...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Другие


26 августа 2009 (00:04)

Ернар Еримбетов: «Буду идти до конца»

Ернар Еримбетов: «Буду идти до конца» Казахстанской спортивной гимнастике есть чем гордиться. В её истории навсегда запечатлены имена четырехкратной олимпийской чемпионки Нелли Ким, двукратного победителя Олимпиады Валерия Люкина и многих других.

Но все же в последнее десятилетие этот вид спорта в нашей стране неразрывно связан с одним человеком — Ернаром Еримбетовым. По крайней мере, навскидку приходит только его имя. Наша встреча с Ернаром произошла в гимнастическом зале Академии спорта и туризма РК. В это же время на снарядах тренировались и другие спортсмены. Отыскивая взглядом своего будущего собеседника, сразу же выделил его из двух десятков спортсменов, хотя до этого воочию его никогда не видел: знакомые по фотографиям профиль лица и осанка. Отвлекать от тренировки Еримбетова я не стал. Решил понаблюдать как за его действиями, так и за другими атлетами. Так сказать, проникнуться духом гимнастики. Думается, что не напрасно.

В гимнастическом зале волынить нельзя


Спустя некоторое время Ернар подошел ко мне и попросил ещё несколько минут для завершения упражнений. Сразу же в глаза бросился сравнительно большой рубец на левом плече. «Наверное последствия травмы, из-за которой гимнаст так и не смог попасть на Олимпиаду в Пекин», — подумал я мимолетом и, конечно же, согласился на просьбу.

Тем временем спортсмены, и старшие, и младшие, оттачивали различные элементы: кто на брусьях, кто на перекладине, кто на дорожке… Некоторые просто занимались на тренажерах. Обратил внимание на диалог молодого гимнаста, видимо, члена молодежной команды, и совсем юного спортсмена:

— Ты что волынишь и на тренера оглядываешься?
— суровым тоном обратился юниор к своему младшему коллеге.

— Совсем обленился!
— Да нет, Вася, я не волыню, — попытался оправдаться юноша и начал усиленно прыгать над маленькой перекладиной.

— Занимайся, давай, — с сознанием собственной правоты заметил подросток постарше и отправился дальше по своим гимнастическим делам. К этому моменту Ернар Еримбетов завершил свои тренировки, мы отошли в уголок и начали свою беседу с традиционного вопроса:

— Расскажи, как все начиналось?
— В гимнастику я попал по чистой случайности. Мой будущий тренер набирал детей в школах к себе в секцию. В первом-втором классе он зашел к нам, и я оказался в числе претендентов. Оставил свою визитку. Спустя время мои родители отвели меня к нему в школу. Так я и стал заниматься гимнастикой. Первоначально было больно, но я все перетерпел, тем более результаты у меня пошли практически сразу. Через два года выиграл свои первые юношеские соревнования. Это меня окрылило. Дальше — больше. Окончив школу, попал в национальную сборную страны. Стал выезжать на крупные турниры: чемпионаты, этапы Кубков мира… С 2001 года пошли хорошие личные результаты. Стал засвечиваться на серьезных соревнованиях.

Опасное кольцо


— Самым ярким спортивным событием многие спортсмены называют разное. А что больше всего запомнилось тебе?

— Олимпиада в Афинах. И хотя она мне, так сказать, не удалась, но результатом я все равно был доволен. Это были первые мои Игры, и я испытал все, что может почувствовать спортсмен: и психологическое давление, и моральное. Хотя физически был готов. Немного странно — те же снаряды, те же спортсмены, а чувствуешь себя не так, как на других соревнованиях. Я видел и сознавал, что наше руководство хотело медалей, но для меня первая Олимпиада стала очередной ступенью, достижением. Теперь у меня есть необходимый опыт для желанных результатов.

— Однако на вторую Олимпиаду в Пекин ты не смог отправится из-за травмы…
— Да. Я порвал связки на плече, выступая на этапе Кубка мира в Москве. Было это два года назад. Получил травму на первом же упражнении — кольце. Просто переусердствовал. Находился в хорошей спортивной форме, старался закрепить тонус мышц. Но у нас нет ни массажиста, ни медикаментов. Сам себя приводишь в порядок. Поэтому не чувствуешь, в какой форме у тебя мышцы и связки. Ты не можешь сказать, порвутся они или нет. Оказалось, что связка была натянута до предела. Не поехал в Штутгарт на олимпийский отборочный чемпионат мира. Хотя и после получения травмы думал, что успею восстановиться. Время было. Однако вскоре понял, что не окажусь в числе олимпийцев. Было очень досадно…, — после паузы и с грустью добавил Ернар. — Но я не опускаю рук и готовлю себя к Играм 2012 года. Это тот шанс, который я хочу использовать как можно лучше. Потому что возраст дает о себе знать. Тем более, за это время появилось очень много молодых спортсменов — идет смена поколений. Время же на подготовку меня ещё есть. Сейчас у меня все налаживается. Надеюсь, что все будет хорошо.

— Есть такое мнение, что человеческие мышцы по своей природе в принципе не приспособлены к выполнению тех упражнений, которые делают гимнасты на кольцах. Тем не менее после упорных тренировок развиваются мышцы, которые дублируют эти функции, примерно так, В противовес природе. Что скажешь по этому поводу?
— Да. Это очень сложный снаряд. Для многоборца умение хорошо работать на кольцах означает половину успеха. Правда, есть «однобокие» спортсмены, грубо говоря, культуристы, которые на других снарядах, кроме колец, не смогут выполнить нормативы первого юношеского разряда. Бывает и такое. Но это редкость.

— Что ты считаешь своим самым большим спортивным достижением?
— То, что вместе с моим тренером Владимиром Эспановым заслужил признание как Международной федерации гимнастики, так и лидеров спортивной гимнастики. И хотя на соревнованиях мы являемся соперниками, в жизни все они относятся ко мне очень хорошо. Для меня не так важен пьедестал, как уважение моих коллег. Когда я после травмы впервые выехал на соревнования, они были рады меня увидеть на снарядах — а ведь полтора года я никуда не выезжал.

Нелли Ким помочь не может


— Отыскал в интернете такой факт: ты завоевал первое золото в истории Казахстана на Всемирной Универсиаде в южнокорейском Тэгу в 2003 году. Расскажи об этом.
— Мы поехали на Универсиаду сразу же после чемпионата мира в Анахайме, Калифорния. На том первенстве я занял четвертое место в многоборье. Это лучший мой результат на первенстве планеты в этом виде программы. Вообще, отмечу, там я должен был быть в тройке призеров. Это мне сказали уже после чемпионата и специалисты, и организаторы. А причина все та же — необъективное судейство. Но мы не из той страны, которую «тащат». Из Америки мы отправились в Корею. Перелет занял 16 часов. Летел на соревнования с настроем «выступить как смогу». Потому что результатов не ждал — после «мира» был выжат, как лимон. Все же на том багаже, который имел, сильно не выкладываясь, я занял второе место в многоборье, хотя и упал, и завоевал две золотые медали в индивидуальной программе. Мой напарник Степан Горбачев завоевал серебро. Благодаря нашему выступлению Казахстан в командном зачете поднялся на порядок выше. С 50-х позиций мы оказались в числе 15 сильнейших команд. Если честно, не ожидал, что завоюю медали. Хотя, можно сказать, что после «судейства» чемпионата мира я заслужил эти награды.

— Часто приходится сталкиваться с необъективным судейством?
— Очень часто. На не очень крупных стартах судьи ставят мне высокие оценки, где-то даже и помогают. Все же есть уважение ко мне. А на крупных соревнованиях, когда идет речь об авторитете страны, то там уже все идет по-иному. Ни для кого не секрет, что нужно приезжать сюда с деньгами.

— И какие страны, так сказать, авторитетны?
— В первую очередь Румыния. Потому что президент Технического комитета — румын. А также страны, представители которых находятся в техкоме: французы, немцы. У итальянцев своя «крыша» — Бруно Гранди, президент Международной федерации гимнастики. Нельзя же его обижать. В своеобразном почете, конечно же, и Россия. Заметил также, что азиатские страны, Японию, Китай и Корею, стараются давить. Казахстан, кстати, особо не воспринимают. Иногда выстреливаем.

— А есть ли от Казахстана какие-то наблюдатели в оргкомитете?
— Три-четыре года назад в женскую спортивную гимнастику пришла наша прославленная спортсменка Нелли Ким. Она возглавила Технический комитет Международной федерации спортивной гимнастики.

— Для нашей страны что-нибудь изменилось в лучшую сторону?
— В мужской гимнастике никаких сдвигов нет. А женской спортивной гимнастики как таковой у нас в стране не существует. В нашей республике — это любительский вид спорта. Кто хочет, тот и занимается. Сборной команды больше нет. Не выделяются средства на выезды и зарплаты. У нас ведь как — вначале покажи результат, а потом будем выделять деньги. Считаю это не совсем оправданным. Приведу пример. В России после Алексея Немова в гимнастике пошел спад. Долго не могли собраться. Вроде и делают что то, но все же результатов особых нет. После того как спортсменам и тренерам подняли зарплаты, вернулся ещё ряд специалистов, сразу пошел резкий скачок вверх. Знаю это не от кого то, а от самих ребят. Средняя зарплата члена сборной 5 тысяч долларов. Это выше, чем в любой стране. Понятно, что есть стимул, есть к чему стремиться. Если попадаешь в олимпийскую сборную, то суммы выше. За каждую медаль идет премия.

«Лидером себя не считаю»


— Ты признанный лидер команды на протяжении многих лет. Каково быть единственной олимпийской надеждой в гимнастике на всю страну?
— После травмы таковым я себя не считаю. Потому что в чемпионате республики уже проигрывал Эльдару Валееву. Старался не усугубить травму. Но для меня это не проигрыш. Ведь внутренние соревнования не настолько важны, как международные турниры, и авторитет нужно зарабатывать именно там. У меня он есть. Тем более что нужно уметь и проигрывать. Сейчас у нас сложилась такая ситуация, что появился ряд молодых спортсменов в отдельных видах многоборья. Я не считаю отдельные виды большой гимнастикой. Гимнасты должны быть универсальными. Пока я не вижу хороших многоборцев в стране.

— Какой снаряд для тебя является любимым?
— У меня уже давно нет любимых снарядов. (Смеется) Есть коронные, на которых получается лучше всего. Это опорный прыжок, брусья и перекладина. Раньше весьма неплохо выполнял и вольные упражнения, и упражнения на коне и кольце. Но после травмы стараюсь восстановить форму через боль, слезы.

— Сейчас ты готовишься к чемпионату мира в Лондоне?
— Да. Мы стараемся начинать усиленные тренировки за несколько месяцев до начала крупных турниров. Работаешь на всех шести снарядах. Правда, без массажиста и врачей это очень сложно. Но мы все же подстраиваемся. До Олимпиады в Афинах у нас был массажист. Были заметны и сдвиги. А самого себя готовить очень сложно. Бывает, что два дня в неделю попросту вылетают. Лежишь и ничего сделать не можешь. Пока организм сам не восстановится.

— Большинство наших специалистов по гимнастике утверждают, что гимнастика в стране находится в не очень простой ситуации…
— Да. Это так. Если какой-либо вид спорта не включен в Олимпиаду, то он переходит почти на дотационное обеспечение. Что остается, то и дают. Отодвигается на второй план. Все вкладывается в лидеров. С одной стороны это правильно, но, конечно же, так очень сложно. Немногие пойдут работать на мизерные зарплаты. Просто мы уже привыкли к такому режиму. Будем на ближайших турнирах, чемпионате мира и Азиатских играх, зарабатывать себе баллы, чтобы государство видело наши успехи и вкладывало средства.

— Действительно ли в Азии гимнастика очень сильна?
— Да. На последней Олимпиаде 70% медалей завоевали спортсмены из Китая, Кореи, Японии. С этими гимнастами очень трудно соревноваться, но победить можно. В командных соревнованиях они очень сплочены, боевой дух крепок. Зато в индивидуальных программах с ними уже возможно побороться. Просто мы привыкли быть каждый сам за себя, поэтому и успехов у нас здесь гораздо больше.

Патриот своей страны

— Не было мыслей оставить спорт?
— Нет. Даже после травмы, когда все оказалось более серьезным, чем я ожидал. Хотя и чувствовал себя разбитым. Родители даже сказали, что, может быть, это знак о том, что надо остановиться. Я ответил, что буду идти до конца. Меня подержали и вся моя семья, и мой тренер. Можно сказать, что он меня заново слепил. Настолько все закостенело. Сейчас я уже вижу результаты. На этапе Кубка мира в Москве я выступал на двух снарядах: в опорном прыжке и брусьях. Я попал из квалификации в финал с первым и вторым результатом соответственно. Удивился даже. Там меня выделили судьи. А в финале в прыжке допустил ошибку. И стал пятым. Но рад был тому, что вышел в финал. Наверное от этого потерял даже концентрацию. Главное, что у меня все получалось. Для меня это бесценный опыт. После Москвы появилась уверенность в своих силах.

— Что ты готовишь к чемпионату мира в Лондоне?
— Это не лицензионный и не командный чемпионат. Можно выступать в многоборье и отдельных видах. Пока в многоборье я не могу соперничать с мировыми лидерами, а в отдельных видах попробую: в прыжке, на брусьях и перекладине. У меня есть стремление взойти здесь на пьедестал. Уважаю своих соперников, но чувствую, что могу это сделать. Буду бороться до конца.

— Думал о том, чем будешь заниматься после того, как завершишь карьеру?
— Если я попадаю на Игры в Лондоне, то заканчиваю свою карьеру. Потому что возраст… А дальше можно будет попробовать себя и на тренерской стезе. Правда, в нашей стране перспектив в этой профессии я не вижу. Нет ни массовости, ни хороших условий. Возможно, уеду в другую страну, попробую себя там. Однажды даже закидывал удочки. Не собирался никуда уезжать, но просто проверял: «Если я приеду и буду за вас выступать, что вы на это скажете?». Меня сразу стали уговаривать приехать. Согласились создать все условия. Мне это было приятно, и я ответил, что подумаю.

— Что тебя остановило от переезда? Зарплаты маленькие, условий практически никаких…
— Скорей всего, патриотизм. Как бы громко это не звучало. Здесь родился, вырос. Я могу уехать, когда закончу профессионально заниматься спортом. Стану выступать за европейский клуб. Тем более, нас здесь тоже особо не угнетали. По мере возможностей создавали что-то. Так было до Афин, например. Все, что нужно было, делалось. А бросить родителей, своего тренера я не могу… Как бы там ни было, я все же ни о чем не жалею. К слову, наши девчонки-гимнастки тоже принимали гражданство других стран, переезжали из страны в страну. А мир гимнастики в принципе тесен, и все друг друга знают. Судейский комитет на таких спортсменов смотрит не очень дружелюбно, меняется отношение к ним. Может, это громко сказано, но все же… Я не хочу кого-то принижать, просто так действительно было. Это их выбор, и не мне кого-то укорять.

— На чемпионат мира в Лондон сколько отправится гимнастов?
— Планируем отправить четверых. А ещё двоих отправить от Шымкента и Алматы. В ДШНК есть деньги только на четырех спортсменов. Теперь наш главный тренер ходит, договаривается.

— Нет страха усугубления травмы?
— До травмы я справился с мандражом. Контролировал его, когда надо было, себя немного будоражил. Так иногда необходимо делать. А сейчас, например, в Москве почувствовал себя немного зажатым. Нужны время и поездки, и все будет отлично. Опыт же из головы не выкинешь.

— На мировой арене ты выступаешь больше десяти лет. Изменилась ли спортивная гимнастика за это время?
— Да. Она стала более динамичной. Можно было делать сколько угодно упражнений, и оценку получали по десятибалльной системе, теперь от 10 до 17. В зависимости от сложности. С появлением все большего числа молодых спортсменов понимаешь, что становится сложнее конкурировать. Но у меня есть тот старый багаж, за счет которого мне удается работать на высоком уровне. Да, гимнастика сейчас усложнилась.

Япония лучше Европы


— Расскажи о своей семье.

— Моя жена Надира в прошлом также занималась гимнастикой. Входила в сборную Союза. С ней мы познакомились в Шымкенте на Спартакиаде народов Казахстана в 2001 году. И постепенно у нас все завязалось. В 2003 году у нас родился сын Малик, а в 2006 году — дочь. Много внимания уделяем им. Надира мне очень сильно помогает. Потому что знает, что такое спорт, тем более гимнастика.

— Какую кухню предпочитаешь?
— Люблю лагман, плов, манты, пельмени. Домашнюю пищу. Правда, для меня в моем режиме питаться этими блюдами нецелесообразно. Раз в неделю можно. Приходится следить за весом. У нас нет такой сгонки веса, как у боксеров и борцов. Все гимнасты держат рабочую форму, в рамках одного-двух килограммов.

— Тебе очень много довелось поездить по миру. Какая страна самая запоминающаяся?
— Япония. Честно скажу, что вся обстановка, люди, их менталитет меня сильно поразили. Было это в 1997 году. Мой первый крупный выезд. Возможно, из-за этого и был сильно удивлен. А когда узнал, что и улицы моют чуть ли не порошком, то едва травму не получил. (Смеется.) Япония понравилась мне гораздо больше, чем Европа. Хотя в Европе мне приходилось бывать довольно часто. Все страны и города Старого Света какие-то однотипные, серые, погода мрачная. Исключение — Испания.

— Почему выбрал гимнастику? Понятно, что спустя год-два, когда пошли успехи, трудно было остановиться. Как говориться, аппетит появляется во время еды…
— Когда я впервые зашел в зал и увидел всю обстановку — меня это сильно поразило. Как у ребенка, который смотрит на игрушку и ею загорается. Был момент в переходном возрасте, когда все тело болело. Тем не менее смог перетерпеть. Появилась спортивная злость.

— Кто в молодости был тем кумиром, на которого хотелось равняться?
— Леша Немов. Двукратный олимпийский чемпион. Тогда я был шестым номером в нашей сборной и выступал только за команду. В меня особо тогда не вкладывали. Старался во многом ему подражать. Думаю, что в определенной степени мне это помогло. А когда стал с ним соревноваться, и что-то у меня получалось даже лучше, чем у него, понял, что мы с ним равны.

— Кроме гимнастики какие виды спорта любишь?
— Мне все поддается. Хорошо играю и в футбол, и в теннис, занимаюсь прыжками в воду. Гимнастика — это универсальный вид спорта, благодаря которому можно начинать успешно заниматься любым видом спорта.

— Твоя цель в жизни?
— Первая цель — попадание на Олимпиаду. Выступить там достойно. А вторая — это моя семья. Поднять своих детей. Создать им базу. Это наше стремление с Надирой. Хотим поехать куда-нибудь после завершения моей карьеры. Посмотреть мир.

— Спасибо за беседу.
Автор: Дамир Серикпаев prosportkz.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети