Сегодня в Алматы в зале учебно-спортивного комплекса «Достык» пройдет Открытый Евразийский турнир по шинкиокушинкай каратэ памяти Берика Кабулова.
Все мы с упоением смотрели фильмы с участием легендарного Брюса Ли. Слова: кунгу-фу, ушу, каратэ с таинственным выражением на лице нашептывали пацаны другу во дворах. Запрет на занятия восточными боевыми искусствами лишь подогревал интерес к ним. Пионеры-единоборцы уходили в подполье, в подвалы, скрываясь от властей и участковых, открывали первые секции. Нелегальные учебники и пособия были источниками информации. Никто и предположить не мог, что каратэ многолико, что существует множество направлений и стилей этого древнего боевого искусства. В начале 90-х прошлого столетий и для каратэ рухнул «железный занавес», в страны бывшего Союза хлынули посланцы Окинавы, которые объясняли и показывали, что такое культура каратэ.
О становлении этого вида спорта в Казахстане нам рассказал президент алматинской федерации шинкиокушинкай каратэ имени Кабулопа, первый вице-президент республиканской Федерации обладатель черного пояса и 3-го дана Владимир Ким.
— Сейчас каждый знает, что в каратэ существует несколько направлений, это шотокан, каратэ-до, киоку-шинкай, шинкиокушинкай, го-дзюрю. Но не многие знают, что каратэ бывает полноконтактным, то есть боевым, и бесконтактным — это спортивное направление. Основателем боевого стиля является сенсей Аяма Масу-тацу, кореец по происхождению, — пояснил Владимир Андреевич. — На заре прошлого века ребенком он попал в Японию, увлекся боевыми искусствами и позже основал собственное направление. Его стиль пользовался огромной популярностью, Масутацу устраивал бои, показательные выступления. Одно объединяет все стили каратэ — это его философия. В первую очередь наш вид воспитывает дух и совершенствует тело, учит жить в гармонии с окружающим нас миром. Через эти качества человек достигает физического превосходства. Каратэ в переводе означает «голая рука», то есть голыми руками можно победить врага. Мы проповедуем боевой стиль — шинкиокушинкай. Но это не мешает детям 4–5 лет активно заниматься этим видом спорта. Сейчас к нам приходит все больше и больше людей разного возраста, видимо, кризис вызвал всплеск преступности, и люди хотят уметь защищаться.
— Что вы скажете о развитии вашего вида в республике в целом?
— Федерацию я возглавил восемь лет назад, когда не стало основателя нашей организации Берика Кабулова, тогда это была Федерация кекусинкай каратэ. Делать первые шаги всегда трудно, не было залов, тата ми, системы не было. Сейчас легче. Динамика развития неплохая, мы открыли филиалы в девяти регионах республики. Республиканскую федерацию вот уже два года возглавляет депутат Мажилиса Парламента РК Толеген Мухамеджанов. Тем не менее, темпы развития оставляют желать лучшего. Федерация — общественное объединение, нас не финансирует государство. Мы выживаем за счет собственных средств, всеми силами пытаемся бороться с трудностями. Если раньше в мировом рейтинге мы занимали 70 место, то сейчас — в первой десятке железно, даже в пятерку попадаем, У нас есть результаты; серебро на Кубке мира (2006 год), у нас есть чемпионы Европы, Азии, России, Японии. Сегодня все знают, что с Казахстаном сложно конкурировать — есть серьезные бойцы. В Азии мы вообще первые, на протяжении шести лет на никто не может обыграть в командном зачете.
— В воскресенье, надо думать, мы увидим их в деле?
— Открытый Евразийский турнир станет для нас обкаткой. Летом этого года и Санкт-Петербурге пройдет Кубок мира, перед этим мы хотим оценить готовность наших ребят, поэтому пригласили сильнейших из регионов России, поверьте мне — это хорошие бойцы.
— Параллельно будут «рубиться» и юноши?
— Это полезная практика, они увидят мастер- класс в исполнении своих кумиров. Разумеется, в свою очередь они будут стараться показать максимум своих возможностей, ведь на них будут смотреть чемпионы.
— Вы сказали, что шинки оку шин кай — боевое направление. Травмы во время поединков — явление обычное?
— Нет, В этом и парадокс. Наши бойцы умеют держать удар, их мышцы натренированы. Попробуй выдержать удар в грудь в 300–400 кг. А мы держим, после боев даже синяков нет. Травмы обычно случаются в бесконтактном каратэ, где неготовый спортсмен может случайно нарваться на удар.
У наших бойцов сильный дух: с тем, кто 3–4 года занимался шинкиокушинкай, можно смело ходить в разведку. У нас сильно развито чувство братства. Где бы я ни был, если показываю значок киокушиновца, мне всегда помогут. Штаб-квартира международной организации шинкиокушинкай находится в Токио, президентом является Кензи Мидарри (8 дан, бывший чем пион мира). Кстати, если не ошибаюсь, только мы проводим чемпионат мира по «абсолютке». То есть боец, который весит 70 кг, может драться с бойцом, весящим 170 кг при росте за два метра. Бот что значит сила духа. Я тоже «ломал» двухметровых, и нормально. (Смеется.) Другой вопрос, что нужно уметь разрешать конфликт мирным путем, в этом философия каратэ.
— Этот вид спорта сегодня развивается за счет энтузиазма самих спортсменов и тренеров, государство, к сожалению, нас не поддерживает, — продолжает Ким. — Я сам госчиновник, но с сожалением должен констатировать, что при наших возможностях мы могли бы развивать эти виды более масштабно. Я не понимаю, когда виды спорта делят на олимпийские и неолимпийские. Посчитайте, сколько людей сегодня занимаются единоборствами, в большинстве своем эти виды не входят в программу Олимпиад. У нас же занимаются настоящие бойцы — это те, кто может встать на защиту Родины, это же боеспособная армия. Мы завоевываем для страны больше золотых медалей, нежели представители олимпийских видов. Став президентом федерации, я начал с детей, со школ. Данная тактика оказалась верной. За эти годы дети выросли. Вот Алексей Леонов — ему было 14 лет, такой тихий, незаметный парнишка. Сегодня он чемпион России, Японии, чемпион Азии, чемпион Европы, взял серебро на Кубке мира. В весе до 80 кг он идет вторым номером в мировом рейтинге. Хочу также отметить вклад наших тренеров Александра Медведева (шихан, 5 дан), Кайрбека Сарманова (шихан, 4 дан), Болата Вактаева, Александра Колесникова (3 дан, главный тренер сборной Казахстана), Сергея Демидова, Андрея Петровского и многих других. Вот и работаем за счет друзей — спонсоров, таких, как KCELL и других компаний. Почему бы нам не провести закон, который давал бы налоговые послабления бизнес-структурам, финансирующим спорт? Весь мир это практикует, я доктор юридических наук, знаю, что говорю. В той же России организовали ассоциацию, куда вошли все виды каратэ, выделили бюджет. Вот это я понимаю. Сейчас в каждом районе Алматы я открыл школы, арендую тренерам жилье. А ведь при поддержке мы могли бы сделать куда больше.
Автор: Фархат Изизов Источник: «PROСПОРТ» Казахстан
...или войдите через аккаунт соцсети