Не многим поклонникам бокса детально известно о закулисных делах профессионального направления этого вида спорта, в котором, как известно, задействовано не только большое количество людей, но и крутятся внушительные суммы денег. Эта сфера шоу-бизнеса в Америке уже давно превратилась в одну из самых прибыльных, где у каждого каким-то образом причастного к ней человека имеются свои четкие методы и принципы работы, позволяющие добиваться желаемого результата.
Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz решил разобраться во всех деталях современных заокеанских вечеров профессионального бокса, а также поподробнее узнать о специфике работы промоутеров и менеджеров вместе с представляющим в профи интересы известных казахстанских боксеров Данияра Елеусинова и Ивана Дычко Зией Алиевым.
— Зия, многим поклонникам бокса было бы очень интересно узнать о том, что происходит за кулисами современного профи бокса — как организовываются бои, кто непосредственно в этом участвует, что входит в обязанности промоутера и менеджера. Не могли бы Вы поведать нам обо всех этих тонкостях?
— Бои организовывает, в принципе, промоутер. В этом бывает задействовано очень много людей разного рода: координаторы шоу, телевизионные сотрудники компаний, те, кто отвечает за социальные медиа, и так далее. Среди них, конечно, есть и очень важный в этом деле человек — матчмейкер. В любом промоушне, во всяком случае, — в Америке, матчмейкер — это главный человек или главный скаут, с которым лучше дружить, потому что в противном случае тебе могут дать такого соперника, которого ты не очень-то и хочешь. Такие люди очень хорошо разбираются в боксе и выбирают оппонентов для твоего боксера. Задача менеджера в таком шоу граничит с промоутерской, — то есть, главное, чтобы все прошло хорошо. Вы вместе соглашаетесь провести бой с определенным соперником, и главное, чтобы ваш боксер выступил успешно.
— Насколько важным моментом в профессиональном боксе является выбор оппонентов, и кто непосредственно за него отвечает— промоутер или менеджер?
— Матчмейкер, который работает на промоутера, находит соперника и выставляет его на бой против вашего боксера. Естественно, в процессе выбора он исходит из многих параметров, потому что если у боксера подписан контракт с этим промоушном, то под него ищут оппонента и стараются подобрать. Иногда, бывает, дают бой — 50 на 50, то есть, это получается уже, грубо говоря, для него как тест. У менеджеров не всегда получается выбрать оппонента, но есть такие менеджеры, которые могут выбирать для своего боксера соперников. Бывали такие случаи, когда тех противников, которых нам предлагал матчмейкер из промоушна, мы отклоняли и находили свой вариант оппозиции, который на тот момент выглядел для нас правильным решением, — но это получается не всегда, и не каждый менеджер это может сделать.
— Насколько известно есть менеджеры — такие, как Эгис Климас, чьими клиентами являются и казахстанцы Мейирим Нурсултанов, Жанибек Алимханулы, Мадияр Ашкев, Сагадат Рахманкулов, — у которых много бойцов со всей планеты, в том числе и чемпионов Мира. Как в таких условиях можно подбирать всем своим боксерам нужных им соперников и вести их карьеру?
— Опять-таки, — этим занимается матчмейкер. Я не думаю, что Эгис ходит и подбирает под всех соперников, учитывая, что у него очень много боксеров. Элементарный пример можно привести с Фазлиддином Гаибназаровым. В последнем поединке, который он проиграл, у него был совершенно неудобный соперник, которого я для своего боксера бы не выбрал. Многие фанаты бокса считают, что если он олимпийский чемпион, то должен выйти и все решить, но, откровенно говоря, такое было один раз — и это сделал Ломаченко. Все, — такого больше не будет, потому что не каждый боксер — Ломаченко. Василий вошел в историю, но это отнюдь не значит, что каждый олимпиец должен сделать то же самое, — наоборот, олимпийским чемпионам бывает очень тяжело трансформироваться и перейти в профессиональный бокс. Вторым-третьим номерам или тем, кто вообще никогда не попадал на Олимпиаду, бывает легче адаптироваться в профи. Я думаю, что большую работу в выборе соперников для боксеров Эгиса Климаса ведут матчмейкеры. Там есть бюджет, — то есть, если вы получаете какую-то определенную сумму гонорара, то на такую же сумму обычно под вас подбирается и соперник с таким же гонораром. В таких рамках не всегда получается подобрать хороших противников.
— Как долго может длиться этап, на котором команда боксера продолжает формировать необходимый ему сплав навыков и опыта, который спортсмен получает в поединках с теми или иными оппонентами?
— Здесь все зависит и от самого боксера тоже. Нужно с каждым боем потихоньку поднимать уровень оппонентов. Это заключается в различии стилей соперников. Один раз можно поставить против него левшу, чтобы он понимал, каково в профессионалах драться против левши. Иногда такой процесс занимает много времени. Опять же, — есть такие боксеры, как Ломаченко, которые чуть ли не с первого дня выходят на 10 раундов. Есть боксеры, который проходят всю дистанцию с раундами постепенно — сначала 4, потом несколько боев по 6 раундов, а потому уже — 8 и 10. В каких-то поединках боец проходит всю дистанцию, чтобы хорошо ее прочувствовать, а в некоторых все заканчивается уже в первом раунде. Многое зависит и от боксера тоже, потому что можно повысить ему оппозицию, и он будет выглядеть не совсем хорошо, а вся идея состоит в том, чтобы боксер выглядел здорово на телевидении.
— Насколько высок риск менеджера и промоутеров ошибиться в выборе противников для боксера, пока уровень оппозиции не является высоким?
— Бывает и так. Риск всегда есть. Иногда команда предполагает, что получится легкий бой, а происходит все с точностью до наоборот. Такое тоже бывает, но у нас в этом плане пока все нормально, хотя с такими вещами я встречался и видел их. Иногда оппонент с 15 победами и 10 поражениями выходит и задает сумасшедший бой, потому что ему терять нечего, и он не осторожничает, а, наоборот, идет в атаку, дабы обратить на себя внимание, чтобы его дальше привлекали как оппонента, потому что эти ребята так и зарабатывают, выступая все чаще.
— Как сами спортсмены относятся к начальному процессу становления своей профессиональной карьеры?
— Спортсмены, в основном, понимают, что им нужно пройти этот этап. Опять-таки, — в этой ситуации все зависит от самого боксера, потому что некоторые просят поставить против них кого-то посильнее, аргументируя это тем, что они чувствуют, что смогут пройти такого противника. Есть те, кто согласен проходить все эти бои, но это все и должно быть. Часто я вижу, что в комментариях болельщики не довольны тем, каких соперников подбирают для олимпийских чемпионов. Опять-таки, — тему с Ломаченко нужно закрыть, потому что то, что он сделал, повторить нереально. Не у многих есть такой стиль и кондиции. Ломаченко один такой, а все зацикливаются на том, что есть и другие олимпийские чемпионы. Нужно понимать, что между олимпийскими чемпионами есть большая разница.
— Какова вероятность того, что постоянный подбор проходных соперников расслабляет самого боксера, затрудняя его развитие и дальнейшие перспективы?
— Да, тут самое главное — с этим не переборщить. С каждым боем нужно чуть-чуть поднимать оппозицию боксера. Естественно, бывают моменты, когда у спортсмена была травма или его что-то беспокоит, но драться в любом случае нужно. Тогда ты подбираешь под него такого соперника, которого он просто пройдет. В основном, следует с каждым боем поднимать его оппозицию, и тогда к 8-му или 9-му поединку в профи он уже встретится с более-менее нормальным соперником и будет к этому готов. Бывают случаи, когда с проходными противниками переусердствуют, и у боксера получается рекорд из 20 проходных поединков, 19 из которых он завершил нокаутом, а когда ему организовывают большой бой, учитывая его высокие рейтинги, то в третьем или пятом раунде его останавливают. В таком поединке боксер бьет своего оппонента, который, как и он сам, такой же контендер, но проводил ранее серьезные бои, — а тот не падает. Спортсмен начинает понимать, что здесь что-то не так, и проигрывает, потому что не набрал нужных кондиций в соперничестве с теми, кого мы называем «мешками». В боях с ними ничего абсолютно набрать нельзя, и это просто этап становления, в котором нужно обучаться определенным деталям именно в бою. В залах можно тренироваться сколько угодно, но бой — это бой.
— Может ли менеджер вместе с боксером уйти к другому промоутеру, если их что-то не устраивает, и всегда ли это заканчивается судебными разбирательствами, как в истории Геннадия Головкин с Universum Box-Promotion?
— Практически на 100% это судебное дело. Стороны обращаются в суд, потому что промоутер вкладывал деньги — и, соответственно, он захочет их вытащить, а боксер, в свою очередь, попытается уйти в другой промоушн. Просто спокойно договориться за круглым столом в таком случае — это редкость. Естественно, промоутер хочет какие-то условия и приумножения того, что он уже вложил, и никто не согласен «баш на баш» — все хотят большего. Всегда бывает тяжело вытащить боксера из промоушна. Если были какие-то серьезные нарушения со стороны промоутера, то адвокат может сразу это понять и вытащить боксера, но если же ничего подобного замечено не было, и боец просто хочет поменять промоушн на другой, потому что ему там якобы будет лучше и все такое, то это окажется большой проблемой.
— Расскажите напоследок, какие типы менеджеров встречаются в профессиональном боксе?
— Менеджер в профессиональном боксе — это не профессия. Это, в большей степени, тот человек, который инвестирует время, деньги и знания в боксера — в ожидании того, что он выстрелит, и это принесет свои плоды. Соответственно, есть менеджеры, которые опекают своего боксера от промоутера и не идут ни на какие другие сделки с промоутером, стараясь вести именно своего боксера. Есть менеджеры, которые идут на определенные теневые сделки с промоутером, который им доплачивает с гонорара боксера. Таким менеджерам, по большому счету, все равно, выстрелит ли его подопечный или нет, поэтому он может выставить своего бойца уже в третьем поединке против какого-нибудь серьезного оппонента. Зачастую это все исходит от промоутера, который хочет знать, стоит ли ему вкладывать в боксера в дальнейшем или нет. Иногда бывает так, что промоутер много вкладывает в бойца, а тот в первом же серьезном поединке проигрывает. Естественно, тогда он теряет свои деньги. Этим и объясняется то, что некоторых проспектов, как мы видим, сразу на второй или третий бой ставят против сильных противников. Все это решение промоутера, поэтому просто нужно разобраться и понять, какую же сделку менеджер заключил с промоутером. Зачастую для того, чтобы подписать боксера, менеджеры согласны на любые условия промоутера, но это иногда приводит к таким последствиям, что проспект, которого ведут, проигрывает. Есть такие менеджеры, которые особо и не разбираются в боксе: то есть, им дают соперника — и они его берут, а особо вникать в это не хотят. Есть менеджеры, которые разбираются в деле и ставят свои условия, когда подписывают боксера, и не боятся говорить с промоутером. Зачастую они даже ругаются с промоутером — то есть, делают все во благо интересов своего бойца. Таких менеджеров очень мало, но они есть.
...или войдите через аккаунт соцсети