...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Хоккей


2 ноября 2009 (00:27)

Евгений Агуреев: «Нужно заново посадить дерево»

Евгений Агуреев: «Нужно заново посадить дерево» Когда речь заходит о хоккее с мячом, невольно вспоминаешь «золотой» коллектив алматинского «Динамо» 80-х годов прошлого столетия. Многократные призеры чемпионатов СССР, победители первенства 1977 года, обладатели Кубка европейских чемпионов следующего сезона.

Вот неполный перечень достижений того коллектива. И в составе той команды выступали ребята со всего Союза. Один из них лучший бомбардир чемпионатов СССР Евгений Агуреев, приехавший в Алма-Ату летом 1974 года.

В профсоюзе с 14 лет


— Женя, ностальгия по тем временам осталась?
— Естественно. Когда видишь, что хоккея с мячом уже нет, обидно до боли. Я вспоминаю 70-80-е годы. Какое было время? С утра до ночи зимой мальчишки гоняли мяч или шайбу во дворах. А летом «переключались» на футбол. Палкой трудно было загнать ребятню домой. И я, можно сказать, вырос на улице. Это было в Ульяновске, где родился и жил. Я ещё занимался легкой атлетикой. Прыжками в высоту. Норматив мастера спорта был 2 метра 5 сантиметров. В 14 лет я прыгал 195. Мои тренеры были уверены, что из меня получится неплохой спортсмен в этом виде.

— Но ты ушел в хоккейную команду. Почему выбрал этот вид?
— В Ульяновске выступала всего одна команда по игровым видам спорта в высшем дивизионе это была «Волга». Местные мальчишки все бредили хоккеем с мячом. Я неплохо катался на коньках. Однажды Виталий, мой брат, который уже играл в этой команде мастеров, позвал меня на тренировку. С того момента я уже не «шарахался» из стороны в сторону. Твердо был убежден, что это мое.

— Когда пришли первые успехи?
— Можно сказать сразу. В 14 лет я выступал вместе со старшими на первенстве области. Мне даже билет профсоюзный выписали. Здорово проявил себя на этом уровне и через год. Будучи десятиклас­сником, играл уже в составе «Волги». Первый гол забил в Куйбышеве команде «Труд». Зарплату стал получать. Деньги пусть и не большие, но помощь семье была ощутимой. Мама нас семерых поднимала одна. Отец погиб на производстве. А брат как раз в это время уехал играть за СКА (Свердловск). Правда, через два года он вернулся домой. Мы играли вместе, я левого нападающего, он левого полузащитника.

— Тогда ты и попал в сборную Союза?

— Мы выиграли чемпионат мира среди юношей. Стали привлекать и в главную команду страны. Представляешь, кто там играл?! Дураков, Маслов, Фролов, Соловьев, Герасимов! Что не имя — звезда! Там на первых сборах познакомился и с алматинскими динамовцами Лобачевым, Паневым и Бочковым. Тогда не знал, что они в скором времени станут моими партнерами.

Выходил играть под расписку


— В Алма-Ату тебя пригласили?

— Мне не раз в составе «Волги» приходилось приезжать в столицу Казахстана. Потом мы неоднократно с динамовцами были на сборах. На одном из них ещё в 1971 году я подошел в главному тренеру алматинского коллектива Эдуарду Фердинандовичу Айриху и сказал, что хочу играть под его началом. Он тогда ответил: «Если твой тренер отпустит (они были друзьями), двери „Динамо“ открыты». Меня, естественно, в Алма-Ату не отпустили, как и в другие команды. Тогда приглашали многие. Однажды посчитал гарантийные письма от наставников других команд. Их было одиннадцать. Они предлагали мне хорошие условия, высокую зарплату. В том числе долго рассчитывали на меня московские динамовцы, армейцы Свердловска, команды, игроки которых составляли основной костяк сборной СССР.

— Один некорректный вопрос: почему Евгений Агуреев не заиграл в главной команде страны?
— Медики не выпускали на поле. Известный профессор Литунов сказал однажды: «Этому молодому человеку ходить пешком нельзя, не то что бегать». У меня обнаружили сердечное перенапряжение. Вердикт, как в военной комиссии: «Не годен». Даже позже в алматинском «Динамо» я три последних сезона выходил на площадку под расписку.

Трофимову стало стыдно


— Трудно было в новом коллективе?
— Нисколько. Ребята подобрались со всего Союза. Радовали болельщиков своей игрой и летом и зимой. Вот здесь, в «Динамо», я, можно сказать, раскрылся полностью. Если раньше за сезон забивал 33–34 гола, то, выступая за казахстанский клуб, увеличил число результативных ударов вдвое. А в 1979 году наколотил в ворота соперников 74 гола. Хотя в этом сезоне у меня открылась язва желудка, и я играл вполсилы. Некоторые матчи пропустил. К тому же не забил 11 двенадцатиметровых ударов.

— Но стоп! Мы пропустили сезон-77, когда «Динамо» впервые стало чемпионом?

— Могли «золото» взять годом раньше. Команда была «на ходу». Не хватило малости. Московскому «Динамо» помогали судьи, в федерации делали под него удобный календарь. Но в 1977 году мы буквально разгромили их у себя дома — 9:3. И пять мячей забил тогда я.

— Помню ту игру…
— Так вот, после первого тайма москвичи проигрывали 1:5. А их тренер Трофимов ушел в перерыве между таймами со стадиона. Ему было стыдно.

— Женя, сегодня много спорят относительно твоих голов в чемпионатах СССР… Сколько же ты забил? Одни называют цифру 742, другие — меньше.
— 634 гола в чемпионатах СССР. А за алматинское «Динамо», в котором провел десять сезонов, — 518. Если посчитать мои результативные удары в розыгрыше Кубка страны, Кубка европейских чемпионов и других стартах, их будет более тысячи. Статистику тогда не вел. Но знаю, что забивал одну треть всех мячей команды. Порой соперники завидовали нашей голеадорской дружине — один сезон наколотили почти двести голов.

О коллективе и о наставниках


— С кем все же больше всего ты общался в команде?
— Это был дружный коллектив. Отношения в нем были теплые. За деда выступал Яков Апельганец. Мы с ним всегда жили в одном номере. Иванычу я кличку «приклеил» Древний. А он меня звал Кучерявым. Мою шевелюру ты знаешь (и показывает на лысину).

— Как ладил с тренерами?
— И Казбек Давлетбеко­вич Байбулов и Эдуард Фердинандович Айрих были для нас отцами. На своем спортивном веку мне пришлось работать не с одним наставником. Алматинцев я всегда ставил на первое место. Это были душевные, творческие личности. Вместе они составляли незаменимый тандем. И благодаря им казахстанский хоккей на траве и с мячом завоевал авторитет в мире. До сих пор спрашивают за рубежом: как там алматинское «Динамо»?

Федерация пошла по легкому пути


— Можно сказать: хоккея в республике нет, но он жив. Наша сборная дважды уже в этом столетии выигрывала бронзовые медали чемпионатов мира. Твое мнение на этот счет?
— Все верно. Теплится хоккей с мячом только в одном городе — Уральске. Местная команда «Акжайык» в единственном числе бьется в чемпионате России. У нас даже нет своего чемпионата. Хотя когда-то было десять команд. В бенди играли в Хромтау, Караганде, Костанае, Астане и других городах РК. Где эти клубы сегодня?

Правда, включили хоккей с мячом в программу Спартакиады народов Казахстана. И на этом спасибо. Но возрождение этого вида спорта должно произойти. Рано или поздно спросят с тех, кто продолжает «валить» хоккей с мячом в пропасть. А успехи на чемпионатах мира — это работа федерации для «галочки». Ведь в команде выступают одни россияне с бирюзовыми паспортами. Федерация пошла по наиболее легкому пути. Чем строить ледовые арены с искусственным льдом, растить мальчишек, легче купить игроков. Но если наш вид спорта включат в Олимпийскую программу, такой номер не пройдет. Там мандатная комиссия очень строго подходит к таким фактам.

Я уже говорил главному тренеру сборной РК Александру Ионкину, чтобы он возил на чемпионат мира своих, доморощенных. Все равно мы не вылетим из когорты сильнейших. Норвежцев всегда можем и своими силами обыграть. А ребята получат бесценный опыт.

— Несколько слов относительно перспективы Азиатских игр…
— Радует, что бенди включили в программу предстоящих Азиатских игр в Астане и Алматы. Но будет ли кворум из четырех команд? Трудно об этом судить в данный момент. Точно приедет Монголия. Заявку получили от Индии. Кроме нашей команды нужен ещё один коллектив. Поговаривают о кыргызах. Но им надо помочь кадрами, нашими. У них хоккей с мячом тоже в загоне.

— То есть игроками?
— Правильно. Если мы хотим проводить соревнования, нужно помочь. К Азиаде надо готовиться. У нас пока молчат. Ни семинаров, ни другой подготовительной работы. Можно упустить время. Потом будет поздно.

— По-твоему, за какое время можно поднять хоккей с мячом в республике?
— За три-четыре года. Нужно посадить «дерево» заново и добросовестно за ним ухаживать. Только тогда оно даст плоды.
Автор: Алим Анапьянов vecher.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети