Уходящий год Свиньи удачным для казахстанского спорта не назовешь. Неполных восемь месяцев остается до Олимпиады, а по олимпийским видам спорта у нас есть только один чемпион мира – во второй раз подряд им стал карагандинский боксер Серик Сапиев. И лицензий в Пекин на руках имеется гораздо меньше, чем можно было ожидать к данному моменту. А выход (или планомерный вывод) из игры наших ведущих велогонщиков Александра Винокурова и Андрея Кашечкина сам по себе чего стоит? Кто мог предположить, что оно все так обернется.
«Тур де Франс» этого года стал потрясением с большой буквы. Не только для Казахстана. Для всех. Велоспорт давно знаменит своей страстью к допинговым разоблачениям, но тут уже едва не отошли на второй план сами соревнования. Казахстанцы с нетерпением ждали этой гонки в надежде, что Винокуров ее всетаки выиграет. Но даже если нет, все равно интересно, как будет ехать «Астана». Вместо этого: падение Винокурова на пятом этапе, 30 швов, наложенных на его травмированные колени, победы на 13-м и 15-м этапах, обвинение в использовании допинга, снятие «Астаны» с «Тура» и увольнение Винокурова из команды. Дальше – больше. Аналогичные проблемы возникают у Андрея Кашечкина. Оба наших гонщика решительно не признают себя виновными. Каждый ищет свои пути защиты. Винокуров консультируется с медиками, Кашечкин подает в бельгийский суд беспрецедентный иск о нарушении его прав человека со стороны Всемирного антидопингового агентства и Международного союза велосипедистов (UCI). Судья признает этот иск неоправданным. В свою очередь, UCI не выдает результаты анализов допинг-проб Кашечкина. Формально его уже ни в чем не обвиняют, но физически ни одна команда, в том числе и «Астана», не решаются принимать его в свои ряды. Вслед за решением бельгийского суда Казахстанская федерация велоспорта выносит решение о годовой дисквалификации Александра Винокурова, а на следующий день Винокуров объявляет о завершении спортивной карьеры и об отказе выступать на Олимпийских играх в Пекине, хотя к тому времени срок дисквалификации уже будет окончен. И еще раз подчеркнул, что не признает себя виновным и будет продолжать борьбу за свое честное имя до победного конца.
Между тем, вопреки прогнозам, команда «Астана» не закрылась. Наоборот, она нашла новых спонсоров, сменила место дислокации и заключила ряд громких контрактов. Теперь за Казахстан будет выступать победитель «Тур де Франс» Альберто Контадор, а руководство клубом принял один из самых известных в мировом велоспорте менеджеров Йохан Брунель. Только в этой команде уже не будут выступать лидеры казахстанского велоспорта – Александр Винокуров и Андрей Кашечкин (на снимке).
Год начинался со скандальных обсуждений в прессе – сможет ли удержаться на плаву казахстанский бокс? Их причиной стала смерть молодого файтера во время соревнований в Алматы, выступление сборной команды на Азиатских играх в Катаре, которое называлось провалом, и внезапная смена не в нашу пользу руководящего состава Международной боксерской федерации (AIBA).
В конце января недолгое ликование принесла добрая новость из китайского Чанчуня, где проходили VI зимние Азиатские игры. Первые победы наших хоккеистов со счетом 38:0 и 52:1 против команд Арабских Эмиратов и Таиланда вызвали немалый ажиотаж. Этот легкий успех вскружил голову нашим хоккеистам. Похоже, они досрочно растратили свой победный потенциал, так что на финальную часть турнира его уже не осталось. Казахстанцы ощутимо доминировали в игре со сборной Японии, однако уступили ей со счетом 2:3 и не смогли стать трехкратными чемпионами Азиады.
Без главных тренеров в этом году остались мужская и женская национальные сборные по волейболу. Причем события изменялись с калейдоскопической быстротой. В середине лета досрочно покинул Казахстан приглашенный из России «волейбольный Пеле» Владимир Кондра, считающийся одним из лучших тренеров в мире. Головокружительных успехов за время его работы команда не добилась. За старшего в алматинском клубе «Рахат» временно остался первый помощник Кондры Виктор Журавлев. Он руководил командой на играх Кубка президента и чемпионате Азии среди сборных в Индонезии, где Казахстан занял непочетное десятое место. После смены спонсоров и переименования «Рахата» на «Алматы» Журавлев остался без работы, а на его место пригласили игрока советского «Буревестника» Николая Рогозина. В разгар перипетий в мужской команде те же проблемы не обошли и женскую. Работу главного тренера женской сборной и женского «Рахата», последние годы трудившегося в России казахстанского специалиста Евгения Сивкова, признали неудовлетворительной. Он покинул сразу оба поста, и команда почти два месяца находилась в управлении второго тренера Рустама Масимова. Затем на должность главного тренера клуба «Рахат» был приглашен Виктор Журавлев. Сивков к тому времени уже работал в команде «АстанаКанаты». Однако ни один из новых наставников на должность главного тренера национальной сборной пока не утвержден, и в Волейбольной федерации Казахстана до сих пор затрудняются назвать, кто займет эти должности, как и когда это произойдет.
Под занавес года пришло еще одно очень не веселое для нас известие о том, что честно завоеванная казахстанскими гандболистками путевка на Олимпийские игры признана недействительной. После окончания чемпионата мира на сайте Международной федерации гандбола появилась информация об аннулировании результатов азиатских квалификационных турниров. По причине необъективного судейства у мужчин и обнаруженных процессуальных нарушениях у женщин. Напомним, что женский лицензионный чемпионат Азии по гандболу в августе прошел в Алматы, и сборная Казахстана его выиграла. Какие шансы у наших девушек отстоять эту путевку, если переигровка действительно будет назначена? Не слишком большие, особенно при условии, что игры планируется провести на нейтральной территории – в Пекине, а главный претендент на эту лицензию – сборная Южной Кореи – является одним из мировых лидеров женского гандбола. Ну как после этого не вздохнуть: свинство, да и только.
...или войдите через аккаунт соцсети