На днях было официально объявлено о том, что карагандинскую «Сарыарку» в качестве главного тренера принял Геннадий Цыгуров, помогать которому в качестве наставника вратарей будет Андрей Болсуновский. Факт неоспоримый: на сегодня столь опытных, квалифицированных и именитых специалистов, как Геннадий Федорович, на просторах хоккейного Казахстана сегодня нет. С тольяттинской «Ладой» Цыгуров дважды выигрывал Кубок МХЛ (аналог сегодняшнего Кубка Гагарина), становился обладателем Кубка Европы. «Авангард» из Омска он привел к серебряным медалям чемпионата России. Кроме того, в активе мэтра «золото» молодежного чемпионата Мира с российской командой и работа в качестве второго тренера национальной сборной России на протяжении трех сезонов.
Какими судьбами столь востребованный специалист оказался в нашей стране? Что он думает о казахстанском хоккее вообще и своем новом клубе в частности? Об этом мы решили узнать у Геннадия Цыгурова лично.
— Геннадий Федорович, до приезда в Караганду много знали о «Сарыарке»?
— Да не особенно. Клуб ведь молодой еще. Больше знал о том, что в Караганде какое-то время базировался «Казахмыс», который, под руководством моих земляков — челябинских тренеров, выигрывал чемпионат Казахстана.
— Вы работали тренером-консультантом в национальной сборной Казахстана, которую тренировал Николай Мышагин. Откуда такой интерес к казахстанскому хоккею?
— Да, на протяжении пяти лет я был тренером-консультантом казахстанской сборной. Интерес к хоккею Казахстана возник не на пустом месте. В советские времена славу казахстанскому хоккею приносила усть-каменогорская школа. «Торпедо» успешно выступало в чемпионате СССР, в городе были подготовлены выдающиеся игроки — Борис Александров, Владимир Бородулин, Виталий Еремеев и многие другие. Именно в то время все полюбили Устинку и стали уважать казахстанский хоккей.
Слова:«Интерес к хоккею Казахстана возник не на пустом месте. В советские времена славу казахстанскому хоккею приносила усть-каменогорская школа.»
В становлении же карагандинского хоккея деятельное участие принимали челябинские специалисты Анатолий Шустов, Юрий Перегудов, Владимир Пыжьянов, Валерий Панин, позже — Анатолий Картаев, Юрий Шумаков, Валерий Киселев. Последний, кстати, помогал патриарху казахстанского хоккея Юрию Баулину плодотворно работать и в Алма-Ате. Так казахстанский хоккей и челябинский оказались неразрывно связаны друг с другом на протяжении уже примерно 45 лет.
У меня к казахстанскому хоккею отношение особое. Еще в 1966 году, открою секрет, Юрий Ваулин приглашал меня перейти играть в усть-каменогорское «Торпедо». Мой напарник по обороне «Трактора» Владимир Толстик поехал. Потом писал мне, звал. Но у меня тогда сын родился (Дмитрий и Денис Цыгуровы — известные в недавнем прошлом защитники — авт.), поэтому я не стал никуда дергаться.
Когда Николай Мышагин пригласил работать в национальную сборную Казахстана тренером-консультантом, рассчитывая на мой международный опыт, я с удовольствием принял предложение. И от этой работы остались самые приятные впечатления. Сборную Казахстана тогда называли «командой одной раздевалки» — в ее составе играли практически одни только воспитанники усть-каменогорского хоккея. Причем это были такие звездные хоккеисты, как Колесник, братья Корешковы, Еремеевы, Трощинские. Замечательный подобрался коллектив.
— Результаты у сборной тогда были неплохие…
— Считаю, что мы очень достойно выступили на чемпионатах Мира в Праге и Вене, Олимпийских Играх в Турине. Хотя и были у нас серьезные проблемы с привлечением в команду игроков из российских клубов. На Олимпиаде из 12 сильнейших в мире сборных заняли 9 место. А вот из группы, А чемпионата Мира вылетели… Судейство нас там порядком «поддушивало», да и очень мало игроков из российской Суперлиги привлечь удалось…
— В последнее время за казахстанским хоккеем следили?
— Очень рад, что в Казахстане хоккей столь мощно развивается. В КХЛ появился «Барыс», причем — отнюдь не в качестве мальчика для битья. С первых же игр клуб из Астаны заявил о себе как об очень серьезном сопернике. Хотелось бы сказать спасибо руководству страны и лично Президенту Казахстана, которые очень много внимания уделяют мощному развитию хоккея в стране. От себя бы хотел только пожелать, чтобы больше внимания акцентировалось на детском хоккее, который является основой для клубов и сборных Казахстана.
— Среди болельщиков и специалистов упорно ходят разговоры, что Вы приглашены в «Сарыарку» специально под вступление клуба в КХЛ…
— В Караганде строится современный Дворец спорта. В недалеком будущем планируется заявка клуба в КХЛ. Работать в таком клубе — мечта любого тренера. Очень интересно будет трудиться вместе с таким президентом клуба, как Аргын Зайруллаевич Нигматулин. Я в Караганде всего лишь 5 дней, но уже понял, что спокойной жизни здесь не будет. Этот человек фанатично влюблен в игру, ответственно подходит ко всем вопросам. Когда я работал в 90-х в «Ладе», руководство тольяттинского автозавода говорило: «Требуй невозможного — получишь максимум». То есть, если ставишь перед собой высокие задачи, то нечего тянуть, надо с самого начала работать ударными темпами.
— Вы работали и в клубах, и в сборных. В чем главное отличие?
— Основное отличие в том, что в сборной постоянный дефицит времени. В клубе можно больше ошибаться, постепенно формировать коллектив, в сборной должны быть сконцентрированы высокий профессионализм, оперативность. Без чувства высокой ответственности перед страной, ее народом, болельщиками невозможно занимать должность наставника сборной.
Сейчас со сборной России работает Вячеслав Быков, который начинал играть у меня в «Тракторе». Я очень горжусь, что мой воспитанник вырос до такого уровня.
— Со многими хоккеистами из состава «Сарыарки» прежде сталкивались?
— Рамиль Сайфуллин играл у меня в Омске. Дмитрий Кокорев и Михаил Доника становились чемпионами Мира в составе молодежной сборной России. С Сергеем Шихановым, Олегом Еремеевым, Павлом Думой знаком по Тольятти.
— Какие задачи готовитесь решать со своей новой командой?
— Задачи эти ставил не я. «Сарыарка» должна побеждать в каждом конкретном матче и в каждом турнире, где участвует.
Досье:
Геннадий Фёдорович Цыгуров
15 апреля 1942, Челябинск
Советский хоккеист, защитник, российский тренер по хоккею с шайбой. Мастер спорта. Заслуженный тренер России (1981). Заслуженный тренер СССР (1989). Почётный гражданин городов Тольятти (1995) и Челябинск (2006).
Награждён почетным знаком «За заслуги перед Челябинской областью» (2006). Кавалер ордена «Знак Почёта» (1981).
Женат, отец дочери и двоих сыновей, оба тоже стали хоккеистами.
Хоккейная карьера
Воспитанник специализированной ДЮСШОР «Трактор».
18 сезонов играл защитником в хоккейной команде «Трактор» с (1960—1977). Провёл 658 игр, забил 47 шайб. Бронзовый призёр чемпионата СССР (1977), финалист Кубка СССР (1973).
3 сезона был капитаном команды (1965—1969 гг).
Тренерская работа
С 1977 года перешёл на тренерскую работу. За это время работал с командами:
«Трактор» (Челябинск) в 1977—1983; 1987—1990; 2005—2007 годах;
«Ак Барс» (Казань) в 1984—1987 годах,
«Лада» (Тольятти) в 1990—2000 годах
победитель Кубка МХЛ в 1994 году
победитель Кубка МХЛ в 1996 году
обладатель Кубка Европы (1997)
«Авангард» (Омск) с 2000 года
серебряный призёр чемпионата России (2001)
«Торпедо» (Нижний Новгород) с 2002 года
«Кристалл» (Саратов)
«ХК МВД» (Тверь)
Команды «Лада», «Торпедо», ХК МВД и «Трактор» (2005) именно Геннадием Цыгуровым были выведены в Суперлигу.
В 1995—1996 и 1998—2000 годах — был вторым тренером национальной сборной России. В 1999 году молодёжная сборная России, где он работал главным тренером, стала чемпионом мира.
...или войдите через аккаунт соцсети