньше такой вариант казался наиболее подходящим. Сейчас я рассуждаю иначе. Вот горы, вот хорошее место, где жить. Трасса есть, стрельбище есть. Что ещё надо? Да, где-нибудь в Финляндии условия будут лучше, но непосредственно на моей работе это никак не отразится. И зачем ехать в такую даль? Я благодарна нашей федерации за то, что мне предоставили возможность тренироваться самой. Мне не скучно. Мне это нравится.
— Лена уже достигла в спорте такого уровня, что может сама принимать решения, — подтверждает Виктор Смирнов. — Круглый год работать в команде тоже непросто. Психологически устаешь. Мы с ней самостоятельно работали все лето, сейчас начали тренировки на снегу, потом поедем на этапы Кубка мира. Лена — очень вдумчивая спортсменка. У нее большой опыт. Три команды за плечами — молодежная сборная России, взрослая сборная России, сборная Беларуси. Она знает, чего хочет. Все время анализирует свои действия и их результаты. Исходя из этих наблюдений, мы с ней постоянно корректируем тренировочный процесс.
Один день из жизни биатлонистки
До самодельной лыжно-биатлонной трассы от отеля пятнадцать минут пешком. Живописная лощина. На её дне и по теневой стороне склона рано ложится снег. Это местечко Виктор Смирнов знает ещё со времен своей молодости. Он с удовольствием вспоминает, как когда-то и сам здесь же занимался биатлоном. Сюда же вот уже второй год он возит и свою нынешнюю подопечную Елену Хрусталеву.
Самодельный круг, самодельные мишени. Для стрельбы лежа на снегу стелется обычный коврик. Пока снега мало мешающие камни с трассы убираются вручную.
— Встаю в восемь утра, — рассказывает Хрусталева. — Раньше приходилось вставать в шесть, чтобы успеть уехать в горы до городских пробок. Завтракаю — и на тренировку. Сейчас, пока ещё идет акклиматизация, сильно не нагружаюсь. После тренировки — обед и тихий час. После сна легкая прогулка до Большого Алматинского озера и обратно.
Весь день Хрусталева переживала за погоду. Яркое солнце на безоблачном небе совсем её не радовало. Нужны были тучи и снег, которого даже в горах пока мало. Разговоры о снежной «пушке» поднимались. Это было бы здорово, с одной стороны. С другой, конечно, маловероятно. Какая может быть «пушка» в такой глуши…
Стрельба лежа — это техника. Стоя — психология
— У Лены сейчас интересный период, — говорит Виктор Смирнов. — Она почувствовала силу в ногах, поняла, что она может бежать быстро. И если будет без ошибок стрелять, то сможет финишировать в первых рядах среди лидеров. Чувство ответственности и волнение при этом, конечно, возрастают в разы. Может, об этом не надо говорить. Но психология — очень важная вещь в нашем деле.
Стрельбе из положения «стоя» Елена Хрусталева уделяет особое внимание, потому что это упражнение является её слабым звеном.
— Я чувствую, когда надо сделать выстрел, но именно в этот момент часто его не делаю, — вздыхает биатлонистка. — Какие только приемы не пробовала, чтобы исправить этот свой недостаток. Этим летом стреляла очень много. До 200 выстрелов за тренировку. И без нагрузки, и с нагрузкой. Сама себе ставлю оценку «хорошо». Время ещё есть. Думаю, что на первых этапах Кубка мира я не буду выкладываться в полную силу, чтобы максимум энергии сохранить для Олимпиады.
О своих целях и задачах на Олимпийских играх Лена говорит свободно, без суеверий:
— Быть в «шестерке» — это часть моего контракта. Если я его не выполню, расстреливать меня, конечно, никто не будет. Но главное не в этом, а в том, что это и моя собственная цель.
— Все у Лены будет хорошо, — одобряет тренер. — Она девушка трудолюбивая, ответственная. Я доволен проведенной в межсезонье работой. Для контроля в сентябре мы съездили на летний чемпионат мира по биатлону в Германию. Там она заняла третье место в гонке преследования. Все по плану.
...или войдите через аккаунт соцсети