Гонщиков уровня Александра Винокурова, который объявил об уходе из спорта, в Казахстане больше нет и, возможно, никогда не будет.
Велогруппа «Астана» на финишировавшем в минувшее воскресенье «Тур де Франс» не выполнила ни одной из поставленных перед ней задач. Не выиграла командный зачет — «Астана» лишь 19-я, не победила ни на одном из этапов «Тура» и не поднялась на подиум в индивидуальном зачете — лучший результат в «Астане» принадлежит Реми Ди Грегорио, оказавшемся в генеральной классификации на 39-м месте. По мнению Валентина Рехерта, генерального секретаря Федерации велоспорта Казахстана, падение на 9-м этапе и сход с многодневки лидера «Астаны» Александра Винокурова оказался таким сильным ударом для команды, после которого она так и не смогла оправиться.
— Злополучная травма Винокурова поломала все планы «Астаны», — говорит в интервью «НП» Валентин Рехерт.
Мы предполагаем, а велосипедный бог располагает. Нынешний «Тур де Франс» по планам должен был стать прощальным бенефисом для 37-летнего Александра Винокурова — сильнейшего казахстанского велогонщика, одного из лучших гонщиков мира начала XXI века. Но не стал. Велогруппа «Астана» после победы в командном зачете «Джиро д’Италия» выглядела явным фаворитом в борьбе и за командный зачет «Тур де Франса». Но, увы, в итоге финишировала в конце второй десятки. Ни один из этапов «Тур де Франс-2011» гонщикам «Астаны» не покорился.
— Итоги выступления «Астаны» на «Тур де Франс» неутешительны, — рассказывает Валентин Рехерт. — Все порушилось в тот злополучный день, когда Саша Винокуров вылетел на спуске в кювет, сломал бедренную кость и был отправлен в больницу (10 июля, 9-й этап). Представьте себе, вся команда готовилась к «Тур де Франс» целый сезон, все гонщики знали, что тактика и стратегия команды будут строиться вокруг Винокурова, всю первую неделю «астанинцы» работали на лидера, жертвуя своими амбициями и позициями в общем зачете и тут, бац, падение. Смысл гонки для них потерялся. Это был такой моральный удар, после которого гонщики «Астаны» так и не смогли оправиться. Если бы сошел с «Тура» кто-либо из братьев Шлек — Энди или Фрэнк, — уверен, второй оставшийся не смог бы подняться на подиум.
После него последовал удар физический. Практически каждый из гонщиков «Астаны» побывал в завалах, получил травмы. Например, Дмитрий Фофонов ехал с отколотой косточкой на запястье, у всех были гематомы. То есть гонщики «Астаны» были вынуждены постоянно превозмогать боль.
— После падения и схода Винокурова Вы говорили, что «Астана» все еще имеет хорошие шансы выиграть командный зачет «Тур де Франс». Но в итоге у команды лишь 19-я позиция…
— Прогнозы в велоспорте — вещь неблагодарная. Небольшой камешек под колесо — и все, гонщик упал, получил травму, покинул гонку. А если это лидер?! Или даже основной помощник? Чтобы делал Томас Феклер, носивший желтую майку лидера до 19-го этапа, без Пьера Роллана, который буквально тащил на себе Феклера всю гонку и стал лучшим в категории молодых гонщиков?! Он бы половину пути не проехал лидером.
Повторюсь, сход Винокурова оказался слишком сильным ударом для «астанинцев». И в командном зачете у «Астаны» также ничего не получилось.
— Александр Винокуров объявил о завершении карьеры гонщика. Есть ли у него достойная смена?
— Такие гонщики, как Альберто Контадор, Энди Шлек, Александр Винокуров, рождаются раз в миллион лет! В Казахстане такого лидера, как Винокуров, к сожалению, нет и, возможно, в ближайшее время не будет. Чтобы найти такого велосипедиста, надо просмотреть десятки тысяч юных гонщиков от 12 до 16 лет, затем выбрать нескольких из них, тренировать их, создавать им все условия, и потом не факт, что кто-либо из них превратится в супергонщика.
— Помнится, в конце 90-х целый ряд казахстанских гонщиков выступал за сильные европейские команды, среди них Андрей Тетерюк, Александр Шефер, Андрей Кивилев, Андрей Мизуров, тот же Винокуров… Именно в то время говорили — эх, если бы собрать их всех под знамена одной — казахстанской — команды. Сегодня такая команда у нас есть — «Астана», а найдутся ли гонщики такого уровня?
— Все эти гонщики, которых вы назвали, были воспитаны в советское время. Они прошли советскую школу велоспорта. Тогда в Казахстане велоспорт был очень сильно развит — особенно детско-юношеский и молодежный. Он был на ведущих позициях в Союзе. У нас проводились чемпионаты СССР, сборная Союза регулярно тренировалась в Алма-Ате… Конечно, и сегодня есть перспективные гонщики, но профессионалов уровня Шефера, Тетерюка, не говоря уже о Винокурове, найти трудно. Сегодня необходимо больше внимания уделять резерву.
— По итогам «Тур де Франс-2011» 24-летний казахстанец Андрей Зейц попал в десятку сильнейших молодых гонщиков, а также показал лучший результат среди казахстанцев, заняв 45-е место. Что можете сказать о нем?
— Андрей — молодец! Он оправдал наши надежды. Пожалуй, сегодня Зейц самый перспективный из всех казахстанских гонщиков. У него отличные физические данные, неплохой индивидуальный ход и в горах он едет хорошо. На «Тур де Франс-2011» Андрей проявил себя на 14-м трудном горном этапе, когда атаковал и в итоге финишировал на 16-м месте.
— Кто из гонщиков «Астаны» не оправдал надежд? Как выступили легионеры, например, Роман Кройцигер — так называемый теневой лидер «Астаны» в «Туре»?
— Претензий ни к одному из гонщиков нет. Все старались. Вспомните, «астанинцы» на каждом из этапов уходили в отрывы, много атаковали и были, что называется, на виду.
— Что скажете о выступлении Максима Иглинского, который несколько лет назад считался самым перспективным гонщиком Казахстана?
— На «Тур де Франс» Максим был заметен на 18-м этапе — одном из самых трудных этапов «Тура», когда он долгое время был в отрыве совершенно один. Иглинский хорошо поработал, набрал очки в горный зачет. Но если говорить о его карьере, не касаясь «Тур де Франс», то в прошлые годы Максим выступал лучше, набирал больше очков как в многодневных, так и в классических однодневных гонках. Ему надо, конечно, сделать соответствующие выводы.
— Победа Кадела Эванса в общем зачете была закономерна?
— Он ее заслужил. Он выиграл «Тур де Франс» практически в одиночку. Его команда — ВМС — только на равнине работала на него, а в горах он всегда ехал один. Страдал, терпел, но продолжал двигаться. Контадору и Шлеку их оруженосцы помогали значительно больше и эффективнее.
Вообще, расклад, сложившийся на этом «Тур де Франс», когда лидером гонки практически до ее конца являлся Томас Феклер, который никогда не считался сильным горняком; когда Контадор выглядел не так мощно, как обычно; когда братья Шлек были не столь уверенными в своих силах; идеально подходил для Александра Винокурова. Думаю, если бы не его падение, он бы железно поднялся на подиум «Тур де Франс».
— Необходимо ли «Астане» усиление, так называемая свежая кровь?
— Необходимо, как и любой другой команде. По окончании сезона в «Астану» придут новые гонщики, появятся новые перспективы.
...или войдите через аккаунт соцсети